Формирование и коррекция навыков выразительного чтения учащихся начальных классов с особенностями развития

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: выразительное чтение


«Чтение - это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя».
В.А.Сухомлинский

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.

Система обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является неотъемлемой составной частью единой системы образования. При обучении чтению детей по коррекционной программе большое внимание уделяется рациональному выбору методов и приёмов организации урока, подбору наглядных и раздаточных дидактических материалов, использованию всех органов чувств, дифференцированному и индивидуальному подходу к тем учащимся, которые испытывают те или иные затруднения в овладении чтением, т.е. в правильном определении коррекционного воздействия.

Хорошее овладение чтением в начальных классах - основа для дальнейшего успешного обучения в школе. Почти все дети любят слушать, когда им читают, но урок чтения не является для них любимым. Часто м замечаем , что первоклассник, только что научившись читать, тут же теряет интерес к чтению, и урок чтения считается одним из нелюбимых.

Учителю необходимо не только поддерживать у детей интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Иногда учитель даёт такие задания: читай дальше, читай громче, читай ещё раз. Приёмы работы на уроках чтения должны быть более разнообразными.

На уроках русского языка, математики, изобразительного искусства, ручного труда все дети заняты работой. Этого нельзя сказать об уроках чтения. Если один ученик читает, остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя. С пересказом выступают 2-3 ученика. В беседе принимают участие одни и те же ученики. Очень часто детям на уроке чтения скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьёзной напряжённой работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счёте, обучать вдумчивому чтению.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыков чтения, является многократное обращение к тексту, чтение его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Цель учителя создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы.

Необходимо больше уделять внимания словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Главная задача методики обучения чтению заключается в том, чтобы сразу включить ребёнка в деятельность, ещё не читая текст. В учебниках по чтению есть такая возможность. Один из методов включения ребёнка в работу - это текстовая иллюстрация. Иллюстрация - это сильный внутренний стимул. Дети предполагают в общих чертах сюжет или тему рекомендуемого текста, что невольно побуждает желание и интерес узнать, а что же говорит автор. Учитель постепенно подогревает интерес к тому, чтобы узнать, а что же произошло на самом деле. В дальнейшем иллюстрация приводит не только к смысловому пониманию текста, но поможет вызвать положительные или отрицательные отзывы о герое.

Побудить интерес к рассказу, заинтересовать новым произведением учитель может, поставив перед учащимися маленькую проблему, исходя из названия самого рассказа. Так, читая в 3 классе рассказ «Рыжие листья», разбираем: Какой цвет рыжий?, Где видели такой цвет? У каких животных рыжая шерсть? И постепенно наводим на желание узнать, почему же рассказ назван «Рыжие листья»?. Ребята заинтересованы, проблема поставлена узнать, а значит надо читать, подмечать, анализировать. В конце работы с текстом возникает вопрос учителя: Нашли ли ответ, который искали? В течение урока учитель стимулирует детей к повторному чтению, с большей выразительностью, с правильной передачей интонации, желанием выразить характеры героев, выбрать описание одного или другого героя и т.д.

Развивать интерес к чтению можно различными способами. Например, закрыть листом бумаги часть текста. Затем, читая, дойдя до него, спросить детей их предположения о том, что произойдёт дальше. Высказанные «гипотезы» обсуждаются и сверяются с текстом. Такие задания дают понять, что учиться ещё веселее и интереснее.

Начиная со 2-го класса мы начинаем проводить работу над средствами выразительного чтения.

При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

1. Для выразительного чтения много значит логическое ударение. Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определённый и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путём выполнения несложных упражнений. Приведу примеры.

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:

Дети завтра пойдут в кино?
Дети завтра пойдут в кино?
Дети завтра пойдут в кино?
Дети завтра пойдут в кино?

Учитель спрашивает с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чём спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырёх возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель ещё раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.
На доске записано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето», а при втором чтении - на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

2. Кроме логических ударений огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Например, учитель записывает на доске или раздаёт на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили/ его слова/ брата!
Как удивили его/ слова брата!

3. Интонации, повышение и понижение голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведу примеры.

Работа над интонацией в повествовательном предложении.

Учитель записывает на доске предложение:

В нашем классе сегодня будет чаепитие.

Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем ещё раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками:

В нашем классе I сегодня будет чаепитие.

