Музейный урок: "Из истории местного самоуправления. Казачий круг"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Классы: 6, 7

Ключевые слова: краеведение


Целевая аудитория: учащиеся 6-7 классов.

Цель: формирование и развитие представлений обучающихся об истории и роли казачьего самоуправления как методе решения политических и социально-экономических проблем с учетом региональных особенностей.

Задачи:

  • Сформировать представление о местном самоуправлении и его функциях.
  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казачьего самоуправления.
  • Изучить принципы организации и проведения казачьего круга.
  • Создать условия для развития гражданской активности подростков посредством использования активных приемов, методов и форм обучения.

Этапы проведения музейного урока:

  1. Вступительное слово.
  2. Театрализованное представление «Казачий круг».
  3. Викторина.
  4. Рефлексия.

1 этап

Экскурсовод: 21апреля объявлен Днем местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества.

Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.

Основные направления деятельности местного самоуправления: обеспечение защиты прав и интересов граждан, принятие решений, вопросы образования, здравоохранения, культуры и быта, транспорта, коммунально-хозяйственные проблемы, использование земель, охрана окружающей среды

Местное самоуправление имеет свою историю, ярким примером самоуправления донских казаков является казачий круг - общее собрание казаков.

Круг решал вопросы войны и мира, церковных дел, выбора атамана, приема в казаки, имел судебную власть, наказывая за провинности, фиксировал акт бракосочетания. Постановления круга были обязательны для всех казаков.

Сейчас мы отправимся в прошлое, чтобы познакомиться с истоками казачьего самоуправления.

2 этап. Театрализованное представление «Казачий круг»

Звучат звуки казачьей станицы. На втором плане казачка накрывает на стол. Входит казак.

Казачка: Садись снедать. Я приготовила айран, взвар (компот), круглики (пироги), кандер (суп), сулу и чебака,

Казак: Некогда, надысь решили круг собрать, много вопросов накопилось у казаков.

Казачка: Чуток подожди и я с тобой пойду, сейчас шлычку (платок) и гусарики (обувь) надену.

Вбегает сын.

Сын: Батяня, я с тобой.

Казак: Цыц, анчутка, сидите в курене, женщинам и дитям малым на круг нельзя.

Есаул: Собирайтесь в круг все атаманы-молодцы.

На переднем плане собираются казаки и становятся кругом.

Есаул: Здорово днявали атаманы-молодцы.

Казаки: Здорово вечеривали.

Есаул: Все ли казаки на кругу?

Казаки: Ага, все.

Есаул с нагайкой: Я, есаул Федор, прошу круг соблюдать порядок и помнить казачьи традиции. Сейчас выбираем атамана. Какие будут предложения.

Казак 1: Предлагаю Григория атридцати годов. Он сильный, храбрый, великатный, справный казак, приобрел своими заслугами доверие всего Войска.

Казак 2: Чуток погодь, я предлагаю Анисима.

Казак 3: Че гутаришь, у тебя свой антирес, он табейный друзяк, али нет? Ведаю я, дюже хитрый Анисим, дак и ветхий годами, старый, некудышнай, чай уже 60 лет ему.

Казак 4: Давай Григория!

Казак 2: Давай Анисима!

Шум

Есаул бьет нагайкой: Цыц, дюже взгалчились? В одночас голосуем. Кто за Григория?

Казаки громко: Любо!

Есаул: Кто за Анисима?

Казак 2: Любо!

Казак 1: Не любо!

Есаул: Братья честные казаки. Люб ли вам атаман Татаринов Григорий?

Казаки: Любо, любо, любо!

Есаул: Большинством голосов атаманом выбран Григорий Иванович Татаринов. Его власть признается всеми, никто не может в походе ему прекословить, распоряжения его исполнять свято. Братья-казаки. Слушайте слово атамана.

Григорий выходит в центр

Григорий: Кланяюсь кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку. Клянусь служить верно, не щадя головы и живота своего, не дам померкнуть нашей казачьей славе. Беречь казачью честь. Приумножать достояние станицы. Беречь казаков! Я - ваш отец. Вы - мои дети!

