Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных методов и форм обучения

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий, способствующих реализации ФГОС, повышение качества знаний обучающихся, повышение мотивации к учёбе.

Задачи:

  • изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе;
  • подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе инновационных технологий, обеспечивающих применение деятельностного обучения с целью формирования УУД;
  • сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.

Введение

«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать самому -
и я научусь.»

Конфуций

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера - самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Актуальность использования современных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Современные технологии обучения определяются построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

Теоретическая часть

Формирование у школьников начальных классов навыков устного счета является одной из основных задач обучения математике в начальной школе.

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.

Уровни и критерии сформированности вычислительного навыка:

уровни / критерии

высокий

средний

низкий

правильность

ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами

ребенок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях

ученик часто неверно находит арифметические действия

осознанность

ученик осознает на основе, каких знаний выбраны операции, может объяснить решение примера

ученик осознает на основе, каких знаний выбраны операции, но не может объяснить, почему решал так, а не иначе

ребенок не осознает порядок выполнения операций

рациональность

ученик выбирает для каждого случая более рациональный прием, может из нескольких приемов выбрать более рациональный

ученик выбирает для каждого случая более рациональный прием, но не в стандартных условиях знания применить не может

ребенок не может выбрать операции, выполнения которых быстрее приводит к результату арифметического действия

автоматизм

ученик выделяет и выполняет операции быстро в свернутом виде

ученик не всегда выполняет операции быстро в свернутом виде

ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг

обобщенность

ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести прием вычисления на новые случаи

ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев только в стандартных условиях

ученик не может применить прием вычисления к большему числу случаев

прочность

ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время

ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок

ребенок не сохраняет сформированные вычислительные навыки

Формирование вычислительных умений и навыков - это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических, что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.

Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков.

Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины. Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между данными и результатами действий, законы и свойства действий.

Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух.

Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, они должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всей начальной школы на каждом уроке математики необходимо уделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организации занятий, от форм контроля, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют к ней интерес.

Интерактивное обучение - это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением». «Интерактив» от «interact» (англ.) «inter» - взаимный, «act» - действовать.

Интерактивность - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, учебник, компьютер).

Интерактивное обучение подразумевает:

  • активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;
  • равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;
  • эксперименты, творческий подход.

Научно-методические основы, на которых базируется интерактив:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет различий в стилях познания;
  • поисковые и исследовательские методы;
  • игровые методы.

Традиционное обучение на линии

Интерактивное обучение на линии

  • «Учитель - ученик»
  • «Учитель - группа учащихся (или аудитория)»
  • «Учитель - группа учащихся (или аудитория)»
  • «Учитель - ученик»
  • «Ученик - ученик» (работа в парах)
  • «Ученик - группа учащихся» (работа в группах)
  • «Ученик - аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах)
  • «Ученик - компьютер» и т.д.

Интерактивный метод обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, состоящая в создании комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий по математике, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использованием его отдельным элементов, то есть конкретных приемов и методов.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • «Мозговой штурм» (атака)
  • Мини-лекция
  • Контрольный лист или тест
  • Ролевая игра
  • Игровые упражнения
  • Разработка проекта
  • Решение ситуационных задач
  • Приглашение визитера
  • Дискуссия группы экспертов
  • Интервью
  • Инсценировка
  • Проигрывание ситуаций
  • Выступление в роли обучающего
  • Обсуждение сюжетных рисунков и др.

Средства обучения - это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов. Основа интерактивного обучения - это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.

Среди интерактивных средств часто выделяют:

  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • робототехнику и конструкторы LEGO;
  • интерактивный стол;
  • беспроводной планшет;
  • документ-камеру - прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий - купол с проектором внутри;
  • компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.

Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета;
  • повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся;
  • развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
  • саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.

Принципы работы с методами и приемами интерактивного обучения:

  • занятие - общая работа;
  • все участники равны;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Практическая часть

Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий отбор упражнений.

В своей педагогической практике я активно использовала следующие интерактивные формы обучения:

1. Мультимедийный счёт

В интернете представлено много презентаций с интерактивными играми для развития устных вычислительных способностей. Например, «Ромашка», «Баскетбол», «Корабли», «Открой окошко», «Лесенка» и «Кто быстрее?», «Альпинисты» и т.д.

Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильными. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах. С помощью данных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

Данные разработки можно легко найти в общем доступе и применить в ходе урока. Однако для самостоятельного конструирования подобных форм устного счета потребуется хорошее владение средствами ИКТ и большое количество времени.

2. Мозговой штурм, дискуссия, дебаты

Исследование или разбор, целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

План:

1) проблема

2) выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии

3) анализ результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Данный метод отлично применим на этапе актуализации знаний (устный счет) и на этапе постановки учебной задачи. Преимуществом является сплочённость класса в идеи поиска решения проблемы.

3. Кейсы

Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Одним из преимуществ такого интерактивного метода является то, что он позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения. При реализации данного метода ученику легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией. Метод кейсов вносит в обучение элемент загадки, тайны. Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

4. Просмотр видеофрагментов и их обсуждение

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью. Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить полученные выводы.

5. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры)

Например, «Лучший счетчик». На доске написано 6-10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.

Игра «Крестики-нолики». Простая и нехитрая в своей организации, она заставляет думать и учит просчитывать свои действия наперед. Побеждает в этой веселой головоломке тот, кто первым нарисует линию из нескольких одинаковых значков. Но это в традиционном варианте. А вот в игре «Крестики-нолики - сложение в пределах 100 с переходом через десяток» игрокам необходимо верно решить примеры, вписав ответы ручкой или фломастером определенного, «своего» цвета так, чтобы получилась линия из 3 верных ответов.

