ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний.
Предметная программа и её автор: УМК «Школа России», Окружающий мир. А.А.Плешаков
ЦЕЛЬ: Формировать представление о значении Красной книги и необходимости её создания; познакомить с Красной книгой России и региональной Красной книгой; развивать умение получать сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу; формировать знания о мерах по сохранению и увеличению численности этих животных и растений вызвать устойчивый и познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений Оренбургской области.
Задачи направленные на формирование предметных УУД:
- научить называть цвета страниц Красной книги
- научить называть представителей растительного и животного мира оренбургской области
Задачи направленные на формирование личностных ууд:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся:
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
- рассказывать о редких растениях и животных;
- использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
- регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
- познавательные - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
Форма познавательной деятельности учащихся: работа в группах.
Методы и формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Вид проекта: информационный поисковый мини-проект (предполагает сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления).
Материально-техническое обеспечение.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», учебник 2 класс, Ч.1.
- Ю.Г.Арзанов и др. «Красная книга Оренбургская области».
- Демонстрационно-иллюстративный материал «Животные и растения Красной книги Оренбургской области».
- Презентация «Красная книга Оренбургская области».
- Мультимедийное оборудование.
- Рисунки об охране природы, поделки по теме.
Продукт проектной деятельности: макет «Красная книга Оренбургская области».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
II. Актуализация знаний
- Ребята, предлагаю начать урок с просмотра клип на песню Олега Газманова.
А во время просмотра кто догадается, о чем мы с вами будем говорить на уроке.
Просмотр клипа
- Какие чувства вы испытывали при просмотре клипа? (печаль о том, что я увидел, что природа в опасности)
- Почему? (- Я увидел, что природа в беде в опасности и из-за этого страдают животные и растения.)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Об исчезнувших животных и растениях.)
III. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока
- Давайте определим тему урока.
- Мы сегодня поговорим о Красной книге.
- Какие вопросы у вас могут возникать на уроке?
- Что такое красная книга? (Слайд 2)
- Почему книга названа красной?
- Какие животные записаны в Красную книгу
- Какие растения записаны в Красную книгу
- Когда появилась Красная книга.?
- Постараемся найти ответы на все эти вопросы на уроке.
Мы с вами проведём исследование структуры Красной книги и попробуем создать все вместе мини - проект по теме нашего урока.
IV. Работа по теме урока
- Итак, ответ на вопрос то же такое Красная книга, мы можем найти в учебнике на с.88
(Читаю про Красную книгу.) (слайд № 3)
1. Знакомство с Красной книгой.
- Красная книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный. (слайд № 4)
- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) (слайд № 5)
- Правильно, он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
- А кто может назвать причины такой беды в природе?
- Вырубать леса, парки
- Убивать животных ради наживы,
- Ловить рыбу в большом количестве
- Загрязнять воздух, реки, озера
- Собирают цветы охапками, лекарственные растения
- Жечь костры
- Бросать мусор
(слайд № 6)
- Как это грозит природе?
- Это экологическая катастрофа, опасность, это загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды и вымиранием растений и животных
- Кто же виноват в том, что животные и растения вымирают, их становится меньше?
- Человек.
- Вы думаете, что красота природы зависит от человека?
Мы прочно связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц - насекомые съедят всю зелень - люди не смогут есть фрукты и овощи. Так всегда бывает в природе: один пропал, другой заболел, а третий умер.
- А кто поможет этим несчастным жителям природы?
- Человек.
- Но всегда ли человек помогает природе?
- Нет, не всегда.
- Да, ребята, именно человек должен остановиться, не причинять вред природе, задуматься о своих поступках и помочь погибающему миру живой природы. Среди разных животных и растений, есть такие, которым нужна срочная помощь.
- Ребята, давайте посмотрим на экран и подумайте слышали ли об этих животных, видели ли их в зоопарках? (Просмотр слайдов с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан, зебра голуби, дронт.) (Слайд 7, 8, 9)
Нет, не слышали. Видели в клипе.
- К сожалению, этих животных уже нет на нашей планете и можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли. И в память о них они занесены в Красную книгу России
На вопрос, почему книга красная? мы ответили уже.
- А на следующий вопрос: «Как создавалась Красная книга?» - обратимся к истории.
2. Работа с историческим материалом. (История создания красной книги России).
К этому уроку каждая группа получила задание подобрать исторический материал про Красную Книгу России. Послушаем, что вы нам расскажете.
