Конспект урока «Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной Книги»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Красная книга


ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний.

Предметная программа и её автор: УМК «Школа России», Окружающий мир. А.А.Плешаков

ЦЕЛЬ: Формировать представление о значении Красной книги и необходимости её создания; познакомить с Красной книгой России и региональной Красной книгой; развивать умение получать сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу; формировать знания о мерах по сохранению и увеличению численности этих животных и растений вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Оренбургской области.

Задачи направленные на формирование предметных УУД:

  • научить называть цвета страниц Красной книги
  • научить называть представителей растительного и животного мира оренбургской области

Задачи направленные на формирование личностных ууд:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:

  • выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
  • рассказывать о редких растениях и животных;
  • использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
  • отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
  • работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
  • познавательные - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

  • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Форма познавательной деятельности учащихся: работа в группах.

Методы и формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Вид проекта: информационный поисковый мини-проект (предполагает сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления).

Материально-техническое обеспечение.

  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», учебник 2 класс, Ч.1.
  • Ю.Г.Арзанов и др. «Красная книга Оренбургская области».
  • Демонстрационно-иллюстративный материал «Животные и растения Красной книги Оренбургской области».
  • Презентация «Красная книга Оренбургская области».
  • Мультимедийное оборудование.
  • Рисунки об охране природы, поделки по теме.

Продукт проектной деятельности: макет «Красная книга Оренбургская области».

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

II. Актуализация знаний

- Ребята, предлагаю начать урок с просмотра клип на песню Олега Газманова.

А во время просмотра кто догадается, о чем мы с вами будем говорить на уроке.

Просмотр клипа

- Какие чувства вы испытывали при просмотре клипа? (печаль о том, что я увидел, что природа в опасности)

- Почему? (- Я увидел, что природа в беде в опасности и из-за этого страдают животные и растения.)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Об исчезнувших животных и растениях.)

III. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока

- Давайте определим тему урока.

- Мы сегодня поговорим о Красной книге.

- Какие вопросы у вас могут возникать на уроке?

- Что такое красная книга? (Слайд 2)

- Почему книга названа красной?

- Какие животные записаны в Красную книгу

- Какие растения записаны в Красную книгу

- Когда появилась Красная книга.?

- Постараемся найти ответы на все эти вопросы на уроке.

Мы с вами проведём исследование структуры Красной книги и попробуем создать все вместе мини - проект по теме нашего урока.

IV. Работа по теме урока

- Итак, ответ на вопрос то же такое Красная книга, мы можем найти в учебнике на с.88

(Читаю про Красную книгу.) (слайд № 3)

1. Знакомство с Красной книгой.

- Красная книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный. (слайд № 4)

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) (слайд № 5)

- Правильно, он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

- А кто может назвать причины такой беды в природе?

  • Вырубать леса, парки
  • Убивать животных ради наживы,
  • Ловить рыбу в большом количестве
  • Загрязнять воздух, реки, озера
  • Собирают цветы охапками, лекарственные растения
  • Жечь костры
  • Бросать мусор

(слайд № 6)

- Как это грозит природе?

- Это экологическая катастрофа, опасность, это загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды и вымиранием растений и животных

- Кто же виноват в том, что животные и растения вымирают, их становится меньше?

- Человек.

- Вы думаете, что красота природы зависит от человека?

Мы прочно связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц - насекомые съедят всю зелень - люди не смогут есть фрукты и овощи. Так всегда бывает в природе: один пропал, другой заболел, а третий умер.

- А кто поможет этим несчастным жителям природы?

- Человек.

- Но всегда ли человек помогает природе?

- Нет, не всегда.

- Да, ребята, именно человек должен остановиться, не причинять вред природе, задуматься о своих поступках и помочь погибающему миру живой природы. Среди разных животных и растений, есть такие, которым нужна срочная помощь.

- Ребята, давайте посмотрим на экран и подумайте слышали ли об этих животных, видели ли их в зоопарках? (Просмотр слайдов с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан, зебра голуби, дронт.) (Слайд 7, 8, 9)

Нет, не слышали. Видели в клипе.

- К сожалению, этих животных уже нет на нашей планете и можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли. И в память о них они занесены в Красную книгу России

На вопрос, почему книга красная? мы ответили уже.

- А на следующий вопрос: «Как создавалась Красная книга?» - обратимся к истории.

2. Работа с историческим материалом. (История создания красной книги России).

К этому уроку каждая группа получила задание подобрать исторический материал про Красную Книгу России. Послушаем, что вы нам расскажете.

