Класс: 3.
Предмет: русский язык.
Тема: Обобщение знаний о частях речи.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель: формирование умения различать части речи.
Планируемые результаты
Учебно-познавательные:
- Обобщение знаний о частях речи;
- учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
- Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- •подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, группе.
Ход урока
1. Организационный момент
- Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Надеюсь наш сегодняшний урок обогатит вас знаниями и поможет раскрыть ваши способности. Ребята, вспомните что мы изучали на прошлых уроках.
- Слова к нам в гости вновь пришли, чтоб мы порядок навели.
(выходит девочка) - Интересно, что же нам сегодня наш волшебный сундучок подарит.
- Давайте заглянем.
Д: - Это же книга «Язык родной - дружи со мной».
(читает стих)
Всему название дано
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным полно.
И безымянных нет,
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас
Обозначено словами.
(из книги рассыпаются слова)
- Ничего, не переживай Слова рассыпались, но мы с вами наведём порядок. (приклеиваем слова на мольберт)
- А что это у тебя такое красивое? Посмотрите, ребята какая необычная закладка, на что она похожа?
- Такую расписную старинную букву называли буквицей. Наш чемоданчик сегодня нам её принёс. Долгие годы учились рисовать, вырисовывать, чтобы она у нас была красива. Аккуратна. А где встречали такие буквы?
2. Минутка чистописания
- А мы сейчас с вами потренируемся также красиво писать. На каком этапе мы с вами учимся красиво писать?
- В ваших тетрадочках мы начнём сейчас минутку чистописания.
- Запишите заглавную и строчную букву м, подружите их. Пропишите соединение два раза. Посмотрите соединения букв с верхним и нижним соединением. Выберите два сочетания букв, одно с верхним и одно с нижним соединением и запишите их. А теперь представим, что мы с вами как художники и украсим нашу букву росчерком. Посмотрите.(показ на доске)
-Пропишите росчерк у себя на линеечке.
- Оцените свою работу на минутке чистописания. Нарисуйте на полях снежинку в форме звездочки, если у вас получилось написать, как в образце. Если были затруднения, то в форме пластинки, а если было трудно, то в форме ежа.
3. Орфографическая минутка
Чьи рисунки на окне
Как узор на хрустале,
Щиплет каждого за нос
Зимний дедушка Мороз.
- Посмотрите на нашу доску, есть там такое слово. Да, мороз есть. Поработаем с этим словом. Кто готов поработать? Запишите это слово в тетрадь.
4. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а у нас ещё остались слова на доске. Кто прочитает?
- Скажите, что объединяет все эти слова?
- А на какие группы делятся все слова русского языка?(части речи)
- Составим с вами кластер по этой теме.
- На какие две большие группы делятся части речи? (самост-е и служебные)
- Сформулируйте тему урока, цель.
5. Работа по теме урока
- Давайте вспомним, какие относятся к самостоятельным частям речи.
- А теперь вспомним служебные части речи.
- Что вы знаете об имени существительном
- Давайте вспомним, что знаем об имени прилагательном.
- Вспомним о глаголе.
- Назовите служебные части речи. Скажите, а служебные отвечают на вопросы? Употребляются без самостоятельных частей речи?
- А зачем же. Какую роль они играют? Для чего они нужны?
- Хорошо. Молодцы.
- Посмотрите на доску и скажите, каким словом можно назвать небольшой мороз, как его называют?
- А помогать нам определять части речи будет алгоритм. Загляните в нашу тетрадочку-помощницу и вспомним наши шаги алгоритма.
- Итак, чтобы определить части речи нужно (называют шаги)
- Давайте определим к какой части речи относится слово морозец. Кто готов?
- Ребята, давайте запишем слова в наши тетрадочки по группам, первая группа будет имя существительное, запишите туда слово морозец.
- А каким словом можно назвать холодный день? (морозный)
- Давайте определим к какой части речи это слово относится. Кто желает?
- Запишите во вторую группу слово морозный.
- А каким словом можно назвать предметы подвергшиеся действию холода? (заморозить). Запишите это слово в третью группу.
- У нас ещё остались слова, давайте их тоже определим в группы.(дети определяют и записывают)
- И у нас осталось последнее слово морозно. Оно отвечает на вопрос как и не подходит ни к одной части речи. Ребята, с такими словами мы будем знакомиться позже. А сейчас давайте составим с ним предложение.