Далее учитель просит прочитать предложение ещё раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня / будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаютсястрелками. После этого два предложения сравниваются.

В нашем классе I сегодня будет чаепитие.
В нашем классе сегодня I будет чаепитие.

Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение её вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

Работа над интонацией в вопросительном предложении.

На доске записывается предложение с вопросительным знаком: По телевизору сегодня будет Концерт? Учащимся предлагается по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чём-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:

По телевизору сегодня I будет концерт?

Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:

По телевизору сегодня будет I концерт?
По телевизору сегодня будет концерт?

После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности на том слове, на котором делается логическое ударение.

Работа над интонацией в восклицательном предложении.

Учитель пишет на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, злость и т. д). Учитель предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

У меня сегодня I будут гости! (Радостно, громко
У меня сегодня будут гости!
(Огорчённо, тихо).

После наблюдения за изменением восклицательной интонации в предложениях учитель говорит о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация - это не только радость, любовь, гордость, восхищение, счастье и ликование, но и гнев, страх, разочарование, горе. Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.

Однородные члены предложения характеризуются перечислительной интонацией, которая, к сожалению, проявляется неотчётливо при чтении детьми, испытывающими трудности в обучении. Для преодоления этого недостатка целесообразно предлагать учащимся следующие задания. На доске записано предложение: Катя, Павел, Иван, Аня спешили на помощь другу. Учащиеся читают это предложение с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, повышения и понижения голоса, обозначают это на записанном предложении.

В результате наблюдения учитель подводит ребят к выводу о том, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз между однородными членами, логическим ударением на каждом однородном члене и повышением голоса на каждом из них.

На уроке чтения полезно вывешивать таблички со знаками: . , ? ! Перед чтением можно проводить тренировочные упражнения, где дети должны правильно прочитать предложения с данными знаками:

1) Снег с берёзы повалился на Андрюшку комом - хлоп!
2) - Гуси-лебеди, домой!
- Почему?
- Летите домой, стоят волки под горой!
- А чего волкам надо?
- Серых гусей щипать, да косточки глодать. - Га-га-га.

Если у учителя будет 5-6 таких упражнений, дети быстрее усвоят знаки, лучше поймут интонацию, появится интерес к чтению. И, работая с текстом в этом плане, можно ставить такие вопросы:

1) Найди предложение, где заключён главный вопрос.

2) Прочитай предложение, выражающее радость, восторг героя.

3) Покажи голосом настроение героя.

4) Прочитай так, чтобы мы почувствовали тишину зимнего леса.

5) Передай описание главного героя и т.д.

Задача учителя научить детей читать правильно, бегло, выразительно. Предпосылкой к проверке домашнего задания или к чтению нового текста может быть ритмическое чтение. К таким упражнениям можно отнести чтение:

1) Считалки: - Дождик, дождик, что ты льёшь? Погулять нам не даёшь!

2) Поговорки: -Что посеешь, то и пожнёшь.

3) Скороговорки: - На крыше у Шуры жил журавль Жура.

4) Загадки.

5) Продолжить чтение стихотворения в ритме, заданном учителем.

Учитель: Рано утром, на рассвете, умываются мышата и котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ученики: Ты один не умывался и грязнулею остался, и сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

Вывод: Работая над совершенствованием навыков чтения, необходимо помнить, что чрезмерное ускорение темпа не только не способствует лучшему формированию навыков чтения, но и, наоборот, тормозит его. Главное в работе педагога - добиться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Учителю необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные умения ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению. Заинтересовать детей в каждом рабочем моменте в первую очередь зависит от ясности поставленных перед уроком целей и следовательно, от рационального выбора занятий для их достижений. Работа над умениями и навыками практически бесконечна.

В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости, заметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывается структура малодеятельного мозга».

Чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения от начальной школы до высшей школы. «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно». - В.А.Сухомлинский.

Список используемой литературы

  1. Л.И.Рудченко «Обучение чтению в специальных коррекционных классах». Учебное пособие. Волгоград, 2007 г.
  2. Г.И.Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе». Учебное пособие. Издательство ЛГПИ, 1979 г.
  3. Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальных классах». Издательство Учитель, 2003 г.
  4. М.И.Оморокова «Преодоление трудностей». Москва «Просвещение», 1990 г.