Манчаары и Робин Гуд: сравнительна характеристика образов двух народных героев

Разделы: Иностранные языки


Введение

Актуальность исследования: возрастающая культурное и политическое сотрудничество народов мира, в том числе якутов и англичан; в возможности по завершению исследования иметь достоверное представление о национальном характере англичан, что позволит обрести уверенность и доверие в дальнейшем взаимодействии двух культур. Актуальность обусловлена также недостаточной разработанностью в современной научной литературе темы влияния национальных фольклорных традиций на современную культурную практику. Изучение фольклора страны позволяет не только заглянуть в ее прошлое и понять причины тех или иных современных явлений культуры, но и строить на этом основании достаточно обоснованные прогнозы развития страны в будущем. Но в современных условиях постоянно расширяющегося международного сотрудничества важнее другое: исследование фольклора страны дает возможность глубже почувствовать национальный характер данного народа - значит, эффективнее общаться друг с другом. Много лет, изучая английский язык, мы заинтересовались национальным характером англичан.

Тема исследования: Манчаары и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев

Объект исследования: образы двух народных героев на примере легенд об Манчаары и Робин Гуде.

Предмет исследования: национальные идеалы якутов и англичан, особенности и условия формирования их легенд.

Гипотеза: если сравнить образы двух народных героев, то можно проследить сходства в создании образа национального героя, а также его влияние на мировоззрения современной молодёжи.

Цель исследования: сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев якутских и английских легенд.

Задачи исследования:

  • Определение понятие «легенда», жанровые особенности, место в фольклоре;
  • Изучение и сравнение образов Манчаары и Робин Гуда;
  • Сравнение идеалов национального героя и другие базовые характеристики якутских и английских легенд;
  • Формирование национального фольклора и влияние на современную жизнь народов.

Научная новизна исследования: анализ образов фольклорных героев двух не являющихся родственными этнических групп, сопоставление выявленных в ходе исследования характерных признаков; установление влияния народного фольклора на формирования современного менталитета и системы жизненных взглядов, рассматриваемых народов; изучение ранее недостаточно исследованного образа (Манчаары) в системе якутского фольклора.

Методы исследования: изучение литературных и этимологических источников, сравнительно-сопоставительных анализ и синтез полученных данных.

Теоретическая значимость исследования: данное исследование затрагивает область литературы, так как объектом исследования является фольклорные образы двух народов мира; затрагивается область истории, так как в содержании легенд часто упоминается о реальных, имевших место в истории событиях. Также, исследуя особенности национального характера, подвергаются изучению и исторические факторы, повлиявшие на его формирование.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования её результатов лингвистами, историками, литературоведами, представителями официальных учреждений, занимающихся вопросами общественной связи и интеграции культур якутского и английского народов.

Глава I. Определение понятие «легенда» и изучение и сравнение легендарных образов Манчаары и Робин Гуда

1.1. Определение понятие «легенда», жанровые особенности, место в фольклоре

Легенда - это фольклорное произведение исторического содержания с измененными, преувеличенными факт. У этого термина существуют и другие значеия:

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») - одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

В широком смысле - недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т.д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда - приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа - обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Отличия легенды от мифа:

легенда - реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).

миф - полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).

Легенды делят на религиозные и социальные.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.

1.2. Изучение и сравнение образов Манчаары и Робин Гуда

Мы провели сравнительный анализ образов двух народных героев якутских и английских легенд - Манчаары и Робин Гуда.

1. Характеристика

Манчаары - находчивый и хитрый бедняк, он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, скупцов и глупцов. Рассказывают о нем по-разному, но все сходятся на том, что он был беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным.Заступник простых людей перед жадными баями, он, благодаря природной смекалке и искрометному остроумию, всегда выходит сухим из воды, наказывает тех, кто обижает слабых, и заступается за бедняков.

Робин Гуд - легендарный благородный разбойник, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Он - отличный лучник, смелый, изобретательный и благородный человек.

По преданию, он действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость - грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. И хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.

Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Спокойный, хладнокровный Робин Гуд с пылающим справедливостью сердцем стал настоящим героем для англичан.

