Тема урока: "Кто как приспособился"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Единица содержания: классификация способов адаптации животных к условиям окружающей среды.

Цель:

обучающий аспект:

  • знать классы животных (познавательные универсальные учебные действия);
  • знать способы приспособления (адаптации) животных, уметь их классифицировать и понимать их назначение (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь составлять таблицу для систематизации знаний по теме (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать логическое мышление при определении лишнего элемента, классификации способов приспособления, работе с таблицей (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать умение находить нужную информацию в сплошном и несплошном тексте (познавательные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру общения и сотрудничества при работе в группе (коммуникативные УУД);
  • воспитывать положительные качества характера (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать интерес и любовь к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  1. подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  2. усвоение новых знаний и способов действий,
  3. первичная проверка усвоения,
  4. домашнее задание,
  5. итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Проверяет готовность к уроку. Организует определение темы урока.
Связывает урок с посещением в прошедший выходной Зоологического музея.
Предлагает рассмотреть несколько изображений (в том числе, фото, сделанное в музее) и ответить на вопросы.
Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ (прил. 1), рабочий лист (прил. 2)

Фронтально
Без оценивания

Рассматривают изображения, отвечают на вопросы:

  1. Что вы видите?
  2. Кого вы видите?
  3. Зачем им это?

Организует формулирование темы урока, если надо, корректирует «Кто как приспособился» (если по-научному, то адаптировался)
Слайд 2

Предлагают, как может звучать тема урока.
Ставят задачи урока:
1) узнать о способах приспособления животных;
2) узнать, на какие группы их можно разделить

Усвоение новых знаний и способов действий 30 мин.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
Метод: репродуктивный, продуктивный
Форма работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Сообщает, что способов много, на уроке научимся их классифицировать и соберем все способы в таблицу, которая будет помощником при выполнении домашнего задания. Для этого надо понимать, как будут называться столбцы таблицы и как строчки.
Рассмотрите внимательно таблицу.
Слайд 3 (нет названий колонок)
Слайд 4 (заполнены названия колонок)
Фронтально
Определяют по картинкам, для чего животные применяют такие способы приспособления (для защиты, для охоты (добывания пищи), для приспособления к природным условиям.
2.Организует работу по определению названия строчек в таблице.
Задание №1 в РЛ
Инструкция
Задание вы будете выполнять индивидуально.
Затем проведёте взаимопроверку по образцу.
Вам необходимо:
1) найти лишний элемент в каждой цепочке картинок и вычеркнуть его,
2) записать номер обобщающего слова (названия класса животных) для оставшихся изображений.
Затем поменяться работами и проверить результат работы товарища по образцу на доске.
Время для работы с заданием - 3 минуты, для взаимопроверки - 2 минуты.
Работают индивидуально (найди лишнее и выбери из списка классов животных номер, соответствующий названию класса животных, оставшихся в строчке. Впиши этот номер). Время 3 мин.
Слайд 5 (проверка)
Работа с пониманием ошибок
Слайд 6 (таблица с названиями колонок и строк)
Взаимопроверка по образцу на слайде
Оценивание: 0-1-2
Вывод: будем классифицировать способы адаптации для млекопитающих (зверей), птиц, насекомых, пресмыкающихся
3. Организует работу в парах по заполнению первых двух колонок таблицы.
Задание №2 в РЛ (1 и 2 колонки)
Находят таблицу
Работают в парах:
Дима - Марк
Иван - Валя
Маша - Алина
Оксана - Таня
Элина - Егор
Инструкция:
1) В конвертах лежат карточки двух видов: одни относятся к колонке «Приспособления для охоты», а другие - «Приспособления для защиты»
2) Выньте карточки, познакомьтесь с их содержанием и распределите их между собой так, чтобы
1 вариант -отобрал все карточки про приспособления для охоты………
2 вариант - отобрал все карточки про приспособления для защиты
3) Вклейте карточки в свои таблицы в соответствующую колонку и строчку.
Время на работу: 5 мин.
Получают конверт с примерами способов адаптации. Один ученик должен выбрать все примеры способов охоты и вклеить их в таблицу, другой - все примеры способов защиты
Карточки для взаимопроверки и вклеивания (прил. 3)
Слайд 7 (таблица, заполнены две колонки)
Время на проверку 3мин.
Работа с пониманием ошибок
Взаимопроверка по образцу на карточке
Сначала проверить по образцу работу товарища, потом вклеить карточку в пустой столбик в своей таблице.
Оценивание: 0-1-2
4.Организует групповую работу с научным текстом по заполнению третьей колонки
Задание №3 в РЛ (3 колонка)
Тексты для групп (прил. 4)
Организует объединение в группы по картинке.
Инструкция:
1) Каждый участник группы получает текст. Сначала выполните индивидуальное задание: прочитайте текст и подчеркните информацию про способы приспособления к природным условиям только про своего животного
2) Затем объединитесь в группы, обменяйтесь информацией и сделайте вывод, какие у животных вашего класса способы приспособления к природным условиям. Заполните соответствующую ячейку таблицы. Выберите того, кто представит ваш вывод
Находят у себя в подставке карточку с изображением животного. Объединяются в группы по классам животных (млекопитающие, птицы, насекомые, пресмыкающиеся)
Сначала работают индивидуально. Каждый читает текст и подчеркивает способы приспособления к природным условиям только про своего животного (который был на карточке). Потом объединяются и получают различные способы для своего класса животных. Заполняют соответствующую ячейку таблицы. Договариваются, кто будет озвучивать.