Есаул зачитывает в виде грамоты: Наказ «От казачьего общества» нашему атаману: «Свободный казачий круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашенским атаманом на один год и приказывает тебе, нашему избраннику, править обществом во славу и процветание родного донского казачества. В знак чего вручает тебе насеку - символ атаманской власти. Нашему атаману слава!»

Есаул вручает атаману насеку

Есаул: Добре, братья казаки, слушайте слово атамана!

Атаман Григорий берет в правую руку пернач, в левую - насеку: Атаманы-молодцы! Послушайте!.. Заедина готовы в любой момент итить на Сине море, аль на Черное поохотиться; на Куму или на Кубань реку за ясырьми; на Волгу-матушку рыбки половить иль под Астрахань, на Низовье, за добычью. Собрались мы с вами на казачий круг поговорить о новом походе за зипунами. Надо нам встать, сплотиться и итить в ногайскую землю.

Казак 1: Жаждем сразиться с ненавистным врагом!

Есаул: Любо идти в поход?

Казаки громко троекратно: Любо, любо, любо!

Есаул: Петр и Аксинья хотят создать семью.

Петр выводил свою невесту в круг. Петр и Аксинья кланяются казакам.

Петр: Будь моей женой.

Аксинья: Будь моим мужем.

Казаки: Любо!

Есаул: Петр и Аксинья, теперь вы муж и жена.

Уходят

Есаул: В последнем военном походе взяли дюже богатую добычу. Будем нынче ее делить, дуванить.

В центр круга выносится завязанная в скатерть добыча (посуда, материя, украшения, оружие, сапоги, соль, рыба, драгоценности, ковры, блестящая ткань)

Атаман: Донцы-молодцы, будем дуван дуванить - делить добычу по справедливости. Захватили мы в походах (показывает добычу всем) посуду серебряную, одежду, оружие, украшения, борок (ожерелье из жемчуга), базилики (браслеты), драгоценные паволоки (дорогая ткань с отливом), сарацинское пшено (рис), камку - шелковые материи, мешина (кожа), ковры, золотые и серебряные монеты.

Казак 5: Гутарю поделить поровну. Гуртом смело перенесли наши походы, были отважны в битве, захватили два корабля и две комяги (купечские суда), часто бури так разносили наши струги, что не взведывали друг друга: одни в глазах наших тонули, другие разбились о камни и скалы; часто по нескольку дней оставались мы без запасу и воды.

Казак 6: Вкупе держались мужественно. Дюже смело кидались на корабли с топорами и саблями, храбро рубались с турками. Делить добычу поровну!

Есаул: Согласны?

Казаки: Любо!

Казаки подходят в круг и получают поровну добычу.

Есаул: У нас еще ясырь - пленники.

Два пленника выходят в центр круга

Атаман: Сведаем мы у вас - ак табе кличуть и какой веры будете.

Пленники: Христианской.

Атаман: Отпускаем вас на волю.

Есаул: Любо вам, казаки?

Казаки: Любо!

Звучит гимн области Войска Донского

Есаул: Все вопросу круга решили. Круг закончен.

Казаки: Покедова (до свидания).

Все казаки расходятся, разговаривая друг с другом

3 этап. Викторина для учащихся

Экскурсовод: А теперь давайте ответим на вопросы викторины по казачьему самоуправлению.

Викторина

  1. Что такое казачий круг?
  2. Какие вопросы решались на кругу?
  3. Кто участвовал в круге?
  4. Какими качествами должен обладать казак, чтобы его выбрали атаманом?
  5. Как принималось решение на круге?
  6. Какие новые казачьи слова вы узнали?

4 этап. Рефлексия

Экскурсовод: Поднимите десницу (правую руку) и гутарьте как казаки на кругу: «Дюже антиресно було (было) вам?» (Предполагаемый ответ: «Любо!» или «Не любо!»).