Сборник дидактического материала по теме «Причастие. Причастный оборот» для 6–7-х классов общеобразовательных учреждений

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7

Ключевые слова: причастие, причастный оборот


Пояснительная записка

Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В Примерной программе по русскому языку стандартов нового поколения указывается, что содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой ) и культуроведческой компетенций. Именно поэтому считаю: дидактический материал имеет актуальное значение в процессе освоения русского языка и подготовки к итоговой аттестации учащихся.

Целями и задачами работы с дидактическим материалом являются:

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Весь представленный дидактический материал по теме «Причастие» представляет практическую ценность для учителей общеобразовательных школ и может использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету. Контрольная работа содержит 5 вариантов, состоящих из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий.

Сборник включает в себя:

  1. Справочный материал по теме «Причастие»;
  2. Тренировочные упражнения;
  3. Итоговый контроль.

Дидактические материалы предназначены для уроков русского языка в 6-7 классах (в зависимости от конкретного УМК по русскому языку), а также могут быть полезны на уроках повторения и обобщения изученного материала в 8-11 классах, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

№1 СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

Причастие как часть речи

1. Определение

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Объединяет в себе признаки глаголы и имени прилагательного.

2. Образование причастий

Причастия образуются только от глаголов суффиксальным способом.

3. Вопросы

Причастие отвечают на вопрос какой? Возможна постановка вопросов что делающий? что сделавший? (это вопросы-помощники, помогающие понять, что перед нами именно причастие).

4. Н/ф

м.р., И.п., ед.ч. (окончание причастия проверяем по вопросу, как и у прилагательного)

5. Общее грамматическое значение

Признак предмета по его действию.

6. Морфологические признаки

Сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

7. Морфемный признак

Наличие суффиксов -ущ-(-ющ), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -ем-, нн-, -енн-

8. Синтаксические признаки

В предложении является определением (полное причастие) или сказуемым (краткое причастие).
Например:

Морфологические признаки причастия

Признаки имени прилагательного

Признаки глагола

1. Изменяется по родам, числам, падежам (то есть склоняется).
2. В предложении зависят от существительного (или местоимения) и согласуются с ним в роде, числе и падеже.
3. Могут иметь 2 формы - полную и краткую (прочитанный - прочитан).
4. Полные причастия в предложении являются определением, краткие - сказуемым.

1. Могут быть возвратными и невозвратными.
2. Имеют вид (совершенный и несовершенный).
3. Имеют время (настоящее и прошедшее).

Образование действительных и страдательных причастий

Действительные причастия
обозначают признак, который создается действием самого предмета (летящий самолет, упавшее яблоко).
Имеют только полную форму.

Страдательные причастия
обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета (выученный урок).
Имеют полную и краткую формы.

Наст.время

Прош. время

Наст. время

Прош. время

-ущ-
(-ющ-) (от глаг. I спр.)
-ащ-
(-ящ-) (от глаг. II спр.)

-вш-, -ш-

-ем- (от глаг. I спр.)
-им- (от глаг. II спр.)

-нн-, -т-, -енн-

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Причастие

Отглагольное прилагательное

НН

Н

1. Причастие, образованное от глагола совершенного вида:
решить - решённый.

1. Слово образовано от глагола несовершенного вида:
варить - варёный, печь - печёный, кипятить - кипячёный, сушить - сушёный, солить - солёный, топить - топлёный, красить - крашеный, золотить - золоченый, маслить - масленый.

2. Причастие имеет приставку
(кроме НЕ):
сваренная рыба, вспаханное поле.

2. Прилагательные образованы от глагола без приставки или с приставкой НЕ:незваный, непрошеный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Названый (брат), посажёный (отец), смышлёный (мальчик), прощёное (воскресенье) + приданое (невесты).

Невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, виденный и др.

3. Причастие имеет зависимые от него слова, т.е. образует причастный оборот:
варенный утром суп, жаренная в масле рыба.

3. Прилагательное употребляется без зависимых слов:
вареный суп, жареная рыба.

4. Причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ирова-):
рискованный шаг, балованный ребёнок, асфальтированное шоссе.
ИСКЛ.: кованый, жёваный.

Если слово не имеет ни одного из перечисленный признаков, оно пишется с одним Н и является прилагательным (см. вторую колонку)

Н и НН в кратких причастиях, кратких отглагольных прилагательных и наречиях

Краткое причастие

Краткое глагольное прилагательное

Наречие

(что сделан?)

(каков?)

(где? как? когда? куда? откуда?

действие

признак

признак

Н

столько «н», сколько в полной форме

столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано

Всё сосредоточено на левом фланге.
(Что сделано?)