2. Этимология имен

Манчаары, в переводе с якутского языка- осока, возможно, родственно др.-греч. κείρω - режу и связано с острыми краями листьев осоки, снабжёнными микроскопическими пилообразными зубцами. С отрывка произведения Софрона Данилова « Манчаары». - В это самое время повитуха старуха Нээхтэ с левой половины избы на руках принесла новорожденного, запеленав его в мягкую недавно выделанную радуясь, сказала: "Дитя мое миленькое родилось на трехгранной траве осоке-манчаары, на не желтеющей даже зимою вечнозеленой траве, потому пусть зовется именем Манчаары", - сказала. Собравшиеся на проводы Айыысыт старухи и женщины - все: "Правда, пусть будет Манчаары!" - говоря-толкуя, ласково смотрели на ребенка и продолжали ликовать. А Бытааны Федор, очень радуясь, что родился сын, наконец, в немолодые годы, мясо забитой телушки полностью раздал всем приходившим старухам и женщинам и сына стал любовно называть Манчаары. Так сын его стал на всю свою жизнь зваться Манчаары.

Слово hood по англ. означает «капюшон», оно указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией (от англ. good - «хороший») связано только схожим звучанием. Но у слова hood есть и переносный смысл - скрывать (накрыть капюшоном).

Слово robin переводится как «малиновка», но возможно, что имя героя - результат переосмысления выражения "Robinhood" -Роб (Роберт) (гоb, robber также означает «грабитель») в капюшоне.

3. Время возникновения

Это было время небывалого усиления колониального гнета. Размер ясака к 1828 г. (II ясачная комиссия) почти утроился по сравнению с 1768 г. (I ясачная комиссия). Почти половина якутского населения не платила ясак, т.е. не наделялась землей. Появилось пять новых поборов, которые намного превышали размер ясака. Подводная повинность (перевозка грузов по Охотскому тракту) тоже увеличилась. Якутские тойоны расширили свои политические и правовые привилегии, усилился захват тойонами земли. На местах они стали почти неограниченными властителями что, конечно, привело к усилению социальной несправедливости. И это вызывало чувство социального протеста. Наиболее ярким его выражением в условиях тогдашней Якутии было движение В.Манчаары. Он в 1830-х годах стал настоящей грозой якутских тойонов - угнетателей народа. Со своими товарищами совершал смелые налеты на усадьбы тойонов. Манчаары был сыном своего времени. Делил тойонов на "добрых", "хороших" и "плохих", "злых". Он с товарищами нападал только на "плохих" тойонов и баев, "хороших" не трогал. Отобранное у них он в большинстве случаев раздавал беднякам. Поэтому в глазах народа Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. В результате его популярность в народе росла. Еще при жизни Манчаары слагались о нем множество легенд и песен. Народ сам вознес его на статус национального героя. И действительно, у якутов нет человека более популярного, более любимого, чем Манчаары. Об этом свидетельствуют книги, составленные фольклористом И.Г.Березкиным "Манчаары норуот номо5ор" (1972) и "Сказы о Манчаары" (1993). Алексеева, Н.В.Емельянова, В.Т.Петрова.

Существуют много различных версий о времени жизни Робин Гуда.

По некоторым версиям, он жил в царствование короля Генриха II, то есть приблизительно в 1160 г., и умер в царствование короля Генриха III - 12 ноября 1247 года.

По другим версиям Робин Гуда принято считать современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год .
Другие сочинители баллад переносили его в эпохи Эдуарда II (1307-1327) и Генриха VIII (1491-1547).

Время жизни Робин Гуда менялось в зависимости от приписываемых ему подвигов и связи с теми или иными королями.

4. Происхождение

Манчаары родился в июне 1805 г. в Нерюктяйском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) улуса в зажиточной семье. Когда ему было девять лет умер отец. Семья быстро обеднела. Манчаары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника В. Слободчикова-Чоочо, что послужило причиной его мятежных выступлений.