- А теперь оцените свою работу на полях. Что мы сейчас делали? (определяли части речи). Оцените себя.
- Хорошо. Молодцы. А теперь поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в паре.
- Для выполнения задания нам понадобится тетрадочка-помощница. Откройте тетрадочки. Вам нужно выполнить задание «Третий лишний». Выполните задание. На выполнение даю две минуты. Поднимаем руки, кто готов.
- Давайте проверять задание. (дети отвечают, а остальные сигнализируют цветом).(группы слов отображаются на экране).
- А теперь оцените себя на этом этапе. Что мы сейчас делали?
- Прекрасно поработали. Давайте отдохнём.
6. Физминутка
7. Самостоятельная работа
- Ребята, скажите, а как я должна проверить ваши знания по этой теме?
- Сейчас мы выполним самостоятельную работу и будем использовать для этого пликерс. Подготовьте свои кюаркоды.
- Напоминаю вам, вы будете отвечать на вопросы. Если у вас ответ правильный эй, би, си или ди, то вы его поворачиваете сверху, чтобы сверху была буква. А я буду проходить и оценивать вашу работу. (работа в приложении пликерс) .Ответы зафиксировала. После урока проверю и завтра скажу результаты.
- А сейчас поработаем в группах. Вспомним правила.
- Итак будем выполнять задания в группах. Распределяемся на группы и один человек подходит ко мне за заданием. На выполнение задания у вас будет 5 минут. После выполнения мы с вами проведём проверку и каждая группа отчитается что его группа делала.
- Задание получено. Внимательно читаем, выполняем, следим за временем.
- Итак, ребята, время наше вышло, давайте проверять. Присаживайтесь на места.
- Вы с какими словами работали? (называют слова). - К какой группе эти слова относятся?
- Каким цветом мы обозначаем имя существительное? Какое слово у вас оказалось лишним? (зимняя) Почему? Достаньте из конвертов красный круг, расположите его на парте.
- Следующая группа, кто готов? С какими словами вы работали? (именами прилагательными). Какое лишнее слово у вас оказалось? Продолжалась). Почему оно лишнее? На какой вопрос это слово отвечает? (это глагол). А вы работали с прилагательными. Всё верно. Каким цветом обозначено имя прилагательное? (зелёным). Достаньте зелёный круг.
(выходят следующие 2 группы, рассказывают).
- С какими группами мы сегодня работали? Давайте прочитаем текст, который у нас получился.
- Ребята, а получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова существительные? Значит они делают текст понятным.
- А имена прилагательные для чего? А глаголы что делают? А служебные части речи что выполняют?
- Ребята, а теперь на партах покажите, как все вместе работают части речи.
- А теперь оцените себя на полях снежинками.
8. Рефлексия. Итог урока
- А сейчас давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке. Посмотрите на поля и посчитайте каких снежинок у вас больше. Выберите снежинку в вашем конверте и украсьте наше сказочное окно.
- Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке?
9. Домашнее задание
- Выполнить в тетрадочках помощницах на с.11.
1) Минутка чистописания
- А мы сейчас с вами потренируемся также красиво писать. На каком этапе мы с вами учимся красиво писать?
- В ваших тетрадочках мы начнём сейчас минутку чистописания.
- Запишите заглавную и строчную букву м, подружите их. Пропишите соединение два раза. Посмотрите соединения букв с верхним и нижним соединением. Выберите два сочетания букв, одно с верхним и одно с нижним соединением и запишите их. А теперь представим, что мы с вами как художники и украсим нашу букву росчерком. Посмотрите.(показ на доске)
- Пропишите росчерк у себя на линеечке.
- Оцените свою работу на минутке чистописания. Нарисуйте на полях снежинку в форме звездочки, если у вас получилось написать, как в образце. Если были затруднения, то в форме пластинки, а если было трудно, то в форме ежа.
2) Орфографическая минутка
Чьи рисунки на окне
Как узор на хрустале,
Щиплет каждого за нос
Зимний дедушка Мороз.
- Посмотрите на нашу доску, есть там такое слово. Да, мороз есть. Поработаем с этим словом. Кто готов поработать? Запишите это слово в тетрадь.
3) Самоопределение к деятельности
- Ребята, а у нас ещё остались слова на доске. Кто прочитает?
- Скажите, что объединяет все эти слова?
- А на какие группы делятся все слова русского языка?(части речи)
- Составим с вами кластер по этой теме.
