В процессе работы над проектом учащиеся сталкиваются с необходимостью получения информации различного характера от своих одноклассников, родителей, учителей. Одним из эффективных методов сбора информации является анкетирование.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения.
Во время урока необходимо сделать акцент на том как правильно использовать метод анкетирования, какие существуют принципы разработки анкеты, какие могут быть допущены ошибки и как их избежать.
Цели урока:
- методическая: показать актуальность данной темы;
- учебная: обучение принципам разработки анкеты и проведения анкетирования для школьного проекта;
- воспитательная: развитие самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков и умений самооценки.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с методом анкетирования;
- Формирование навыков разработки анкеты;
- Отработка навыков и умений: умение формулировать обращение к опрашиваемым, использовать различные виды вопросов, составлять список вариантов ответов;
- Расширение кругозора учащихся;
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- компьютерный класс, подключенный к Интернету;
- АРМ учителя,
- доска.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка задачи
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня поговорим с вами о том, какие существуют методы исследований. Как вы знаете, есть разные виды исследований. Для начала давайте вспомним их. (слайд 1-2)
Ребенок 1: Когда мы только начинаем изучать что-то.
Ребенок 2: Анализ!
Ребенок 3: Опрос.
Учитель: Давайте разбираться, что же является исследованием, а что - нет. Для начала повторим виды исследований, какие мы знаем.
3. Виды исследований и методы сбора информации
Виды исследований:
- разведывательное - если предмет исследования не изучен или мало изучен;
- описательное - предполагает получение интересующих нас сведений опытным путем, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении;
- аналитическое - направленное на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления, обуславливающих его характер.
Учитель: Итак, мы с вами знаем, какие бывают виды исследований. Теперь давайте вспомним методы сбора информации. Какие вы знаете? (слайд 3)
Ребенок 1: Интервью!
Ребенок 2: Анкетирование.
Ребенок 3: Наблюдение.
Учитель: Правильно.
По методу сбора информации различают:
- опрос
- наблюдение
- анализ документов
Опрос, в который входят интервьюирование и анкетирование, является наиболее распространенным вид исследования и, одновременно, самый широко используемый метод сбора информации.
Учитель: Чаще всего, когда вы слышите о социологических исследованиях, имеется ввиду именно опрос. Опрос может проходить в форме интервью или анкетирования. Как вы считаете, что необходимо для проведения анкетирования?
Ребенок 1: Анкета!
Учитель: Да, верно. Нам необходима анкета. Итак, что же такое анкета?
Ребенок 1: Лист с вопросами.
Ребенок 2: Бланк.
4. Метод анкетирования в работе над проектом
Учитель: Существует множество различных определений анкеты. Словарь русского языка С.И.Ожегова предлагает такое определение: «Опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполняет». В Большом энциклопедическом словаре указано, что «Анкета (франц. enquete - букв. расследование), опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе». Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое анкета, давайте подумаем, что же такое анкетирование? (слайды 4-6)
Ребенок 1: Это когда тебе дают анкету, и ты её заполняешь!
Учитель: Да, правильно. Давайте дадим определение.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения. (слайд 8)
Учитель: Итак, мы с вами знаем, что такое анкетирование. Давайте перейдем к составным частям анкеты.
Первый блок анкеты: (слайд 9)
- указание того, кто проводит исследование;
- обращение к опрашиваемым (респондентам);
- разъяснение целей опроса;
- объяснение как нужно заполнять анкету.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран - на слайде представлены примеры первого блока из различных анкет (слайд 9).
Второй блок анкеты состоит из вопросов. Вопросы бывают: (слайд 10)
- о фактах; цель - получение информации о конкретных явлениях, событиях;
- о знании - выясняют уровень информированности и знания респондента (как правило, тестовые и экзаменационные вопросы);
- о мнении; цель - узнать личные, оценочные суждения опрашиваемого; определить отношение человека к интересующим явлениям, событиям;
- о мотивах - помогают выяснить субъективные представления человека о мотивах своих действий в различных ситуациях.
Также в зависимости от формы выделают открытые вопросы, полузакрытые вопросы, закрытые вопросы.
В зависимости от цели постановки вопроса: содержательные вопросы, вопросы-фильтры и вопросы-ловушки (или контрольные вопросы). (слайд 11)
Вопросы бывают открытыми - предусматривают свободную форму ответа, то есть респондент сам формулирует его. (слайд 12)
И закрытыми, когда респонденту предлагается шкала ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько, наиболее подходящих ему. (слайд 13)
Учитель: Давайте попробуем придумать открытый вопрос.