Из множества версий о происхождении Робин Гуда можно выделить 2 наиболее популярные:

1. Дворянское происхождение. Герой, названный Робин Гудом, родился в Локсли, графство Ноттингем. Он был выходцем из благородной семьи, и его часто именовали графом Хантингтонским, титулом, на который, по крайней мере к концу своей жизни, он претендовал (уверяя, что его прабабка была графиней Хантингтонской).

2. Простолюдин. Робин Гуд был йоменом, то есть свободным ремесленником или крестьянином, сыном холопа графа Уоррена.

3. Прототипы

Нет никаких данных о прототипах Манчаары. Считается, что он - собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.

Существует множество различных версий о прототипах Робин Гуда. Наиболее распространены следующие версии:

1. Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г, найденном в Лондонском общественном архиве.

2. Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160-1247). Родился в Локсли, прожил 87 лет. Был объявлен вне закона в XII веке. Его земли перешли Рэнольфу, графу Честерскому.

3. Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290-1347). По некоторым версиям настоящим Робин Гудом был Роберт Гуд, который появлялся при дворе Уэйкфилд Роуз в 1316-1317 гг. Согласно этой теории Роберт Гуд был объявлен вне закона не из-за грабежа, а из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского, который восстал против короля Эдварда II в 1322 году.

4. Сэр Роберт Фолиот (1110-1165). Его семья, владевшая землями Уэллоу, под псевдонимом Робин Гуда тайно помогала бедным в борьбе с беззаконием. Носившая титул Лордов, несколько поколений эта семья защищала бедняков, вплоть до XIV века .

5. Союзники и противники

Манчаары в 1830-х г. стал настоящей грозой якутских тойонов-угнетателей. Со своими товарищами совершал смелые налеты на усадьбы тойонов. Манчаары был сыном своего времени: делил тойонов на "добрых", "хороших" и "плохих", "злых". Он с товарищами нападал только на "плохих" тойонов и баев, "хороших" не трогал. Отобранное у баев он в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. В результате этого его популярность в народе росла.

Общее число вольных стрелков в отряде Робина изменялось от полсотни до ста человек в разных рассказах. Наиболее популярными героями этой легенды наряду с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, сын мельника и жена Робина - дева Мэриан.

У Манчаары не было личных врагов, если не считать его родственника Чоочо-баай, поэтому его целью были все жадные и эгоистичные баи.
Несмотря на то, что Робин Гуд сражался против всех алчных богачей, встречающихся ему на пути, главными его врагами были шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн и принц Джон, с которыми у него были личные счеты.

6. Причины появления легенд

В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому якутский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.

Основной приметой тех времен является борьба народа (в меньшей степени - дворянства) с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, которые считали все для себя дозволенным, проливали по прихоти кровь. Англосаксы бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII в., своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике. Робин Гуд - собирательный образ, олицетворение надежд и мыслей всех бедных людей тех веков.

7. Связь с мифологией

Образ Манчаары не имеет связей с мифологией. Как и многие герои легенд, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый Малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя эльфов (или лепреконов), который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством .

8. Народность

Манчаары - сын бедняка, т.е. выходец из народа, борющийся за справедливость, что уже обуславливает народность его образа. Его имя известно каждому только якуту. Он пользуется всенародной любовью. Народная мудрость и чувство юмора якутского народа нашли свое отражение в герое национального фольклора Манчаары.

Робин Гуд был назван «чистым созданием народной музы». Любовь, которой он пользуется не только среди английского народа, но и по всему миру, можно доказать его повсеместной известностью, постоянным участием его персонажа в поэмах, книгах, фильмах, театральных постановках. Его образ не забыт, недаром баллады о его подвигах передавались из поколения в поколения в течение более 600 лет. Его образ ассоциировали со многими борцами за справедливость во время «движения луддитов»и борьбы против Нормандской и Анжуйской династий. Его имя часто встречается в народных пословицах и поговорках ("То overshoot Robin Hood", "Ascrook' das Robin Hood'sbow"). Его имя стало нарицательным. Любовь народа к нему можно также передать строчками Вальтера Боуэра, сделавшего дополнение к хронике каноника Фордуна: «Между людьми, лишенными собственности, был знаменит разбойник Робин Гуд, которого народ любит выставлять героем своих игр и театральных представлений, и история которого, воспеваемая странствующими певцами, занимает англичан более других историй». В большей части версий о его происхождении Робин Гуд - простой крестьянин, выходец из народа. В версиях, где Робин Гуд предстает человеком благородного происхождения, он - справедливый, близкий к народу, любящий своих подданных граф.

