Памятка при подготовке к устному экзамену по русскому языку

Разделы: Русский язык


СТРУКТУРА СОБЕСЕДОВАНИЯ

1. Выразительное чтение вслух небольшого текста (2 минуты на подготовку). Чтение текста - 2 минуты.

2. Пересказ текста не более 3 минут (1 минута на подготовку).

3. Монологическое высказывание (по одной из трех тем на выбор) (1 минута на подготовку, высказывание не более 3 минут). Объем высказывания должен быть не менее 10 фраз.

4. Диалог (по теме предыдущего задания). 3 минуты.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут.

1. Выразительное чтение. Просмотри глазами текст, обрати внимание на слова, вызывающие у тебя затруднения при произнесении (ударения), числительные. Помни, что при чтении любой знак препинания - это пауза, конец абзаца - чуть более длительная пауза. Старайся читать внятно, громко, выделяя голосом смысловые фрагменты. Темп чтения - средний.

2. Пересказ текста с включением цитаты. Читая текст, постарайся определить и подчеркнуть ключевые слова и словосочетания. Ответь для себя на вопрос: о ком текст? Что рассказывает автор об этом человеке (по микротемам)?

Внимательно прочти высказывание, найди в нем ключевые слова и определи, где лучше, логичнее использовать данное высказывание при пересказе, для этого используй прямую или косвенную речь (сложноподчиненное предложение. Пример:

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: С.П.Королев так говорил о Юрии Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ: С.П.Королёв считал, что Юрий Гагарин не только открыл землянам дорогу в неизвестный мир, но и дал им веру в собственные силы и возможности.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ВВОДНЫМ СЛОВОМ (ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ): Как утверждал С.П.Королёв, Юрий Гагарин, открыв дорогу в неизвестный мир, сделал нечто большее: заставил людей поверить в свои силы, вселил в них смелость и уверенность.

3.1. Описание фотографии.

Помни: у тебя будет карточка участника собеседования, включающая «подсказки» для составления текста твоего высказывания. Используй глаголы несовершенного вида (рисуют, рассматривают, обсуждают и др.), имена прилагательные.

  1. Внимательно рассмотри фотографию.
  2. Определи, какие объекты на ней изображены. Где они находятся? Как выглядят? Какие действия выполняют (люди).
  3. О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
  4. Какое настроение (состояние) у людей, изображенных на фотографии (веселое, грустное, подавленное, приподнятое, удивленное, смущенное, радостное и др.)
  5. Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
  6. Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
  7. В конце своего высказывания не забудь отметить, какое настроение (или чувства) вызывает у вас эта фотография (понравилась или нет, вызвала интерес, заставила задуматься, испытать чувство гордости, натолкнула на мысль и др.)

3.2. Повествование на основе жизненного опыта.

Помни: у тебя будет карточка участника собеседования, включающая «подсказки» для составления текста твоего высказывания. Используй глаголы совершенного вида (познакомились, отправились, осмотрели, поинтересовались, рассказали, восхитились, удивились, увлеклись, поразились, выслушали, поблагодарили и др.) и определенную последовательность изложения.

  • Сообщи о действующем лице или лицах, принимающем(-их) участие в твоей истории (ситуации, экскурсии и др.).
  • Охарактеризуй место и время события, о котором ты рассказываешь.
  • Перечисли действия с указанием их последовательности и особенностей (отметь, в каком порядке события сменяли друг друга?). Используй слова: однажды, сначала, потом, затем, после этого, в конце концов и др.)
  • Укажи на итог действия и заверши повествование (расскажи, чем закончилась история, ситуация, экскурсия и др.).
  • В конце своего высказывания не забудь отметить, какое настроение (или чувства) вызвала у вас эта история (экскурсия, ситуация и др.): понравилась или нет, вызвала интерес, заставила задуматься, испытать чувство гордости, натолкнула на мысль и др.)

4. Диалог.

Помни: тебе собеседник-экзаменатор задаст не менее трех вопросов по выбранной теме (предыдущее задание), на которые ты должен дать полный ответ. Твоя задача: внимательно слушать экзаменатора, определить ключевые слова в каждом вопросе и начать свой ответ именно с них.

Нельзя давать односложных ответов («Да», «Нет»). Если такой ответ предполагается, то он обязательно требует продолжения. Пример (Согласны ли Вы, что мама - главный человек в жизни каждого. Почему? Да, я согласен, что мама - главный человек в жизни каждого из нас, потому что она …).

Нельзя начинать ответ на вопрос со слова ПОТОМУ ЧТО, НУ, ЭТО КОГДА…

Для ответа на вопрос используй вводные слова (По-моему, … Несомненно, … Можно с уверенностью утверждать, что… Я считаю, … Я думаю, … На мой взгляд, …)

Работая с заданиями 3 и 4, соблюдай речевую ситуацию!

Помни, что учителю можно рассказывать далеко не всё!