Дидактический материал адресован учителям русского языка, а также обучающимся 8-11-х классов.
В основу данного дидактического материала положены методические указания Н.Г.Бакановой (Издательство Иркутского государственного университета, 2011 г.) - вопрос о сложностях в выделении подлежащего и сказуемого и путях их преодоления; а также пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко, Москва, 1996 г. - вопросы о некоторых случаях согласования в числе сказуемого с подлежащим и об именительном и творительном падежах в сказуемом.
Грамматическая основа двусоставного предложения - это сочетание двух главных членов, выражающее предикативные синтаксические отношения.
Предикативность - это указание на время, лицо и модальность (наклонение).
Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её называют по-другому предикативная основа.
Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, координированный со сказуемым, обозначающий предмет в широком грамматическом значении этого слова, выражаемый существительным в Им. падеже (или заменителями существительного) или инфинитивом, предикативный признак которого определяется в сказуемом.
Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, координированный с подлежащим, выражаемый спрягаемой формой глагола или в соединении с глагольной связкой существительным, прилагательным, наречием, инфинитивом и являющийся показателем предикативных категорий модальности и времени.
Подлежащее выполняет роль номинативного члена грамматической основы и поэтому всегда имеет форму начальную, словарную: Именительный падеж имени (чаще имени существительного) или инфинитив (эта форма глагола когда-то была именной - в роли подлежащего и реализуется историческая способность инфинитива. Ср. читать - чтение, жить - жизнь и т.п.).
Сказуемое обязано выразить отнесенность предикативных категорий к подлежащему и служить формально-грамматическим показателем самих предикативных категорий: наклонения, времени, лица.
Сложности в выделении подлежащего и сказуемого и пути их преодоления
Остановимся на случаях, которые могут вызвать трудности.