«Азартное умножение». Выкидывая игральные кубики и умножая выпавшие на них значения, записывайте полученные значения в таблицу рабочего листа. Играть в такое умножение можно бесконечно. «Бросай и умножай». Бросьте кубик. Умножь выпавшее число на 2 или 3. Раскрась свой ответ в таблице. Побеждает тот, кто первым закрасит три клетки в ряду.

«Кидай кубик - решай в уме» (кинь кубик, реши пример из строчки с таким же кубиком, закрась звездочку в конце строки, собери все звезды в любой одной строчке).

«Крути и закрашивай 3 в ряд» (раскрути скрепку на карандаше на круге 1 и 2, реши пример и закрась ответ в таблице, соперник повторяет действия, выигрывает тот, кому удастся быстрее закрасить 3 клеточки в ряд)

«Три в ряд» рассчитываем скорость, время, расстояние (игроки по очереди находят и раскрашивают линию, состоящую из скорости, времени и расстояния, которые могут составить уравнение скорости)

«Числовое домино» или «Змейка», Математическое «Бинго» или «Лото».

По наблюдениям выявлено, что правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра является одним из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Однако проведение игр на уроке или во внеурочное время занимает большое количество времени проведения и подготовки.

6. Образовательная платформа «Учи.ру»

Использование данной платформы способствует формированию у учащихся учебной самостоятельности и познавательной мотивации; создаёт положительный эмоциональный настрой. У каждого ученика есть возможность увидеть свои ошибки и исправить их.

В методической копилке платформы представлены задания поурочно для всех школьных программ. Так на уроках математики на этапе актуализации знаний я использовала интерактивные задания при формировании вычислительных навыков. Например, «Дополни пример с пропуском внутри», «Найди значение выражения», «Задачи», «Вычисли и переведи» и т.д.

Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Они интересны и удобны в нескольких отношениях: во-первых, привлекают детей сходством с компьютерной игрой; во-вторых - позволяют наглядно демонстрировать задание; в-третьих, участник узнает свой результат сразу. Игры развивают способность к обучению. Например, в стратегиях и головоломках не справиться без логического мышления, внимательности и хорошей памяти. А есть игры, где необходим творческий подход и развитая фантазия

Практика показала, что многих учащихся повысился интерес к изучаемому предмету, даже у не сильно мотивированных детей, увеличилась скорость устных вычислений, уменьшилось количество допускаемых ошибок, даже у учеников с низким уровнем вычислительных навыков, усвоение материала происходит практически без пробелов, следовательно, повышаются образовательные результаты.

7. Рабочие листы

«Рабочий лист» - это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. Рабочие листы - это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий.

Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело №1, улика 1 и т.д.). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.

Сервисы для создания рабочих листов. Commoncoresheets.com, LIVEWORKSHEETS.COM,TEACHERMADE.COM, COREAPP.AI, WIZER.ME, Worksheets.ru, Canva.com и т.д.

Данные рабочие листы использовались в самостоятельной, парной и групповой работах на разных этапах формирования навыков устного счета на уроках математики.

Например, «Числовые лабиринты» (найди сумму, разность, произведение, частное), «Рисунки на координатной прямой» (соедини указанные точки на координатной плоскости и узнай, что изображено на загадочной картинке), «Математический кроссворд», «Найди равенства» (челлендж, скрываются 20 примеров, обведи и выпиши со знаками), «В поисках умножения», «Секретный код» (реши примеры в столбце, найди их в таблице и обведи), «Получи девятку» ((пятерку, семерку и т.д.) рабочий лист изучения чисел от 1 до 10), «Последовательности» (вставь пропущенные числа и опиши последовательность), «Сложение (вычитание) до 100? Легко!» (вырежи и приклей), «Взломай код» (отгадай загадку с помощью решения примеров) и т.п.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам. Учитель во время проведения устного счета не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями. Элементы игры добавляют вовлеченность всей аудитории. Рабочий лист помогает активизировать учеников этапе устного счета и является замечательным средством получения обратной связи. Данные листы помогают обучающимся пробовать применять свои знания в различных ситуациях.

Что касается минусов рабочих листов, то процесс разработки и подготовки Рабочего листа очень трудоёмкий. Для самостоятельного конструирования подобных форм устного счета потребуется хорошее владение средствами ИКТ и большое количество времени.

Вывод

В ходе педагогической деятельности стало ясно, что предлагаемые мной формы и методы проведения устного счета путем использования интерактивного обучения детей на уроках математики реализуют:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и учебных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности ученика.

Преимущества для ребёнка:

  • самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;
  • развитые навыки общения для обмена опытом;
  • критическое мышление;
  • творческие навыки;
  • психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;
  • лёгкое усвоение материала;
  • расширенные познавательные возможности.

Сложности для педагога:

  • сохранение баланса между игрой и обучением;
  • адаптация метода под особенности характера и поведения детей;
  • высокий уровень организаторских способностей;
  • временные затраты на обучение новому методу;
  • борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;
  • одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;
  • энергозатратность.

Использование интерактивного обучения побуждает педагога к творчеству, к самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту. Знакомясь с новым интерактивным методом, приемом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, примеряет к своей индивидуальности.

Ценность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух.

Наблюдение за работой учеников на уроках математики показало, что в процессе использования интерактивного метода обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.

Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Таким образом, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; формирует умение обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности. Именно интерактивное обучение развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.