- На какие две большие группы делятся части речи? (самост-е и служебные)
- Сформулируйте тему урока, цель.
4) Работа по теме урока
- Давайте вспомним, какие относятся к самостоятельным частям речи.
- А теперь вспомним служебные части речи.
- Что вы знаете об имени существительном
- Давайте вспомним, что знаем об имени прилагательном.
- Вспомним о глаголе.
- Назовите служебные части речи. Скажите, а служебные отвечают на вопросы? Употребляются без самостоятельных частей речи?
- А зачем же. Какую роль они играют? Для чего они нужны?
- Хорошо. Молодцы.
- Посмотрите на доску и скажите, каким словом можно назвать небольшой мороз, как его называют?
- А помогать нам определять части речи будет алгоритм. Загляните в нашу тетрадочку-помощницу и вспомним наши шаги алгоритма.
- Итак, чтобы определить части речи нужно (называют шаги)
- Давайте определим к какой части речи относится слово морозец. Кто готов?
- А каким словом можно назвать холодный день?(морозный)
- Давайте определим к какой части речи это слово относится. Кто желает?
- А каким словом можно назвать предметы подвергшиеся действию холода? (заморозить)
- У нас ещё остались слова, давайте их тоже определим в группы. (дети определяют)
- И у нас осталось последнее слово морозно. Оно отвечает на вопрос как и не подходит ни к одной части речи. Ребята, с такими словами мы будем знакомиться позже. А сейчас давайте составим с ним предложение.
- А теперь оцените свою работу на полях. Что мы сейчас делали? (определяли части речи). Оцените себя.
5) - Хорошо. Молодцы. А теперь поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в паре.
- Для выполнения задания нам понадобится тетрадочка-помощница. Откройте на с.9. Найдите упр.5. Вам нужно выполнить задание «Третий лишний». Выполните задание. На выполнение даю две минуты. Поднимаем руки, кто готов.
- Давайте проверять задание. (дети отвечают, а остальные сигнализируют цветом).
- А теперь оцените себя на этом этапе. Что мы сейчас делали?
- Прекрасно поработали. Давайте отдохнём.
6. Физминутка
7. Самостоятельная работа
- Ребята, скажите, а как я должна проверить ваши знания по этой теме?
- Сейчас мы выполним самостоятельную работу и будем использовать для этого пликерс. Подготовьте свои кюаркоды.
- Напоминаю вам, вы будете отвечать на вопросы. Если у вас ответ правильный эй, би, си или ди, то вы его поворачиваете сверху, чтобы сверху была буква. А я буду проходить и оценивать вашу работу. (работа в приложении пликерс). Ответы зафиксировала. После урока проверю и завтра скажу результаты.
8) - А сейчас поработаем в группах. Вспомним правила.
- Итак, будем выполнять задания в группах. Распределяемся на группы и один человек подходит ко мне за заданием. На выполнение задания у вас будет 5 минут. После выполнения мы с вами проведём проверку и каждая группа отчитается что его группа делала.
- Задание получено. Внимательно читаем, выполняем, следим за временем.
- Итак ребята, время наше вышло, давайте проверять. Присаживайтесь на места.
_ Вы с какими словами работали? К какой группе эти слова относятся?
- Каким цветом мы обозначаем имя существительное? Достаньте из конвертов красный круг, расположите его на парте.
- Следующая группа, кто готов? С какими словами вы работали? (именами прилагательными). Какое лишнее слово у вас оказалось? Почему оно лишнее? На какой вопрос это слово отвечает? (это глагол). А вы работали с прилагательными. Всё верно. Каким цветом обозначено имя прилагательное? (зелёным). Достаньте зелёный круг.
(выходят следующие 2 группы, рассказывают.
- С какими группами мы сегодня работали? Давайте прочитаем текст, который у нас получился.
- Ребята, а получился бы у нас текст, если бы мы не вставили слова существительные? Значит они делают текст понятным.
- А имена прилагательные для чего? А глаголы что делают? А служебные части речи что выполняют?
- Ребята, а теперь на партах покажите, как все вместе работают части речи.
- А теперь оцените себя на полях снежинками.
9) Рефлексия. Итог урока
- А сейчас давайте обобщим наши знания и оценим себя на всём уроке. Посмотрите на поля и посчитайте каких снежинок у вас больше. Выберите снежинку в вашем конверте и украсьте наше сказочное окно.
- Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на уроке?
Д.з.