  • 1 группа: Самая первая книга была выпущена в 1963 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть.
  • 2 группа: Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги.
  • 3 группа: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.
  • 4 группа: Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное - уберечь от их вымирания.
  • 5 группа: Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России.

Скажите откуда вы взяли данную информацию? (книги о природе, энциклопедии, интернет)

3. Работа с учебником и дополнительными источниками информации.

- А сейчас давайте прочитаем, какие растения занесены в КК и почему их надо беречь?

Дети читаю материал в уч. С. 88.

Чтение текстов сопровождаются слайдами. (Слайд 10, 11, 12).

- Почему эти растения занесены в Красную книгу. (Потому что они стали редкостью и могут исчезнуть с нашей планеты)

3.1. Следующее задание.

Внимание на следующий (слайд 13 -24)

- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу

АВтигруйфвжЗгепардМдельфин
ЛошадьТуморжоСеЛзубрИжуравльм

Учитель демонстрирует на экране животных, которых нашли учащиеся и уточняет их названия. (слайд 13 -24)

- Каких из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника?

Посмотрите в учебнике. (Зубр, белый журавль, дровосек реликтовый)

Прочитайте информацию об этих животных. Чтение в учебнике с. 89.

- Расскажите, что интересного узнали? (Что эти животные тоже занесены в Красную книгу и их надо сохранять и беречь)

4. Знакомство со страницами Красной книги.

- А теперь давайте познакомимся со страницами Красной книги.

Из каких необычных страниц она состоит? (слайд №29)

- А как вы думаете, почему учёные решили сделать страницы в Красной книге цветными? (Для удобства пользования)

- Это сделано для украшения?

- Нет

- По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

Ответ демонстрируется на экране.

  • На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд № 30-31)
  • На красных страницах записаны исчезающие виды растений и животных, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд №32-33)
  • На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд №34- 35)
  • На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд №36-37)
  • На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд №38-39).
  • На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд №40-41).

- Что же необычного вы узнали о страницах К.К? (что они цветные)

V. Физминутка (стрекоза)

Утром стрекоза проснулась, подтянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

VI. Работа по проектированию макета Красной книги Оренбургской области

(Слайд №42)

- Ребята, о какой К. к. мы сейчас говорили?

- О Красной книге России.

- Правильно. Россия это наша большая Родина.

- А как называется малая Родина? Там, где мы живём?

- Оренбургская область г. Оренбург

- В каждом регионе России есть своя Красная книга. И в Оренбургской области есть своя Красная книга

(СЛАЙД №42)

(Слайд № 43) Первая Красная книга области была опубликована в 1998 году. Последнее ее издание было в 2018 году.

В Красную книгу Оренбургской области включены 336 биологических видов: 40 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 12 видов рыб, 2 вида земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида змей, 67 видов птиц, 12 видов млекопитающих, 183 вида различных растений, 14 видов грибов. (показ книги)

- В нашей области «Красную книгу» можно увидеть только в районной библиотеке.

- А вы хотели бы, чтобы у вас в школе была своя Красная книга Оренбургской области?

- А для чего она нужна?

- Чтобы знать какие животные, растения требуют охраны и защиты и т.д.

- Сегодня мы начнём с вами работу над проектом Красной книги Оренбургской области.

Работа в группах.

- Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги. Мы будем ее заполнять.

- А чем мы его будем заполнять? (Страницами)

- Мы попробуем создать по одной странице из Красной книги Оренбургской области.

Вам необходимо сделать и поместить на странички объекты природы, занесённые в Красную книгу Оренбуржья.

У вас на столах цветной лист, материал для оформления фотография и описание животного или растения Красной книги Оренбургской области, которого вы подготовили с помощью родителей. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь кратко рассказать о своей странице.

1 этап. Подготовительный этап проектной деятельности: (Слайд №44)

План:

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите картинку животного или растения соответствующую цвету страницы.
  3. Приклейте картинку на цветную страницу.
  4. Разместить готовую страницу на макете книги.

(Каждая группа работает над своей страницей).

  • 1 г. Черная стр. Степной тарпан. Тур (Первобытный бык)
  • 2 гр. Красная страница. (Рябчик русский. Степной орел)
  • 3 гр. Желтая страница (Кудрявый пеликан, Змеелов)
  • 4 гр., Зеленая страница (Малый лебедь, Траурница)
  • 5 гр. Серая страница (Кобчик, Большой веретенник)

2 этап проекта - защита проектов.

- Закончили работу. Какая группа готова первой выступить?

