Курс "Летопись Руси в лицах"
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются все школьное обучение и воспитание. Возможно, кому-то это высказывание покажется высокопарным, однако именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой - научить ребенка учиться.
Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия.
Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка (умственному, эстетическому и нравственному воспитанию).
Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы.
Следует подчеркнуть, что требования к результатам - это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.
Итак, какие же результаты начального образования прописаны в проекте? Например, воспитание умения учиться. Должны быть сформированы желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Надо отметить, что история в начальной школе - как раз тот предмет, при изучении которого учебно-познавательные мотивы могут развиваться очень активно.
История - это интересно, это необычное «путешествие в прошлое на машине времени».
У учеников почти нет представлений о прошлом, и его надо создать эмоциональным рассказом учителя, интересным авторским текстом учебника, иллюстрациями, которые хочется рассматривать.
Основная задача на начальном этапе обучения истории - это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории.
Однако, выполнение данных задач, развитие интереса к предмету, возможно при тщательном отборе содержания исторического материала пропедевтического курса.
Проводя отбор исторического материла для начальной школы, надо помнить, что в памяти учащегося остаются лишь те сведения, которые со временем будут развиваться вместе с учеником.
Поэтому ход урока "Летопись Руси в лицах" строится по алгоритму урока детской литературы.
- Любой урок должен проходить эмоционально, сдержать различные формы работы: творческого, поискового, интеллектуального характера. С учетом возрастных особенностей обучающихся.
- Работа с историческими картинами. Изучая тему «Александр Невский. Ледовое побоище», можно рассмотреть репродукции картин Серова «Ледовое побоище», рассмотреть яркий образ, изображенный Павлом Кориным «Александр Невский».
- Прослушивание музыкальных произведений. Тема «Боярин Борис Годунов», в начале урока для создания эмоционального настроя прослушать отрывок из арии «Борис Годунов».
- Просмотр видео материалов, мультипликационных и художественных фильмов.
- Знакомство с памятниками архитектуры. Рассмотреть архитектуру крепостей, храмов, дворцов определенной эпохи.
- Исследование предметов быта, одежды. Рассматривая портрет княгини Ольги, можно ярко описать одежду, женские украшения, характерные для княгини, например, Фрагмент фильма, Борис Годунов, позволяет ярко представить убранство палат, какую одежду носили в то время, как выглядел достойный боярин.
- Работа с историческими документами, рукописями, мемуарами очевидцев. Изучая раздел «Славянская азбука», дети знакомились с различными видами письменности (узелковое, старославянские письмена). Интересно попробовать написать свое имя с применением букв кириллицы.
Занимательные задания по истории. 4-й класс
1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.
жанесь
(сажень) |
дяпь
|
тьокол
|
теврса
|
2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.
- Февраль - сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
- Апрель - березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
- Август - серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).
3. Исправить исторические ошибки.
- В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).
- Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).
- В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).
4. Шифрограмма.
Найти спрятавшиеся слова.
КнанговодяНойляПеруншесзлЕшийнасокдоМовойжю
5. Соединить определение с его значением.
Летопись |
описание событий,
|
Мозаика |
картина из камней или стекла
|
6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.
юрта
верблюд лук дань баскак |
домашний скот
|
7. Ребусы.
Невская битва
Витязь
8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.
- Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород)
- Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев)
- Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва)
9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос)
10. Кроссворд.
- Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород)
- Народное собрание. (Вече)
- Промежуток времени в 100 лет. (Век)
- Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска)
- Обряд принятия христианства. (Крещение)
- Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало)
- Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый)
Работа с датами
1. "Лото"
Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети - картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.
2. "Уха"
Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.
3. Соединить событие с датой.
Крещение Руси
Куликовская битва Основание Москвы Невская битва Ледовое побоище |
1147 г.
|
4. Заполнить таблицу.
Дата
|
Век |
Событие |
1380 г. |
|
|
|
ХIII |
Невская битва |
1547 г. |
|
Провозглашение первого царя |
|
ХV |
Падение монголо-татарского ига |
5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.
6. "Наведи порядок".
Даны два набора карточек - дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому - наоборот, так как у обоих одна задача - привести в соответствие даты и исторические события.
В каждом подразделении вы видели постеры с изображением исторически-важных личностей из всех 4-х разделов. Это не просто плакаты. На каждом из них содержите портрет, информация текстового содержания. Также вы заметили, что на них размещены QR-коды. Этот материал необходимо использовать для изучения курса Летопись. Это прекрасная возможность провести урок-экскурсию по аллее Летописи.
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какой группы населения выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.