Его лицо было сосредоточенно. (Каково?)

Он смотрел сосредоточенно. (Как?)

Правописание НЕ с причастиями

Как пишется

Правила

Примеры

Раздельное написание не с причастиями

если полное причастие имеет зависимые слова (как правило, существительные или местоимения), образует причастный оборот

письмо, не отправленное мальчиком;
вопрос, не заданный учителем;
фильм, не досмотренный зрителями

если в предложении есть противопоставление полному причастию с союзами а, но

спортсмен не победивший, но участвовавший;
овощи не отваренные, а запеченные;
цветы не увядшие, а свежие

все краткие причастия

дом не построен,
книга не прочитана,
свет не выключен

Слитное написание не с причастиями

причастия, не употребляющиеся без частицы не

ненавидимый, негодующий, недомогающий

если у причастия нет зависимых слов

нерешаемая задача,
несобранные вещи,
неубранная комната

причастия с приставкой недо-

недовязанный свитер,
недомытые руки,
недооцененный музыкант

Причастный оборот

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

бегающая (где?) на стадионе; слушающий (что?) музыку.

В предложениях весь причастный оборот всегда является одним членом предложения - определением.

Причастный оборот выделяется интонацией, а на письме - запятыми с двух сторон, если причастный оборот стоит после определяемого слова.

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

  1. Найти в предложении причастие (и подписать над ним : прич.).
  2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х).
  3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
  4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон .
  5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

№ 2 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

I. Письменный опрос по теме «Причастие как часть речи»

Вариант 1

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Каково общее грамматическое значение причастие?
2. Перечислите суффиксы причастий.
3. Как определить, возвратное причастие или невозвратное?
4. От какой части речи и каким способом образуются причастия?
5. Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие?

Вариант 2

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Что такое причастный оборот?
2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с глаголом.
3. Что такое определяемое слово?
4. На какие вопросы отвечает причастие?
5. Как проверить написание гласной в окончании причастия?

Вариант 3

(Вопросы переписывать не нужно; отвечать на вопросы можно в любой последовательности, не забудьте указать номер вопроса; постарайтесь дать как можно более полный ответ).

1. Какова синтаксическая роль причастия и причастного оборота.
2. Перечислите морфологические признаки причастия, общие с именем прилагательным.
3. Как определить вид причастия?
4. От слов каких частей речи зависит причастие в предложении или словосочетании?
5. Какова начальная форма причастия?

II. Проверочная работа по теме «Причастие как часть речи»

Вариант 1

1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.

Черная ночь, теплый дождь, чернеющая пропасть, темный горизонт, поспевающий крыжовник, мокрый снег, лаявшая собака, закрытая дверь, светлое небо, собранные грибы, болотная вода, летящая птица, спеющая ягода, горячая печь, отодвигаемый шкаф, засеянное поле, последний лист.

2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.

Проснувш….ся дитя
Слегка колеблющ….ся тростник
Под отяжелевш….ми облаками
Солдат, рассказывающ…й о недавнем
Исчезнуть в потемневш…м небе
Люди, нарядивш….ся по-летнему
Затухающ…е пламя костра
В растущ…м по дороге кустарнике

Вариант 2

1. Выпишите словосочетания, в которых зависимым словом являются причастия. Выделите суффиксы причастий. Рядом запишите глагол, от которого образовано данное причастие.

Бегущий спортсмен, висячая лампа, выкинутый мусор, висящий крючок, зеленый дуб, летучая мышь, скошенная трава, созревающие зерна, читальный зал, читаемая книга, каменный дом, поющие птицы, высохшая трава, молчаливые люди, орудийные залпы, кипящий раствор, горячий напиток.

2. Спишите, согласуя причастия с существительными. Выделите окончания причастий. Укажите род, число, падеж причастий.

Ночуешь в только что выстроенн..й гостинице
Блистающ…е искорки инея
Раздаваться в посвежевш…м воздухе
Идти по аллее, усыпанн..й листьями

В затухающ…м пламени костра
Ветер, яростно треплющ…й палатку
Под намокш…ми деревьями
В разбушевавш..йся метели

III. Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов причастий»

1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выделите суффиксы причастий.
3. Укажите залог и время причастий.

хвал__щийся успехами
освеща__мая лунным светом
слыш__вший шорох
засе__нное поле
выращива__мые овощи
бор__щиеся с волнами рыбаки
утер__нные документы
объявл__нные результаты
едва слыш__мый голос
дыш__щий зноем ветер
подслуш__нный разговор
украш__нная ёлка
утопт__нная тропинка
се__щий дождь
раста__вшие тучи
обещ__нная поддержка
завис__вший от обстоятельств
реж__щий металл станок

IV. Проверочная работа по теме «Образование и правописание причастий»

Вариант 1

1. -ЕНН-, -НН-, -Т- - это суффиксы ____________ причастий ____________ времени.

2. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы __________________

3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от _____________________

4. Действительные и страдательные причастия настоящего времени образуются от ________________________

5. Краткую форму имеют только ___________________ причастия.

6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов согнуть, услышать.
_______________________

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. 6 б. - «5», 5б. - «4», 4-3 б. - «3», 2-0 б. - «2».

Вариант 2

1. -ВШ-, -Ш- - это суффиксы ________________________ причастий ____________
времени.

2. Страдательные причастия настоящего времени имеют суффиксы _____________________

3. Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от _______________________

4. Действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от ___________________________

5. Чтобы образовать основу настоящего времени, нужно _______________________

6. Образуйте страдательное причастие прошедшего времени от глаголов промыть, увидеть. _______________________

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. 6 б. - «5», 5б. - «4», 4-3 б. - «3», 2-0 б. - «2».

V. Практическая работа по теме «Причастный оборот»

Вариант 1

Найдите причастные обороты (все знаки препинания расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.

1. Через весь небосклон перекинулась радуга вобравшая в себя все самые нежные краски земли.

2. Не занятый делом человек никогда не сможет в полной мере наслаждаться счастьем.

3. Высоко в небе на неподвижно раскинутых крыльях парила большая птица.

4. Сказка - это свежий ветер раздувающий огонек детской мысли и речи.

5. Неожиданно начавшийся дождь пробежавший на цыпочках по траве закончился так же неожиданно.

6. В лесу хлопочут клесты облепившие заснеженные ели и холодное солнце освещает весело пирующих птиц.

7. Вытоптанная в снегу дорожка побежала к реке закованной в ледяной панцирь.

8. Девочка была в больших валенках подшитых кожей и в завязанной поверх пальто шали.

9. Почти невидной и неслышной жизнью живет весной едва пробудившийся лес.

10. Высятся бронзовые стволы сосен освещенные лучами заходящего солнца и бросают на землю длинные тени.

Вариант 2

Найдите причастные обороты (все знаки препинания расставлены), подчеркните их как члены предложения. Обозначьте определяемое слово, поставьте вопрос от определяемого слова к причастному обороту. В причастиях выделите суффиксы причастий.

1. По застеленной толстым снеговым одеялом поляне затейливым рисунком петляли чьи-то следы.

2. Мы радостно вчитываемся в пушкинские строчки, озаренные любовью ко всему миру.

3. Крепко пришитые медные пуговицы со звездочками с трудом пролезали в тесные петельки.

4. Внизу проплывали сопки, покрытые розовым снегом, и забрызганная синеватыми каплями озер земля.

5. Подрезанные серпом колосья тяжело падали на теплую землю, согретую солнцем.

6. Для чуткого охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу.

7. Художник подошел к висевшей на стене картине и бережно провел по ней рукой.

8. Пахнет слегка подтаявшим снегом рано пришедшей в эти края весны.

9. На долгом историческом пути пройденном человечеством многие жрецы, ученые и философы занимались медициной.

10. Хороша утренняя песня соловьев, радостно встречающих вместе с другими птицами восход солнца.

VI. Самостоятельная работа по теме «Правописание причастий и отглагольных прилагательных»

Вариант 1

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

С окружающ__ми людьми
По опавш__й листве
(Не) обитаемый остров
(Не) построенный к лету дом
Калитка (не) закрыта
(Не) забываемый вечер
(Не) боявшийся трудностей человек
Вяза__ый шарф
Лакирова__ая поверхность
Подсуше__ое бельё
Реше__ая проблема
Ничего не потеря__о
Смеш__нный с печалью
Засе__нное поле
Услыш__вший крик о помощи
Наве__вший воспоминания
Бор__щиеся за справедливость
Завис__щий от чужой воли
Независ__мая личность
Укрыва__мый от дождя

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Над бушующ__м морем
В убегающ__ю даль
(Не) указаны в инструкции
(Не) оконченный роман
(Не) отмеченный в справке
Никем (не) занят
Потеря__ое время
Купле__ый шкаф
Окрыле__ый удачей спортсмен
Взволнова__ое лицо

Участники не назва__ы
Выкраше__ый заново
Ове__нный славой
Перепах__нная целина
Прежде времени состар__вшийся
Увид__вший огокь
В стро__щемся доме
Грохоч__щий за лесом
Едва слыш__мый
Прерыва__мый смехом