(презентуют работу) каждая группа по 30 сек ( 3-5 мин)

Ответ 1 гр. (Слайд №45-46)

На Черной странице мы разместили животных, которых нет на планете, они уже исчезли с нашей земли. Это Степной тарпан и Тур (Первобытный бык).
И это самая печальная страница.

Оцените работу 1 группы. Всё правильно?

- Аплодисменты молодцы!

Ответ 2 гр. (Слайд №47-48)

- На красные страницы мы поместили объекты природы, которые находятся на грани исчезновения. (Рябчик русский. Степной орел)

- Оцените работу первой группы. Вам нравится?

Ответ 3 гр. (Слайд №49-50)

- На желтой странице мы поместили тех животных число которых быстро уменьшается. (Кудрявый пеликан, Змеелов)

- Оцените работу второй группы. Всё правильно?

Ответ 4 гр. (Слайд №51-52)

- На зеленой странице мы поместили животных, которые восстановленны, и их удалось спасти от вымирания. (Малый лебедь, Траурница)

- Оцените работу третьей группы. Всё правильно?

- Аплодисменты молодцы!

- Ответ 5 гр. (Слайд №53-54)

- На серой странице мы разместили этих птиц потому, что они до сих пор мало изучены. (Кобчик, Большой веретенника)

Оцените работу четвертой группы.

- Откуда вы взяли материал данный материал?

Покажите. (Дети показываю источники, которые использовали для этой работы)

- Ребята, посмотрите ещё раз на этих животных и растения, запомните их.

- А вы знаете, что некоторые из природных объектов находятся в заповедной зоне Бузулукского бора, и в Государственном природном заповедник «Оренбургский» (Слайд № 56-57)

Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. И человек им не мешает, изредка приезжает сюда в гости. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыба и все живое. В заповедниках животные и растения находятся под охраной государства и им не грозит опасность. (Слайд №58)

(Карту показать, где находятся заповедники.)

VII. Итог

- Скажите, а охранять животных и растения нужно только в заповедниках?

- Правильно, охранять природу нужно, везде.

- А как считете, охранять надо только те растения и живоных, которые занесены в Красную книгу? Или нет?

- Нет. Бережно относиться ко всей природе.

-А что вы можете сделать для охраны природы?

- Надо соблюдать правила в природе

- Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу?

Игра «Если я приду в лесок».

- Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте.

Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
  • Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)
  • Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
  • Если мусор уберу, банку закопаю (да)
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

- Молодцы. Если мы все с вами будем соблюдать эти правила, то жизнь животных и растений станет намного лучше. . (Слайд №58)

Давайте будем беречь планету! (Санкина Лера)
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана! (С ГЛОБУСОМ)

- Ребята, в начале урока мы мало что знали о Красной книге.

А сейчас?

- Давайте проверим: Что же мы узнали на уроке?

Игра «Я знаю…» я начинаю, а вы продолжаете…

1. Я знаю, что Красная книга - это книга, которая содержит ….
сведения о редких и исчезающих растениях и животных.

2. Я знаю, что обложка Красной книги…. (красная),
а страницы - …..разноцветные: (красные, желтые, белые, серые и зеленые.)

3. Я знаю, почему для ее обложки выбрали красный цвет. Красный цвет - это … (сигнал опасности, означает "стоп, не губи".)

4. Я знаю, что опасность эта -… (гибель целых видов растений и животных.)

- Молодцы!

- Ребята, сегодня вы своими руками пробовали спроектировать Красную книгу Оренбургской области. Вы можете продолжить работу над созданием К. книги и пополнять её новыми страницами на других уроках окружающий мир и на занятиях «Мое Оренбуржье». Будите знакомиться с растениями и животными нашей области, которым грозит опасность и будем беречь природу. В создании этого проекта могут принять и ученики других классов нашей школы.

Сведения о редких объектах природы вы найдете в энциклопедиях и в книгах о животных («Я познаю мир», «Все о животных», «1500 самых удивительных животных», «Звери мира. Самые красивые и знаменитые») (учитель представляет книги с выставки).

VIII. Рефлексия

В заключение урока, посмотрите на сюрпризы от лесных жителей, на тарелочках лежат листочки. Возьмите зелёный листочек, если вы решили стать защитниками природы, и стать «юным экологом», а если считаете, что природу не обязательно беречь возьмите жёлтый листочек. Что у вас написано на листочках? «Природу надо беречь».

Домашнее задание: подготовить сообщение о любом растении или животном Ор.обл. занесенном в Красную книгу.