Психологические особенности подросткового периода

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: родительское собрание


Возможно, кто-то посчитает, что проблемы подростковых вопросов поднимать в четвертом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период раннего подросткового периода неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Итак, рассмотрим самые основные особенности данного периода.

Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

- Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые.

- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

Развитие самосознания

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Подражание взрослым:

  • Внешний облик,
  • Манеры,
  • Развлечения (поездки за город, дискотеки),
  • Романтические отношения (свидания, записки).

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Как проявляется чувство взрослости подростка?

В желании, чтобы все - и взрослые и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.

Внутренний мир

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно.

Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Общение со сверстниками:

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями,

  • Ведущая деятельность в этот период - интимно-личностное общение,
  • Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление,
  • «Счастье - это когда тебя понимают»,
  • Близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде.

Неформальные группы:

  • Взаимная симпатия,
  • Общие интересы, занятия,
  • Способы развлечений, место проведения свободного времени.

Общение со взрослыми:

  • Влияние родителей уже ограничено.
  • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
  • Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Родительский контроль

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Контроль может быть принципиально различным:

  • Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
  • Родители регулярно указывают детям, что им делать.
  • Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются.
  • Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей.
  • Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение.
  • Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Переходный возраст: 5 советов родителям

Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?

СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ. Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей...

Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.

СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС. В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.

Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА. Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.

СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ. Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

СОВЕТ 5. ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ. Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...

Чего делать нельзя: быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.

Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Завершающий этап. Просмотр и разбор социального ролика «Пойми!».

У тех народов, которые живут племенами, есть ритуал, переводящий ребенка из мира детства в мир взрослых. У нас же этот переход растянут во времени и не имеет четких границ. Поэтому подростку порой сложно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни. Чтобы помочь им в этом чаще обнимайте Ваших и детей и говорите им как вы их любите. Детям в подростковом периоде это необходимо как никогда, хоть и кажется порой, что они отталкивают нас, и не желают с нами общаться.

Просмотр и разбор социального ролика https://www.youtube.com/watch?v=I21smaR7P7U Работа над ошибками.

В завершении нашей встречи, хотелось бы услышать обратную связь. Прошу Вас ответить на три вопроса: Что нового услышали сегодня? Что было полезно? С каким настроением уходите?

Благодарю Вас за внимание!