Слайд 8-11 - проверка работы групп постепенно появляются ответы по каждой ячейке третьей колонки
Время работы 15 минут.
Работа с пониманием ошибок

Представление результатов: один озвучивает способы, остальные группы заполняют свои таблицы.
Оценивание: 0-1-2 учителем по образцу на экране

Первичная проверка понимания 3 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
Методы: репродуктивный
Форма работы:
индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует выполнение теста
Задание №3 в РЛ
Слайд 12-13 (тест, потом проверка)
Работа с пониманием ошибок

Индивидуально выполняют тест

Проверка: по образцу на экране
Оценивание: 0-1-2

Домашнее задание 2 мин.

Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Знакомит с двумя видами д-з:
1. Прочитать информацию в учебнике на стр. 95-96 и выполнить тест
2. Прочитать информацию в учебнике на стр. 95-96, прочитать информацию о способах приспособления рыб и провести классификацию этих способов - заполнить таблицу про класс рыбы.

Знакомятся, задают уточняющие вопросы

Итог на рефлексивной основе 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, мотивация к дальнейшему продолжению деятельности.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует оценку деятельности на уроке.
Слайд 14 (шкала)

2. Организует рефлексию.
Выбери фразеологизм, который бы определил твою степень усвоения темы.
В конце РЛ

3. Уточняет выбор д-з (кто выбрал верхний фразеологизм «как рыба в воде», тот выполняет задание №2. Остальные - задание №1)

Суммируют баллы и переводят их в отметку по шкале:
7-8 баллов - «5»
5-6 баллов - «4»
3-4 балла - «3»

Прикрепляют карточку с именем на доску к выбранному фразеологизму

Приспособления
для защиты

Приспособления
для охоты

Приспособления к природным условиям

Млекопитающие (звери)

Лоси защищаются рогами.
Зебры отбиваются от хищников ударами сильных ног. Ежи - иглами, сворачиваясь в клубок.

У лисы тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы.

Птицы

Орлы пускают в дело когти; цапли бьют длинным и острым клювом. лебеди, защищаются сильными ударами крыльев.

У совы огромные глаза прекрасно видят ночью, бесшумный полет, острые когти и изогнутый клюв.

Насекомые

Кузнечика спасает зеленый цвет. Божья коровка при атаке на неё или от испуга выпускает множество капелек неприятно пахнущей ярко-желтой жидкости.

Стрекозы в полете погоняют свою добычу. Верхними челюстями кузнечики хватают различных насекомых.

Пресмыкающиеся

Ящерица отбрасывает хвост. АВТОТОМИЯ

Удавы выслеживают добычу, а затем атакуют ее быстрым броском.
Удавы сильными мышцами душат добычу, а потом заглатывают ее живьем.
Хамелеон «подстреливает» жертву липким языком

Маршрутный лист