№ 3 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контрольная работа по теме «Причастие»

Вариант №1

1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее даже скл..­нившейся над письме(нн,н)ым столом была строгая, стройная осанка хр..нящая «стальную выправку хребта». 3.В..л..сы ее в м..л..дости вивш..ся крупно и мягко были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и (не)меркнущими были ее глаза - з..леные, цвета в..нограда окаймле(нн,н)ые к..ричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: (н..)какой ра(с,з)плывчатости,(н..)чего (не)додума(нн,н)ого мастером, (не)пройде(нн,н)ого резцом, (не)отшлифова(нн,н)ого. 6.К..завш..ся заверш..(нн,н)ым и замкнутым лицо было полно постоя(нн,н)ого внутре(нн,н)его дв..жения, потае(нн,н)ой выразительности. 7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 3-5 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время. _____________________________

3. В предложениях 5-7 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж. __________________________

4. Укажите способ словообразования слова немеркнущими _________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. _____________________________

Вариант 2

1.Скв..рец высунувшийся из св..его домика пр..крепле(нн,н)ого к в..ршине ду..ка выск..чил на ветку и начал дер..копередразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су (не)проше(нн,н)го пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, (не)ул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых - ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист поч..явший(не)удачу переключился на иные лады. 4.Он иску(с,сс)но проквакал лягушкой во..произвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение к..нцерта ур..нил с..ротскую, (не)пр..ходящую скорбь ране(нн,н)ой горлинки. 5.И те, кто были им вызва(нн,н)ы, пробужде(нн,н)ые, вдруг подали свои чистые, (н..)кем (не)пуга(нн,н)ые г..л..са. (По М.Алексееву.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.

3. В предложениях 4-5 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время _________________________

4. Укажите способ словообразования слова непрошенного __________________________

5. Из предложений 1-2 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. _______________________

Вариант 3

1.Однажды утром я в..тал чуть ран(?)ше. 2.См..трю - у завеше(нн,н)ого окна они с..дят вдвоем за столом - внешне суровый рыбак и мальчишка старающийся ему (во)всем подр..жать. 3.Молч..т, погруже(нн,н)ы в св..и мысли. 4.Мягкий свет(не)вид..мый простым глазом окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгля... 6.В чем(то) еле ул..вимом я почу..ствовал что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович(?) - человек очень добрый, но выглядел ..держа(нн,н)ым. 8.Вовка - полная емупрот..вопол..жность. 9.У этого мальчика необыч..йно одухотворе(нн,н)ое светящ..ся (из)нутри в ра(с,сс)ветном (полу)мраке лицо. 10.И прежде всего мне зах..телось передать ту излучающ..ся (из)нутрит..плоту, которая ра..крылась в них для меня в это ра(нн,н)ее утро.
(По В.Гаврилову.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 8-10 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время. __________________________

3. В предложениях 1-3 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж. __________________________

4. Укажите способ словообразования слова занавешенного ________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. ____________________________

Вариант 4

1.Не ум..лкая, шумел пр..лив на б..гали гр..хочущие волны бьющ..ся о поднож..е тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успоко..вшиеся волны придавле(нн,н)ые тя..кой грудой льда. 4.Ледя(нн,н)ые п..ля пр..двинулись к самому бер..гу. 5.Пош..л гул послышал..сь б..рмочущ.. ш..пение ш..рох треск ломающихся глы... 6.Надв..галось (не)укрощ..(нн,н)ое стоногое ч..довище - буря. 7.Передовые льдины ..жатые нап..равшейма(сс,с)ой п..лзли на в..ршину. 8.Дв..жение ледя(нн,н)ой ма(сс,с)ы в..трет..вшее (не)пр..одолимую пр..граду пр..вратилось в коло(сс,с)альную энергию разрушения. 9.И через (не)сколько м..нут лома(нн,н)ыми оч..ртаниями поднялись новые гр..мады. 10.Вдруг опять раз..яре(нн,н)ым зверем наб..жала буря разорвала т..шину т..ржествующим воем... (А.Серафимович.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.