- 1 группа: Самая первая книга была выпущена в 1963 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть.
- 2 группа: Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги.
- 3 группа: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.
- 4 группа: Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное - уберечь от их вымирания.
- 5 группа: Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России.
Скажите откуда вы взяли данную информацию? (книги о природе, энциклопедии, интернет)
3. Работа с учебником и дополнительными источниками информации.
- А сейчас давайте прочитаем, какие растения занесены в КК и почему их надо беречь?
Дети читаю материал в уч. С. 88.
Чтение текстов сопровождаются слайдами. (Слайд 10, 11, 12).
- Почему эти растения занесены в Красную книгу. (Потому что они стали редкостью и могут исчезнуть с нашей планеты)
3.1. Следующее задание.
Внимание на следующий (слайд 13 -24)
- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу
АВтигруйфвжЗгепардМдельфин
|
Учитель демонстрирует на экране животных, которых нашли учащиеся и уточняет их названия. (слайд 13 -24)
- Каких из этих животных вы можете найти на страницах своего учебника?
Посмотрите в учебнике. (Зубр, белый журавль, дровосек реликтовый)
Прочитайте информацию об этих животных. Чтение в учебнике с. 89.
- Расскажите, что интересного узнали? (Что эти животные тоже занесены в Красную книгу и их надо сохранять и беречь)
4. Знакомство со страницами Красной книги.
- А теперь давайте познакомимся со страницами Красной книги.
Из каких необычных страниц она состоит? (слайд №29)
- А как вы думаете, почему учёные решили сделать страницы в Красной книге цветными? (Для удобства пользования)
- Это сделано для украшения?
- Нет
- По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.
Ответ демонстрируется на экране.
- На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд № 30-31)
- На красных страницах записаны исчезающие виды растений и животных, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд №32-33)
- На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд №34- 35)
- На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд №36-37)
- На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд №38-39).
- На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд №40-41).
- Что же необычного вы узнали о страницах К.К? (что они цветные)
V. Физминутка (стрекоза)
Утром стрекоза проснулась, подтянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
VI. Работа по проектированию макета Красной книги Оренбургской области
(Слайд №42)
- Ребята, о какой К. к. мы сейчас говорили?
- О Красной книге России.
- Правильно. Россия это наша большая Родина.
- А как называется малая Родина? Там, где мы живём?
- Оренбургская область г. Оренбург
- В каждом регионе России есть своя Красная книга. И в Оренбургской области есть своя Красная книга
(СЛАЙД №42)
(Слайд № 43) Первая Красная книга области была опубликована в 1998 году. Последнее ее издание было в 2018 году.
В Красную книгу Оренбургской области включены 336 биологических видов: 40 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 12 видов рыб, 2 вида земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида змей, 67 видов птиц, 12 видов млекопитающих, 183 вида различных растений, 14 видов грибов. (показ книги)
- В нашей области «Красную книгу» можно увидеть только в районной библиотеке.
- А вы хотели бы, чтобы у вас в школе была своя Красная книга Оренбургской области?
- А для чего она нужна?
- Чтобы знать какие животные, растения требуют охраны и защиты и т.д.
- Сегодня мы начнём с вами работу над проектом Красной книги Оренбургской области.
Работа в группах.
- Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги. Мы будем ее заполнять.
- А чем мы его будем заполнять? (Страницами)
- Мы попробуем создать по одной странице из Красной книги Оренбургской области.
Вам необходимо сделать и поместить на странички объекты природы, занесённые в Красную книгу Оренбуржья.
У вас на столах цветной лист, материал для оформления фотография и описание животного или растения Красной книги Оренбургской области, которого вы подготовили с помощью родителей. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь кратко рассказать о своей странице.
1 этап. Подготовительный этап проектной деятельности: (Слайд №44)
План:
- Прочитайте текст.
- Найдите картинку животного или растения соответствующую цвету страницы.
- Приклейте картинку на цветную страницу.
- Разместить готовую страницу на макете книги.
(Каждая группа работает над своей страницей).
- 1 г. Черная стр. Степной тарпан. Тур (Первобытный бык)
- 2 гр. Красная страница. (Рябчик русский. Степной орел)
- 3 гр. Желтая страница (Кудрявый пеликан, Змеелов)
- 4 гр., Зеленая страница (Малый лебедь, Траурница)
- 5 гр. Серая страница (Кобчик, Большой веретенник)
2 этап проекта - защита проектов.
- Закончили работу. Какая группа готова первой выступить?
