Цель: Формирование дикционных навыков в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи:
- ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция;
- обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения;
- формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения;
- формирование речевой культуры.
Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Детский хор - особый исполнительский инструмент, это живой организм, который постоянно растет и изменяется.
Главной особенностью работы с детским хором является сочетание обучения развития музыкальных способностей, певческих навыков, музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Процесс работы с детьми младшего возраста над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, дыхания, звукообразования, дикция и артикуляция
Дикция является основным средством донесения до слушателей поэтического текста хорового произведения. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое. Певческую речь принято использовать в вокальных и хоровых произведениях. Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить слова. Характер певческой дикции зависит от характера музыки и содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, «близко», облегчать силу звука.
Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи - орфоэпии (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).
Правила певческой орфоэпии:
- Во время пения нужно правильно открывать рот, четко работать мышцами губ и языка, ясно и определённо формировать гласные с одновременным округлением их звучания - «а» приближая к «о», «е» к «э», «и» к «ы», «ю» к «у»; чётко, несколько утрированно произносить согласные.
- Гласные должны звучать широко, напевно, а согласные - чётко, коротко, энергично. Следует помнить также, что согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны переносится к следующему слогу или слову (тем самым даётся возможность больше распевать гласные); что одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются раздельно; что согласные звуки в конце слова произносятся ясно, чётко, что ударные слоги в словах в словах пропеваются несколько громче, чем безударные.
- Особенно внимательно следует относится к пению безударных окончаний. Наконец, слова надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не с их правописанием.
- Логика речи - необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. Правила певческой орфоэпии:
1) Согласные, оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я.
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример:
пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться, произносится как цця.
Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.
7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
8) Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
9) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример:
пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
10) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.
Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала предпочтение отдаётся гласному У (освобождает голос от неприятного носового призвука). Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный О. Далее полезно перейти к работе над звуком И. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласная Е. При ее звукообразовании в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво.
Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Первый шаг на пути к красивой речи - осанка. (работа над правильной певческой позицией), правильное дыхание.
Вот только несколько самых несложных упражнений для дикции и голоса:
- Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
- Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо.
- Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м».
- Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.
- Распевки-скороговорки:
Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это расчитаны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах. В работе над дикцией всегда используют игровой метод. Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла. |
Утят учила утка-мать
|
Три сороки, три трещётки
|
На крыше у Шуры жил Журавль Жура. |
Идут бобры в сыры боры.
|
Мыла Мила мишку мылом,
|
Гроздья рябины на солнце горят
|
Тимошка Прошке
|
На мели лениво лосося ловили |
Практическая часть мастер-класса
I. Организационный момент - несколько участников
Сейчас мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. Работа артикуляционного аппарата (к нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым.
II. Вокально-хоровые упражнения
1.Распевание (15 мин.)
Дыхательные упражнения.
Цель - развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота ("выпячивание" - при вдохе, "втягивание" - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух - «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки:
«От топота копыт пыль по полю летит» - на глухие согласные;
«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка.
Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
1.3 Вокальные упражнения
Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ми-мэ-ма-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.
Упражнение на работу кончика языка:
Упражнение на мелкую артикуляционную технику:
Попевка - скороговорка:
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.»
Активизация артикуляционного аппарата, а также работа над унисоном и дыханием.
III. Работа над произведением П.Синявского, А.Журбина «Смешной человечек»
Слушаем куплет с припевом.
беседа о настроении песни (веселая, озорная, шуточная).
Цель - отработать правильное произношение текста.
Читаем текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. («Пойте мысль!» - говорил Станиславский.)
Читаем 1 куплет «нараспев» - протягивать гласные и коротко произносить согласные:
Я-спе-ши-л к ва-м, дру-зья,
С жу-тки-м не-те-рпе-ньем. Я-мо-то-рчи-к не-зря Сма-зы-ва-л ва-ре-ньем |
У ме-ня за спи-ной ве-рти-тся про-пе-ллер,
|
Особенности произношения: «вертится» - «ве-рти-ца».
IV. Подведение итогов урока
- Мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведения. Спасибо за работу.
В завершении… Чёткая дикция и артикуляция очень важна в пении, при её отсутствии в хоре не будут понятен текст. Задача хора в работе над дикцией - выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов хорового сочинения.
Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки.
Таким образом, в процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому репертуару, то есть у них создается та психологическая основа, без которой не мыслимо успешное вокальное воспитание. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания.
Вокальная работа в детском хоре - процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу. Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, находить верные слова, сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой во время снимающей напряжение, усталость, поддерживать и ободрять своих юных певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.