Работа над дикцией в младшем хоре

Разделы: Музыка, Мастер-класс


Цель: Формирование дикционных навыков в процессе вокально-хоровой работы.

Задачи:

  • ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция;
  • обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения;
  • формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения;
  • формирование речевой культуры.

Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Детский хор - особый исполнительский инструмент, это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

Главной особенностью работы с детским хором является сочетание обучения развития музыкальных способностей, певческих навыков, музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Процесс работы с детьми младшего возраста над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, дыхания, звукообразования, дикция и артикуляция

Дикция является основным средством донесения до слушателей поэтического текста хорового произведения. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое. Певческую речь принято использовать в вокальных и хоровых произведениях. Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить слова. Характер певческой дикции зависит от характера музыки и содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи - орфоэпии (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).

Правила певческой орфоэпии:

  • Во время пения нужно правильно открывать рот, четко работать мышцами губ и языка, ясно и определённо формировать гласные с одновременным округлением их звучания - «а» приближая к «о», «е» к «э», «и» к «ы», «ю» к «у»; чётко, несколько утрированно произносить согласные.
  • Гласные должны звучать широко, напевно, а согласные - чётко, коротко, энергично. Следует помнить также, что согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны переносится к следующему слогу или слову (тем самым даётся возможность больше распевать гласные); что одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются раздельно; что согласные звуки в конце слова произносятся ясно, чётко, что ударные слоги в словах в словах пропеваются несколько громче, чем безударные.
  • Особенно внимательно следует относится к пению безударных окончаний. Наконец, слова надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не с их правописанием.
  • Логика речи - необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.

Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. Правила певческой орфоэпии:

1) Согласные, оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

Пример:

пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я.
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

Пример:

пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.

4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.

5) Сочетание букв тс, произносится как ц

Пример: советский-совецкий.

6) Сочетание букв ться, произносится как цця.

Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.

7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.

Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.

8) Все звонкие согласные переходят в глухие.

Пример: сад-сат, красив-красиф.

9) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.

Пример:

пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

10) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала предпочтение отдаётся гласному У (освобождает голос от неприятного носового призвука). Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Далее полезно перейти к работе над звуком И. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво.

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Первый шаг на пути к красивой речи - осанка. (работа над правильной певческой позицией), правильное дыхание.

Вот только несколько самых несложных упражнений для дикции и голоса:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м».
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.
  • Распевки-скороговорки:

Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это расчитаны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах. В работе над дикцией всегда используют игровой метод. Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше.

Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

На крыше у Шуры жил Журавль Жура.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, добры бобры.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Гроздья рябины на солнце горят
Рябит от рябины в глазах у ребят.

Тимошка Прошке
Крошит в окрошку крошки.

На мели лениво лосося ловили

Практическая часть мастер-класса

I. Организационный момент - несколько участников

Сейчас мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. Работа артикуляционного аппарата (к нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым.

II. Вокально-хоровые упражнения

1.Распевание (15 мин.)

Дыхательные упражнения.

Цель - развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота ("выпячивание" - при вдохе, "втягивание" - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух - «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

1.2 Артикуляционные упражнения.

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки:

«От топота копыт пыль по полю летит» - на глухие согласные;

«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка.

Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

1.3 Вокальные упражнения

Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ми-мэ-ма-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.

Упражнение на работу кончика языка:


Упражнение на мелкую артикуляционную технику:

Попевка - скороговорка:

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.»

Активизация артикуляционного аппарата, а также работа над унисоном и дыханием.

III. Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Смешной человечек»

Слушаем куплет с припевом.

беседа о настроении песни (веселая, озорная, шуточная).

Цель - отработать правильное произношение текста.

Читаем текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. («Пойте мысль!» - говорил Станиславский.)

Читаем 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:

Я-спе-ши-л к ва-м, дру-зья,
С жу-тки-м не-те-рпе-ньем.
Я-мо-то-рчи-к не-зря
Сма-зы-ва-л ва-ре-ньем

У ме-ня за спи-ной ве-рти-тся про-пе-ллер,
Я хо-чу, чтоб со мной все ре-бя-та пели.

Особенности произношения: «вертится» - «ве-рти-ца».

IV. Подведение итогов урока

- Мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведения. Спасибо за работу.

В завершении… Чёткая дикция и артикуляция очень важна в пении, при её отсутствии в хоре не будут понятен текст. Задача хора в работе над дикцией - выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов хорового сочинения.

Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки.

Таким образом, в процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому репертуару, то есть у них создается та психологическая основа, без которой не мыслимо успешное вокальное воспитание. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания.

Вокальная работа в детском хоре - процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу. Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, находить верные слова, сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой во время снимающей напряжение, усталость, поддерживать и ободрять своих юных певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.