(презентуют работу) каждая группа по 30 сек ( 3-5 мин)
Ответ 1 гр. (Слайд №45-46)
На Черной странице мы разместили животных, которых нет на планете, они уже исчезли с нашей земли. Это Степной тарпан и Тур (Первобытный бык).
И это самая печальная страница.
Оцените работу 1 группы. Всё правильно?
- Аплодисменты молодцы!
Ответ 2 гр. (Слайд №47-48)
- На красные страницы мы поместили объекты природы, которые находятся на грани исчезновения. (Рябчик русский. Степной орел)
- Оцените работу первой группы. Вам нравится?
Ответ 3 гр. (Слайд №49-50)
- На желтой странице мы поместили тех животных число которых быстро уменьшается. (Кудрявый пеликан, Змеелов)
- Оцените работу второй группы. Всё правильно?
Ответ 4 гр. (Слайд №51-52)
- На зеленой странице мы поместили животных, которые восстановленны, и их удалось спасти от вымирания. (Малый лебедь, Траурница)
- Оцените работу третьей группы. Всё правильно?
- Аплодисменты молодцы!
- Ответ 5 гр. (Слайд №53-54)
- На серой странице мы разместили этих птиц потому, что они до сих пор мало изучены. (Кобчик, Большой веретенника)
Оцените работу четвертой группы.
- Откуда вы взяли материал данный материал?
Покажите. (Дети показываю источники, которые использовали для этой работы)
- Ребята, посмотрите ещё раз на этих животных и растения, запомните их.
- А вы знаете, что некоторые из природных объектов находятся в заповедной зоне Бузулукского бора, и в Государственном природном заповедник «Оренбургский» (Слайд № 56-57)
Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. И человек им не мешает, изредка приезжает сюда в гости. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыба и все живое. В заповедниках животные и растения находятся под охраной государства и им не грозит опасность. (Слайд №58)
(Карту показать, где находятся заповедники.)
VII. Итог
- Скажите, а охранять животных и растения нужно только в заповедниках?
- Правильно, охранять природу нужно, везде.
- А как считете, охранять надо только те растения и живоных, которые занесены в Красную книгу? Или нет?
- Нет. Бережно относиться ко всей природе.
-А что вы можете сделать для охраны природы?
- Надо соблюдать правила в природе
- Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу?
Игра «Если я приду в лесок».
- Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте.
Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
- Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)
- Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
- Молодцы. Если мы все с вами будем соблюдать эти правила, то жизнь животных и растений станет намного лучше. . (Слайд №58)
Давайте будем беречь планету! (Санкина Лера)
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана! (С ГЛОБУСОМ)
- Ребята, в начале урока мы мало что знали о Красной книге.
А сейчас?
- Давайте проверим: Что же мы узнали на уроке?
Игра «Я знаю…» я начинаю, а вы продолжаете…
1. Я знаю, что Красная книга - это книга, которая содержит ….
сведения о редких и исчезающих растениях и животных.
2. Я знаю, что обложка Красной книги…. (красная),
а страницы - …..разноцветные: (красные, желтые, белые, серые и зеленые.)
3. Я знаю, почему для ее обложки выбрали красный цвет. Красный цвет - это … (сигнал опасности, означает "стоп, не губи".)
4. Я знаю, что опасность эта -… (гибель целых видов растений и животных.)
- Молодцы!
- Ребята, сегодня вы своими руками пробовали спроектировать Красную книгу Оренбургской области. Вы можете продолжить работу над созданием К. книги и пополнять её новыми страницами на других уроках окружающий мир и на занятиях «Мое Оренбуржье». Будите знакомиться с растениями и животными нашей области, которым грозит опасность и будем беречь природу. В создании этого проекта могут принять и ученики других классов нашей школы.
Сведения о редких объектах природы вы найдете в энциклопедиях и в книгах о животных («Я познаю мир», «Все о животных», «1500 самых удивительных животных», «Звери мира. Самые красивые и знаменитые») (учитель представляет книги с выставки).
VIII. Рефлексия
В заключение урока, посмотрите на сюрпризы от лесных жителей, на тарелочках лежат листочки. Возьмите зелёный листочек, если вы решили стать защитниками природы, и стать «юным экологом», а если считаете, что природу не обязательно беречь возьмите жёлтый листочек. Что у вас написано на листочках? «Природу надо беречь».
Домашнее задание: подготовить сообщение о любом растении или животном Ор.обл. занесенном в Красную книгу.