Ребенок 1: Что тебе нравится в нашей школе?
Учитель: Хорошо, правильно!
Ребенок 2: Какие предметы ты любишь больше всего?
Учитель: Этот вопрос лучше дать в полуоткрытой форме. Посмотрите, пожалуйста, на экран - на слайде представлен вариант полуоткрытого вопроса (слайд 14). Как вы считаете, почему мы используем здесь именно такой вариант вопроса?
Ребенок 1: Потому что это основные предметы?
Ребенок 2: Потому что предметов в школе очень много. Все не перечислишь!
Учитель: Всё верно - есть несколько причин, по которым лучше использовать в данном случае не открытый или закрытый вопросы. Итак, что же такое полуоткрытый вопрос?
Полуоткрытый вопрос - респонденту предлагаются варианты ответов и дается возможность предложить свой вариант ответа, если в списке предложенных отсутствует нужный.
Учитель: Существует ещё одна типология вопросов - в зависимости от содержания.
Первый тип - вопросы о фактах - как правило не вызывают особых затруднений у отвечающих, исключением являются вопросы о прошлом (ретроспективные вопросы), поскольку человеку нужно прилагать определенные усилия, чтобы вспомнить не очень важные, значимые для него события.
Второй тип - вопрос оценки - может вызывать определенные сложности, поскольку не всегда люди хотят искренне высказывать свое мнение. Для получения искреннего ответа такого рода вопросы формулируются в косвенной форме. Например, лучше спросить: «Как ты относишься к чтению?», чем «Любишь ли ты читать?».
Особый тип вопросов - прожективный вопрос. Он ставит человека в воображаемую ситуацию: «представьте себе, что…», «вообрази, что ты…».
Учитель: На слайде вы видите пример такого вопроса (слайд 15).
Учитель: Кто напомнит, какие ещё бывают вопросы?
Ребенок 1: В зависимости от цели постановки вопроса ещё выделяют вопросы-фильтры.
Учитель: Правильно! Как думаете, что такое вопрос-фильтр?
Ребенок 2: Этот вопрос что-то фильтрует…
Ребенок 1: Опрашиваемых!
Учитель: Верно. С помощью вопросов-фильтров мы отбираем ту аудиторию, которую нам нужно опросить. Посмотрите, пожалуйста на слайд - на нем вы видите пример вопроса-фильтра (слайд 16).
Учитель: Какие ещё вопросы бывают?
Ребенок 1: Вопрос-ловушка!
Учитель: Верно.
Вопросы-ловушки - своего рода тест, в котором только один правильный вариант ответа; применяются, когда нужно точно выяснить знание в отношении какого-либо явления, процесса и т.п.
Учитель: На экране вы видите пример такого вопроса (слайд 17).
Учитель: Теперь переходим к типам шкал и правилам их построения. Эту информацию вам нужно запомнить.
В социологических исследованиях применяется 3 типа шкал:
- номинальная;
- порядковая (или ранговая);
- интервальная шкала.
Номинальная шкала устанавливает отношения равенства между объектами, включенными в один класс, может зафиксировать наличие или отсутствие признака в изучаемом пространстве переменных, часто используется при формулировании закрытых и полузакрытых вопросов, когда предлагаются готовые варианты ответа.
Порядковая (ранговая) шкала устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношениями последовательности в понятиях больше/меньше между всеми без исключения классами. С ее помощью измеряется большинство свойств и признаков социальных явлений.
Позиции порядковой шкалы располагаются в строгом порядке: от наиболее к наименее значимой (или наоборот). Позиции должны быть расположены симметрично - то есть число позиций с положительными значениями должно быть равно числу позиций с отрицательными, а между ними должна располагаться позиция с нейтральным, «нулевым» значением.
Учитель: Пожалуйста, обратите внимание на пример порядковой шкалы (слайд 20). Вам нужно его запомнить и использовать. Также есть другой вариант порядковой шкалы альтернативы (варианты ответа) могут располагаться в произвольном порядке, а респонденту в этом случае будет предложено расставить в порядке предпочтительности ряд этих альтернатив (слайд 21).
Учитель: И последний тип шкал - интервальная шкала.
При помощи интервальной шкалы измеряют сравнительно небольшое число свойств и признаков, главным образом те, которые можно выразить в численной форме. К таким свойствам относят возраст, стаж работы, доход и т.п.