9. Актуальность героев

В настоящее время имя Манчаары широко известно среди молодежи .Его имя стало нарицательным.

Образ Василия Манчаары неоднозначен и регулярно становится предметом споров между учеными, политиками и общественниками. Одни утверждают, что этот персонаж - национальный герой саха, якутский Робин Гуд; другие считают, что Манчаары - обыкновенный бандит, романтизированный в угоду политической конъюнктуры того времени.

Первые обращаются к произведениям основоположников якутской литературы - Кулаковского, Никифорова, Софронова, где Василий выдвинут в ранг народного героя.

Вторые поднимают исторические архивы и зачитывают сведения из материалов дел, возбужденных против Манчаары… Тех, кто «за Манчаары» сегодня больше. И это объясняется тем, что историческая личность давно превратилась в бренд.

До революции и в первые годы советской власти в Якутии требовался некий символ, который быстро и ясно передал бы массам социалистические настроения. И представители только что сформировавшейся якутской интеллигенции сумели найти этот символ - в лице человека, «раскулачивавшего» тойонов задолго до установления советской власти, Василия Манчаары, преступника-рецидивиста.

С этой версией можно не согласиться, но бесспорно, что в советское время бренд «Манчаары» активно «пиарился»: написаны литературные произведения, выпущены книги, поставлены спектакли. Даже первая советская газета на якутском языке, редактором которой, кстати, был Анемподист Софронов, называлась «Манчаары».

В наше время бренд «Манчаары» никуда не исчез. Почти лишившийся коммунистической окраски, он теперь используется как символ спортивного и здорового образа жизни.

Персонаж Робин Гуда известен каждому современному жителю не только Англии, но и почти всего мира. В течение только XX-XXI вв. было снято бесчисленное количество фильмов, мультфильмов и телесериалов, его образ напрямую или косвенно был задействован во многих книгах, было поставлено множество спектаклей.

10. Изученность образов

Скудость достоверной информации о жизни и деятельности такого легендарного человека, каким был Манчаары, до сих пор вызывала если не споры, то, во всяком случае, некоторые расхождения во мнениях и сопутствующие им вопросы у большинства исследователей его биографии. Мы попытаемся рассмотреть эту личность через призму сегодняшних наших понятий, с позиций современных его соотечественников-якутов. Феномен Манчаары, на наш взгляд, не укладывается ни в какие рамки нынешней академической науки, выходит далеко за пределы простого критического анализа.

Итак, каким же предстает герой нашего повествования? О внешности Манчаары существуют непохожие друг на друга описания. Молва народная докатывается до того, что ставит под сомнение результаты двойного вскрытия его захоронения (мол, указали не то место, в документах другие сведения и т.д.). Если брать в общих чертах, то Манчаары был человеком среднего для тех времен роста (1 м 60 см), с типичными якутскими чертами лица и сложением тела. У большинства бедняцкой части тружеников села, которым приходилось быть много времени задействованными в из года в год повторяющихся работах традиционного хозяйствования, вырабатывалась только им одним присущая, легко узнаваемая походка. Можно сказать, что Манчаары - это собирательный образ задавленных жизнью, обстоятельствами трудяг из народа.

Тяжелая, беспросветная жизнь, сотканная из почти беспрерывных арестов, побегов, телесных наказаний и последнего, самого продолжительного заключения в цепях, не сломила его. Потеря отца Федора-Быттааны (возможно, Быттааны Ханчадаев) и матери-Монтой, отрыв от родных ему людей - жены Варвары и дочери Веры, дяди Якова (Кисинеев Бятяй), двоюродных братьев Кирилла и Ивана и другой его многочисленной родни, росших вместе с ним друзей детства, от родного алааса Арыылаах, любимой Кюёх Кэтириис только закалили его и без того решительный и упорный характер - характер настоящего якута, привыкшего безропотно принимать удары злодейки-судьбы. Вся жизнь Бытанина Егора Федоровича-Манчаары (род. летом 1807 г.), ошибочно называемого то Слободчиковым, то Федоровым Василием, пример подвига обыкновенного, как если бы сказали сегодня - «среднестатистического» якута-аласника, достойного сына своего народа.