3. В предложениях 8-10 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время _______________________

4. Укажите способ словообразования слова напиравшей __________________________

5. Из предложений 3-5 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль. ________________________

Вариант 5

1. Бр..деш(?) по тр..пе, словно из ска..ки в ска..ку. 2.Вот завораживающим хороводом ст..ят белые б..резы а из(за) хоровода выглядывают кряж..стыми парнями дубы. 3.Сколько силы зат..ё(нн,н)ой - потяг..вают(?)ся вывертывают(?)сяруками-ветвями (в)верх, кто кого перем..хнет. 4. На п..лянку елка выб..жала, и кругом г..рятразн..цветными огоньками ромашки к..л..кольчики. 5.А с чем ср..внитьл..сной воздух настоя(нн,н)ый на разн..травье и чуть(чуть) разбавле(нн,н)ый хвойн..ком? 6.Подм..сковный лес ска..ка проч(?)тё(нн,н)ая медленно и в уединении. (В.Степанов.)

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

2. В предложениях 1-3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их). ______________________

3. В предложениях 4-6 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их). ________________________

4. Укажите способ словообразования слова настоянный ________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложение с причастным оборотом. ___________________

Ответы

Вариант 1

1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее, даже склонившейся над письменным столом, была строгая, стройная осанка, хранящая «стальную выправку хребта». 3.Волосы ее, в молодостивившиеся крупно и мягко, были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и немеркнущими были ее глаза - зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером, непройденного резцом, неотшлифованного. 6.Казавшееся завершённым и замкнутым лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности. 7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)

Вариант 2

1.Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. 2. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. 3. Скоро солист, почуявший неудачу, переключился на иные лады. 4.Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки. 5.И те, кто были им вызваны, пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем непуганные голоса. (По М.Алексееву.)

Вариант 3

1.Однажды утром я встал чуть раньше. 2.Смотрю - у завешенного окна они сидят вдвоем за столом - внешне суровый рыбак и мальчишка, старающийся ему вовсем подражать. 3.Молчат, погружены в свои мысли. 4.Мягкий свет, не видимый простым глазом, окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгляд. 6.В чем-то еле уловимом я по­чувствовал, что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович - человек очень добрый, но выглядел сдержанным. 8.Вовка - полная ему противоположность. 9.У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. 10.И прежде всего мне захотелось пере­дать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.(По В.Гаврилову.)

Вариант 4

1.Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. 4.Ледяные поля придвинулись к самому берегу. 5.Пошёл гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. 6.Надвигалось неукрощённое стоногое чудовище - буря. 7.Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину. 8.Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. 9.И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады. 10.Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем... (А.Серафимович.)

Вариант 5

1. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. 2.Вот завораживающим хороводом стоят белые березы, а из-за хоровода выглядывают кряжистыми парнями дубы. 3.Сколько силы затаённой - потягяваются, вывертываются руками-ветвями вверх, кто кого перемахнет. 4. На полянку елка выбежала, и кругом горят разноцветными огоньками ромашки, колокольчики. 5.А с чем сравнить лесной воздух, настоянный на разнотравье и чуть-чуть разбавленный хвойником? 6.Подмосковный лес - сказка, прочтённая медленно и в уединении. (В.Степанов.)

1

2

3

4

5

Вившиеся-несо.в., пр.вр.; немеркнущими-несов.в., наст.вр.,

Не додуманного (мастером) - м.р., ед.ч., тв.п.;
не пройдённого (резцом) - м.р., ед.ч., тв.п.;
неотшлифованного(лица) - ср.р., ед.ч., р.п.

суффиксальный

4, обособленное определение

Высунувшийся(скворец) - м.р., ед.ч., и.п.;
знающая(природа) - ж.р., ед.ч., и.п.;
почуявший(солист) - м.р., ед.ч., и.п.

Раненой - сов.в., пр.в.;
вызваны - сов.в., пр.в.;
вызваны - сов.в..пр.в.;
пробуждённые - сов.в., пр.в.;
испуганные - сов.в., пр.в.

суффиксальный

1, обособленное определение

Излучающую - несов.в., наст.в.;
светящееся - несов.в., наст.в.

Занавешенного(окна) - ср.р., ед.ч., р.п.;
погружены - мн.ч.

суффиксальный

4. обособленное определение

Грохочущие(волны) - мн.ч., и.п.;
бьющиеся(волны) - мн.ч., и.п.;
успокоившиеся(волны) - мн.ч., и.п.

Непреодолимую(преграду) - ж.р., ед.ч., в.п.; разъярённым(зверем) - ед.ч., м.р., т.п.

суффиксальный

1. обособленное определение

Завораживающим.

Настоянный, разбавленный, прочтённая.

суффиксальный

6

6б.

5б.

4б.

1-3б.

5

4

3

2

Примечание.

  • Задание 1 оценивается 2-мя баллами: 1б. - орфография (не более 4-х ошибок); 1б. - пунктуация (не более 4-х ошибок).
  • Задания 2-5 оцениваются по 1-му баллу каждое.