Учитель: Итак, теперь вы знаете не только какие вопросы в анкете вы можете использовать, но и какие шкалы бывают и как ими пользоваться. Однако важно не допускать ошибок в построении шкал и сейчас мы разберем с вами несколько наиболее распространенных ошибок.
5. Практическое задание
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти примеры. Как вы считаете, всё ли в порядке в данных шкалах?
Пример 1 |
Пример 2 |
Пример 3 |
20-25 лет 25-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет |
20-25 лет 26-30 лет 36-40 лет 41-45 лет |
часто 1-2 раза в месяц 1-2 раза в год редко |
Ребенок 1: В примере 2 ошибка!
Учитель: Правильно. Какая?
Ребенок 1: Пропущен возраст от 31 до 35 лет.
Учитель: Верно. Возрастные интервалы пропускать нельзя, это является грубой ошибкой.
Ребенок 2: В первом примере тоже есть ошибка - если мне двадцать пять лет, я не знаю, какой вариант выбрать: первый или второй.
Учитель: Это второй тип ошибок, которые можно встретить в анкетах - пересечение возрастных интервалов. Хорошо, кто может сказать, в чем ошибка в третьем примере?
Ребенок 2: Часто-редко и с цифрами…
Ребенок 3: Я не знаю… Что такое «часто»? Раз в месяц или раз в неделю?
Учитель: Верно, в данном примере мы видим совмещение двух типов шкал - порядковой и интервальной. Как вы думаете, как мы можем исправить эту ошибку?
Ребенок 3: Надо уточнить, что такое часто - раз в неделю, раз в две недели.
Ребенок 1: А можно написать «часто», «редко», «иногда», «не хожу»?
Учитель: Да, вы правы, есть разные способы исправить данную шкалу. Посмотрите, пожалуйста. Как вы считаете, какой способ позволит нам получить больше информации?
Способ 1 |
Способ 2 |
1) Часто |
1) Каждую неделю |
2) Не очень часто |
2) 1-2 раза в месяц |
3) Редко |
3) 1-2 раза в год |
4) Совсем не посещаем |
4) 1 раз в несколько лет |
Ребенок 2: Мне кажется, второй - мы точно будем знать, сколько людей куда-либо ходят раз в неделю или раз в год.
Ребенок 1: А в первом случае всё равно не понятно, что такое «часто» и «редко».
Учитель: Хорошо. С этим мы разобрались. Теперь рассмотрим способы упрощения вопросов анкеты. Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд 25).
Анкета должна быть интересной и понятной для респондента, поэтому по возможности лучше избегать сложных, непонятных вопросов. Но иногда нам нужны такие вопросы в анкете и тогда их следует задавать в табличной форме. Поскольку табличные вопросы легко перегрузить вариантами ответ, что усложнит их заполнение, не стоит злоупотреблять ими - приемлемым считается от 3 до 5 таблиц в анкете.
Ещё один способ сделать анкету легче для восприятия - разбить текст иллюстрациями и изображениями. Картинки в анкете оказывают благоприятное влияние на респондентов-детей, помогают им переключить внимание, расслабиться, снять усталость, не отвлекаясь от процесса заполнения анкеты. Важно помнить, что графическое оформление так же несет смысловую нагрузку, помогает респонденту перестроиться с одной темы на другую.
Одним из способов использования графических элементов является добавление схем в вопросы, например, циферблат часов в вопросе о времени посещения какой-либо организации, например, банка или библиотеки. Также популярным способом упрощения является использование так называемых «смайликов» в качестве вариантов ответов на вопрос.
Учитель: Последний, третий блок анкеты называется социально-демографическим. В него входят вопросы о поле, возрасте, образовании заполнявшего анкету человека. Также в этот блок могут быть включены и другие вопросы в зависимости от целей или задач исследователя. Например, вопросы о социальном положении (занимаемая должность, уровень дохода и т.п.). На экране (слайд 26) вы видите примеры вопросов последнего блока анкеты. Обратите, пожалуйста, внимание на то, как задан вопрос о возрасте - по форме это открытый вопрос. Благодаря современным технологиям обработки больше нет необходимости использовать в вопросах такого плана шкалы, можно обойтись открытым вопросом.
6. Завершение урока. Рефлексия. Подведение итогов работы
Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о том, как разработать анкету для проведения анкетирования для проекта, какие бывают виды вопросов, шкал. Понравился ли вам наш урок? Узнали ли вы для себя что-то новое и полезное? Остались ли у вас какие-то вопросы?
Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями и мыслями об изученной теме, задают вопросы.
Учитель: Все сегодня отлично поработали. Всем спасибо.