Изучение образа Робин Гуда в английском фольклоре началось еще в XV веке и продолжается в настоящее время. Исследования проводились и до сих пор проводятся в самых разных направлениях: попытки установить подлинность личности Робин Гуда и его прототипов (Роберт Хэншоу «Роберт Гуд Ноттингемский и его связь с Де Каймом», Грэхем Керби «Жизнь и времена Робин Гуда», Ричард Рузерфорд-Мур «Когда Робин Гуд встретил Ричарда Львиное Сердце»), изучения преобразования легенды на протяжении веков (Шарлотта Далгаард «Легенда сквозь века»), определение влияния Робин Гуда и его значимости на различные сферы общественной жизни (Ричард Рузерфорд-Мур «По следу разбойника в графстве Робин Гуда», «Похороните меня там, где упадет моя стрела»).

Глава II. Сравнение идеалов национальных героев и влияние на современную жизнь народов

2.1. Сравнение идеалов национального героя и другие базовые характеристики якутских и английских легенд

Признаки для сравнения

Манчаары

Робин Гуд

Характеристика

добрый, находчивый и хитрый бедняк, защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей

благородный разбойник, отличный лучник, смелый, изобретательный, справедливый, грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам

Этимология имен

«Манчаары» - означает «осока»

результат переосмысления выражения "Robinhood" - Роб (Роберт) (rob, robberтакже означает «грабитель») в капюшоне

Время возникновения

Время колониального гнета

во время правления:
1. Ричарда I (1189-1199) - XII вв.
2. Эдуарда II (1307-1327) - XIV вв.

Происхождение

сын бедняка

1. дворянское происхождение
2. простолюдин

Прототипы

прототипов нет, образ собирательный

1. Роберт Фитзут, граф Хантингтонский (1160-1247), был объявлен вне закона в XIIвеке
2. Роберт Гуд из Уэйкфилд Роуз (1290-1347), был объявлен вне закона из-за поддержки Томаса, графа Ланкастерского
3. Сэр Роберт Фолиот (1110-1165), под псевдонимом Робин Гуда тайно помогал бедным

Союзники и противники

помощники: бедняки
противники: все жадные и эгоистичные баи

помощники: отряд вольных стрелков, Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, жена - дева Мэриан; противники: все алчные богачи и шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн, принц Джон

Причины появления легенд

простой народ терпел обман и притеснения со стороны богатых жадных баев, поэтому остро нуждался в защитнике

борьба народа с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, английский народ остро нуждался в защитнике

Связь с мифологией

связей с мифологией нет, хотя в некоторых сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов

Робин Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый Малый) - проказливый лесной дух, предводитель эльфов (или лепреконов)

Народность

выходец из народа, пользуется всенародной любовью, отражает народную мудрость и чувство юмора якутского народа, его имя стало нарицательным

выходец из народа, «чистое создание народной музы», его имя часто встречается в народных пословицах и поговорках и стало нарицательным

Актуальность героев

имя широко известно среди молодежи. В наше время бренд «Манчаары» никуда не исчез. Почти лишившийся коммунистической окраски, он теперь используется как символ спортивного и здорового образа жизни. «Игры Манчаары»

известен каждому жителю почти всего мира, снято бесчисленное количество фильмов, мультфильмов и телесериалов, образ задействован во многих книгах, поставлено множество спектаклей

Изученность образов

тема до сих пор недостаточно изучена, Манчаары - это собирательный образ задавленных жизнью, обстоятельствами трудяг из народа.

