Разработка урока русского языка в 9-м классе по теме "СПП с несколькими придаточными"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложноподчиненные предложения, СПП с несколькими придаточными


Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: системно-деятельностный подход и групповая.

Цель: познакомиться с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Задачи:

  • формировать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
  • содействовать в ходе урока введению понятий об однородном, последовательном, параллельном подчинении;
  • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
  • развивать умения выделять существенное в изучаемом материале: сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • пробудить познавательный интерес к учебному предмету;
  • развивать способности к сотрудничеству.

Обеспечение: тетрадь, учебник, раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности

Презентация (слайд 2)

Ребята, перед вами три предложения. Выберите высказывание, которое, как вы считаете, подойдет к нашему сегодняшнему уроку. Почему вы выбрали именно его?

1. Из всех элементов, которые необходимы для достижения успеха, самый главный - это вера.

2. Беда многих людей состоит в том, что они заранее настроились на посредственный результат.

3. Ты никогда ничего не совершишь, если будешь ждать идеальных условий.

Вы обратили внимание на то, какие предложения на экране? (Сложные, СПП). Назовите виды СПП. (дети называют 3 вида)

На сегодняшний день мы были уверены в том, что их всего 3 вида. А так ли это на самом деле? Для того, чтобы выяснить это, что нам нужно сделать? (проанализировать предложения, исследовать их, сделать вывод, оформить результат работы, представить его).

Для этого в нашей лингвистической лаборатории будет работать 3 группы. Зав. лабораторией буду я. Каждой группой будет руководить старший лаборант (Зангеева Светлана, Табанакова Анастасия, Андрианова Ольга). Каждый старший лаборант получает исследовательский дневник для оформления результатов работы группы, инструкцию и оценочный лист.

Уважаемые помощники, зафиксируйте всех участников группы.

Первый этап нашей лабораторной работы называется «Лингвистическое лото». Ваша задача: распределить предложения в соответствии с изученными вами видами СПП.

Задание 1.

Группа №1

Дети побежали к реке, которая приветливо манила их своей прохладой, и с разбегу бросились в воду.

Даже сквозь стены слышно, как гудит ветер в проводах.

Если начнутся дожди, то палатки придётся переносить выше, на холм.

Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил.

Группа №2

Это был как раз тот поворот, за которым стоял дом бабушки.

Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь, как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.

Я клянусь так жить и так трудиться, чтобы Родине цвести.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.

Группа №3

Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.

Временами я совсем забывал, к кому и зачем я еду.

Древесина сосны используется даже в самолетостроении, так как она прочна и легка.

Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню.

- Заслушаем ваши ответы, начиная с первой группы. (слайды 6-8)

(Дети говорят: осталось по одному предложению)

- Почему оно у вас осталось? (в 4 предложении з грамматических основы, поэтому не смогли соотнести ни с одним из видов СПП)

- Как вы думаете сколько может быть в СПП главных предложений? А придаточных?

- Тогда какова тема нашего сегодняшнего урока? (ребята называют тему)

3. Целеполагание

- А какие цели вы поставите сегодня перед собой? (узнать о структуре таких предложений, выяснить, какие виды таких предложений существуют) (слайд 9)

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Задание 2

Каждой группе составить схему 4 предложения.

Все 3 предложения вывести на экран, а каждый в группе в это время составляет его схему в тетради и представляет ее старшему лаборанту. Лаборант оценивает и заносит баллы в оценочный лист. (слайд 10)

- Ребята, сложно ли вам было составить схему, не зная теорию?

Для этого необходимо изучить теоретический материал учебника по данной теме и занести в дневник данные по вашему типу СПП. Оформить страничку дневника нужно так, чтобы информация была понятна и доступна не только вашей группе, но и всему классу.

(слайд 11)

а) 1 группа - СПП, состоящие из главного предложения и придаточных, первое связано по смыслу с главным, а второе с первым придаточным.

б) 2 группа - СПП, где оба придаточных предложения равны по значению и относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части.

в) 3 группа - СПП с придаточными предложениями, относящимися к главной части, но имеющими разное значение.

5. Первичное закрепление

Задание 3. Третье задание выполняется всей группой, баллы выставляются всем членам группы одинаковые.

Задание 3.

Группа №1

1) (Пока…), (пока…), […].

2) […], (когда…), (с которым…).

3) (Когда…), […], (которых…).

Группа №2

1) […], (потому что…), (что…).

2) (Когда…), […], (с которым…).

3) […], (когда…), (когда…).

Группа №3

1) […], (как…), (как…).

2) (Когда…), […], (что…).

3) […], (что…), (когда…).

6. Рефлексия

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленных перед собой целей?

- Какие трудности возникли? Осталось ли что-нибудь непонятым? Какого важного вопроса мы не коснулись, начав изучать СПП с 2 или несколькими придаточными? (постановка знаков препинания) Этому мы посвятим наш следующий урок. Результаты этой работы мы занесем в исследовательский дневник и подведем итог работы по теме СПП с 2 или несколькими придаточными и пунктуация в них.

ВЕРНУТЬСЯ К ДЕВИЗУ

- Интересно ли было вам работать сегодня на уроке? Оцените урок по 5-балльной системе, подняв правую руку с определенным количеством пальцев.

7. Домашнее задание

На слайде - П.14, упр. 204.

Приложения