Класс: 3.
Единица содержания: классификация способов адаптации животных к условиям окружающей среды.
Цель:
обучающий аспект:
- знать классы животных (познавательные универсальные учебные действия);
- знать способы приспособления (адаптации) животных, уметь их классифицировать и понимать их назначение (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь составлять таблицу для систематизации знаний по теме (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- развивать умение планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление при определении лишнего элемента, классификации способов приспособления, работе с таблицей (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать умение находить нужную информацию в сплошном и несплошном тексте (познавательные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру общения и сотрудничества при работе в группе (коммуникативные УУД);
- воспитывать положительные качества характера (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать интерес и любовь к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- усвоение новых знаний и способов действий,
- первичная проверка усвоения,
- домашнее задание,
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин. |
|
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Проверяет готовность к уроку. Организует определение темы урока.
Связывает урок с посещением в прошедший выходной Зоологического музея. Предлагает рассмотреть несколько изображений (в том числе, фото, сделанное в музее) и ответить на вопросы. Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ (прил. 1), рабочий лист (прил. 2) |
Фронтально
Рассматривают изображения, отвечают на вопросы:
|
Организует формулирование темы урока, если надо, корректирует «Кто как приспособился» (если по-научному, то адаптировался)
|
Предлагают, как может звучать тема урока.
|
Усвоение новых знаний и способов действий 30 мин. |
|
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Сообщает, что способов много, на уроке научимся их классифицировать и соберем все способы в таблицу, которая будет помощником при выполнении домашнего задания. Для этого надо понимать, как будут называться столбцы таблицы и как строчки.
Рассмотрите внимательно таблицу. Слайд 3 (нет названий колонок) Слайд 4 (заполнены названия колонок) |
Фронтально
Определяют по картинкам, для чего животные применяют такие способы приспособления (для защиты, для охоты (добывания пищи), для приспособления к природным условиям. |
2.Организует работу по определению названия строчек в таблице.
Задание №1 в РЛ Инструкция Задание вы будете выполнять индивидуально. Затем проведёте взаимопроверку по образцу. Вам необходимо: 1) найти лишний элемент в каждой цепочке картинок и вычеркнуть его, 2) записать номер обобщающего слова (названия класса животных) для оставшихся изображений. Затем поменяться работами и проверить результат работы товарища по образцу на доске. Время для работы с заданием - 3 минуты, для взаимопроверки - 2 минуты. |
Работают индивидуально (найди лишнее и выбери из списка классов животных номер, соответствующий названию класса животных, оставшихся в строчке. Впиши этот номер). Время 3 мин. |
Слайд 5 (проверка)
Работа с пониманием ошибок Слайд 6 (таблица с названиями колонок и строк) |
Взаимопроверка по образцу на слайде
Оценивание: 0-1-2 Вывод: будем классифицировать способы адаптации для млекопитающих (зверей), птиц, насекомых, пресмыкающихся |
3. Организует работу в парах по заполнению первых двух колонок таблицы.
Задание №2 в РЛ (1 и 2 колонки) |
Находят таблицу
Работают в парах: Дима - Марк Иван - Валя Маша - Алина Оксана - Таня Элина - Егор |
Инструкция:
1) В конвертах лежат карточки двух видов: одни относятся к колонке «Приспособления для охоты», а другие - «Приспособления для защиты» 2) Выньте карточки, познакомьтесь с их содержанием и распределите их между собой так, чтобы 1 вариант -отобрал все карточки про приспособления для охоты……… 2 вариант - отобрал все карточки про приспособления для защиты 3) Вклейте карточки в свои таблицы в соответствующую колонку и строчку. Время на работу: 5 мин. |
Получают конверт с примерами способов адаптации. Один ученик должен выбрать все примеры способов охоты и вклеить их в таблицу, другой - все примеры способов защиты |
Карточки для взаимопроверки и вклеивания (прил. 3)
Слайд 7 (таблица, заполнены две колонки) Время на проверку 3мин. Работа с пониманием ошибок |
Взаимопроверка по образцу на карточке
Сначала проверить по образцу работу товарища, потом вклеить карточку в пустой столбик в своей таблице. Оценивание: 0-1-2 |
4.Организует групповую работу с научным текстом по заполнению третьей колонки
Задание №3 в РЛ (3 колонка) Тексты для групп (прил. 4) Организует объединение в группы по картинке. Инструкция: 1) Каждый участник группы получает текст. Сначала выполните индивидуальное задание: прочитайте текст и подчеркните информацию про способы приспособления к природным условиям только про своего животного 2) Затем объединитесь в группы, обменяйтесь информацией и сделайте вывод, какие у животных вашего класса способы приспособления к природным условиям. Заполните соответствующую ячейку таблицы. Выберите того, кто представит ваш вывод |
Находят у себя в подставке карточку с изображением животного. Объединяются в группы по классам животных (млекопитающие, птицы, насекомые, пресмыкающиеся)
Сначала работают индивидуально. Каждый читает текст и подчеркивает способы приспособления к природным условиям только про своего животного (который был на карточке). Потом объединяются и получают различные способы для своего класса животных. Заполняют соответствующую ячейку таблицы. Договариваются, кто будет озвучивать. |
Слайд 8-11 - проверка работы групп постепенно появляются ответы по каждой ячейке третьей колонки
|
Представление результатов: один озвучивает способы, остальные группы заполняют свои таблицы.
|
Первичная проверка понимания 3 мин. |
|
Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует выполнение теста
|
Индивидуально выполняют тест
Проверка: по образцу на экране
|
Домашнее задание 2 мин. |
|
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализация условия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Знакомит с двумя видами д-з:
|
Знакомятся, задают уточняющие вопросы |
Итог на рефлексивной основе 5 мин. |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, мотивация к дальнейшему продолжению деятельности.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организует оценку деятельности на уроке.
2. Организует рефлексию.
3. Уточняет выбор д-з (кто выбрал верхний фразеологизм «как рыба в воде», тот выполняет задание №2. Остальные - задание №1) |
Суммируют баллы и переводят их в отметку по шкале:
Прикрепляют карточку с именем на доску к выбранному фразеологизму |
Приспособления
|
Приспособления
|
Приспособления к природным условиям |
|
Млекопитающие (звери) |
Лоси защищаются рогами.
|
У лисы тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. |
|
Птицы |
Орлы пускают в дело когти; цапли бьют длинным и острым клювом. лебеди, защищаются сильными ударами крыльев. |
У совы огромные глаза прекрасно видят ночью, бесшумный полет, острые когти и изогнутый клюв. |
|
Насекомые |
Кузнечика спасает зеленый цвет. Божья коровка при атаке на неё или от испуга выпускает множество капелек неприятно пахнущей ярко-желтой жидкости. |
Стрекозы в полете погоняют свою добычу. Верхними челюстями кузнечики хватают различных насекомых. |
|
Пресмыкающиеся |
Ящерица отбрасывает хвост. АВТОТОМИЯ |
Удавы выслеживают добычу, а затем атакуют ее быстрым броском.
|