изучение образа началось еще в XV веке и продолжается в настоящее время, исследования проводятся в самых разных направлениях

2.2. Формирование национального фольклора и влияние на современную жизнь народов

С целью выявления влияния легенд об Манчаары и Робин Гуде на формирование сознания нынешнего поколения, на основе анализа первичной информации, мы пришли к выводу, что народные легенды занимают важное место в процессе формирования сознания молодого поколения. Народная легенда является частицей народного опыта, и ее способен осознать каждый подросток. Все народные легенды содержательны и отшлифованы самим народом таким образом, чтобы молодое поколение было способно в полной мере перенять его опыт и стремиться к воплощению его идеалов.

Согласно результатам эти герои выражают собою все то, к чему стремился народ, его желания, мечты, его чаяния. Мечты о таком национальном герое - это уже своеобразный бунт против угнетателей, ведь подобного рода преступные мысли, возникая, лишь развиваются дальше, разрастаясь до размера настоящей революции. И значит, Манчаары и Робин Гуд выражают непосредственно национальный характер и якутов, и англичан - смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора.

Повлияв, таким образом, на людей в первое время своего возникновения, они несколько изменили ход мыслей целых поколений. И эти новообретенные представления об истинной ценности жизни не могли не передаться следующему поколению, детям. От детей - к внукам. И дальше - к правнукам. Так они дошли до наших дней и не утратили своей воспитательной ценности.

И сегодняшние представления якутского и английского народов о смелом и благородном идеале - результат вдохновения прадедов нынешнего поколения возникновением истинно народных героев - Манчаары и Робин Гуда.

Заключение

Легенды существовали у всех народов. Древние сказания о делах героев объясняли социальную действительность. С помощью легенды прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. От поколения к поколению передавались духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, секреты различных видов искусств. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: легенда - это вымысел, принимаемый за правду. В легендах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности ,в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Изучив и сравнив образы Манчаары и Робин Гуда мы пришли к выводу, что различные исторические, культурные и бытовые условия способствуют формированию своеобразия национальных особенностей в литературной, фольклорной и философской, характеризующей мировоззрение этноса, областях и специфичные условия формирования народного мировоззрения в значительной степени влияют на идеологическую структуру современного общества. Но, несмотря на историческую и географическую отдаленность друг от друга, якутский и английский этносы обладают схожей системой фольклора, а также схожими составляющими этой системы.

Литература

  1. А.Гаврильева - полнометражный художественный фильм "Манчаары-Василий" - 2004-2007 гг. Якутия.
  2. Башарин Г.П. Аграрные отношения в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX в.). -М.,1956.
  3. Бородулина Н.В. Мифы и легенды народов мира. М., 2011.
  4. Софрон Данилов Манчары / редактор М.Ф.Мусиенко. - Москва: «Детская литература», 1971. - 160 с. - 100 000 экз.
  5. Сказы о Манчары. - Якутск, 1993.
  6. Сафронов Ф.Г. Василий Манчары. - Якутск, 1991.
  7. Манчаары Байылай. Ырыалар-тойуктар (Песни-импровизации). - Якутск, 1994.
  8. Манчаары норуот номоҕор. - Якутскай, 1972.
  9. МанчаарыБаһылай. -Якутск,1946.
  10. Морозов М.М. Баллады о Робин Гуде - избранные статьи и переводы. М., 1954.
  11. Невский Б. Вперед в прошлое. Робин Гуд. Мир фантастики. М., 2003.
  12. Ионова О.В. Василий Манчары. - Якутск, 1946;
  13. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. 7-е изд., стереотип. М., 2004.
  14. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М., 1974.
  15. Charlotte Dahlgaard. The Legendthroughtheages. Oxford. 2011.
  16. Edvin Hartlend. English Fairyand Folk Tales. Легенды старой Англии. М., 2007.
  17. Graham Kirky. On the Outlaw Trail in Robin Hood county. Oxford. 1996.
  18. James O'Driscoll. Britain. The country and its people. Oxford. 2010.
  19. Richard Rutherford-Moor. The life and times of Robin Hood. Longman. 2008.
  20. Robert Henshaw. Robin Hood of Nottingham and the De Kyme connection. Cambridge. 2004.