Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Участники: педагоги, старшие воспитатели.

Оборудование и материал: Мультимедиа, презентации: «Здоровьесберегающие технологии», «Кинезиологические технологии»; памятка «Современные здоровьесберегающие технологии».

Цель: Привлечение молодых педагогических работников к применению здоровьесберегающих технологий в практике своей работы.

Задачи:

  • Познакомить участников семинара со здоровьесберегающими технологиями.
  • Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
  • Содействовать распространению профессионального опыта педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

План проведения семинара

I блок семинара - теоретический

  1. Психологический настрой, игра «Приветствие».
  2. Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ: определение понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Здоровьесберегающие технологии».
  3. Презентация: Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками при реализации ОО «Физическое воспитание».

II блок семинара - практический

  1. Игра «Фонарики».
  2. «Глаз путешественник».
  3. «Игровой массаж».

III блок семинара - заключительный

  1. Рефлексия «Гусеница интереса и настроения»

Ход семинара

I блок семинара - теоретический (играет музыка)

Психологический настрой, игра «Приветствие».

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. И позвольте мне начать наше мероприятие с небольшой игры - настроя. Которая в первую очередь создаёт благоприятный и комфортный настрой на само мероприятие, а также упражнение которое мы будем с вами выполнять, поможет повысить мыслительную деятельность.

Игра-сонастрой

Как мы знаем общение комфортно тогда, когда мы хоть немножко знаем друг друга. Когда люди встречаются впервые, они приветствуют друг друга по разному. Но как правило начинают знакомиться с имени. Итак, начиная с (Елены Георгиевны) представляемся своему соседу и произносим слова: Здравствуйте, меня зовут …….. заканчиваем на Елене Георгиевне. Начинаем.

В общении очень важна энергия. Сейчас мы поможем друг другу настроиться на положительные энергии. Елена Георгиевна будет показывать, а я озвучу упражнение. Прошу всех встать. Вытягиваем руки вперёд, ладони смотрят в центр круга, сжимаем их в кулаки. На каждое моё слово разгибается один пальчик, начиная с большого. Начинаем. (Здравствуйте, желаю, большого, успеха, во всём)

Теперь все вместе проговариваем слова, отводя пальчики.

(Здравствуйте, желаю, большого, успеха, во всём)

Здорово, отлично. Мы познакомились, настроились на общение и разучили упражнение. Прошу присаживайтесь!

«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ».

Итак, сегодня в нашем ДУ проводится семинар-практикум, тему вы видите на экране.

И начать наше мероприятие я хочу со слов советского педагога-новатора, детский писатель, создатель педагогической системы Василия Александровича Сухомлинского. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».

Эти слова используются очень часто на педагогических мероприятиях, но согласитесь со мной, что они очень точно направляют вектор стремлений ДОУ.

Слайд 3. Ведь сегодня тема здоровья, здоровьесбережения актуальна. А особенно актуальна в детских учреждениях. Мы как педагоги, мамы, понимаем, что именно дети определяют будущее страны.

Это и понимает и наше правительство, так в частности Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей ещё в 2011 году. Где, президент особо подчеркнул, что важно усилить внимание к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей и педагогов, а помощь специалистов должна быть доступной, эффективной и своевременной. Основным направлением заседания стали охрана и укрепление здоровья подростков, прозвучали такие ориентиры: От сохранения здоровья детей зависит будущее нации нашего государства. Формирование здорового поколения - одна из главных задач развития общества. (слайд цитата)

Ещё раз повторюсь, обеспечение и регламентирование таких ориентиров закреплено в таких нормативно-правовых документах: Вы видите их на слайде. (слайд Закон РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указ президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.)

А что же включает в себя понятие здоровье? Как вы думаете? Сейчас каждый из Вас сформулирует своими словами определение понятия «Здоровье».

Я тоже нашла несколько определений этого понятия, которые приняты в научном мире. И да, вы все правы, каждый найдёт в данных определениях свою мысль. Это и естественное состояние организма, и правильное функционирование неподвижного организма, состояние целеполагающей жизнедеятельности, отсутствие болезней и так далее.

Обращаю ваше внимание на указ президента от 01.06.2012 года за номером 761. Пункт 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей. Речь далее идёт о реализации здоровьесберегающих технологий обучения детей. Конечно, детские учреждения реализуют этот пункт указа, и педагоги применяют их в своей практике. Давайте вспомним, а что же такое здоровый образ жизни. Своими словами.

Слайд 7 - первый клик Распространено следующее определение «Здоровый образ жизни» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

И конечно, во всех детских дошкольных учреждениях отбираются, внедряются, здоровьесберегающие технологии. Определение понятия «здоровьесберегающие технологии». «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии используют в различных видах деятельности с детьми. Делятся на три группы, вы видите их на экране.

Так, в технологии сохранения и стимулирования здоровья включаются: ритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна.

Несомненно каждый из вас, ориентируется в определении назначений каждой из этих технологий. У вас находятся памятки, находим раздел технологии сохранения и стимулирования здоровья. Задание, следует подобрать соответствующую технологию и заполнить первую графу, подсказка на экране и в памятке графы 2,3. Вы можете объединяться парами, мини подгруппами. Приступаем. (музыка)

Кто готов озвучить результат. Все согласны? Внимание правильный ответ. (ответы педагогов)

Подробней мы остановимся на пальчиковой гимнастики и гимнастике для глаз.

Вы посмотрите видео, отрывок из цикла видео-консультации для родителей упражнения для развития мелкой моторики (слайд), а мы с вами их повторим. (смотрим)

Итак, повторяем, равнение на Елену Георгиевну. Первое упражнение.

Дождик

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай,
(пальчик стучит по ладошке)
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
(ладошки показывают, как пекут, затем обе руки всеми пальцами показывают круглешки)

Второе упражнение. Козочка

Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую,
(2 пальца опущены вниз, шагают)
Давай, коза, попрыгаем, ножками подрыгаем.
(2 пальца стучат по двум пальцам другой руки)
А коза бодается, а дедушка ругается.
(рожки вверх, по 1 пальчику на руке, которые грозят)

Здорово, отлично! Следующие упражнения направлены на профилактику нарушений зрения и снятия напряжения мышц глаз. Елена Георгиевна покажет движение глаз - рукой. Смотрим, а затем выполняем.

Нарисуем яблоко круглое и сладкое. И большое-пребольшое, очень вкусное такое. (1 раз) А теперь в другую сторону. Нарисуем яблоко круглое и сладкое. И большое-пребольшое, очень вкусное такое. (1 раз)

Уважаемые коллеги, для вас в дополнительных материалах для нашего мероприятия мы подготовили интересную мини-картотеку пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз.

Ну, а мы, переходим к следующему блоку здоровьесберегающих технологий (слайд) технологии обучения здоровому образу жизни, в них включены: физкультурные занятия, игровые образовательные ситуации, самомассаж, активный отдых, прогулки.

Итак, поработаем со второй памяткой, раздел технология обучения здоровому образу жизни. Цель такая же, как в работе с первой памяткой. Подсказка на экране. Время выполнения 2 минуты. Приступаем. (музыка) Кто готов озвучить результат. Все согласны?

Подробней мы остановимся на самомассаже. Благодаря упражнениям для массажа восстанавливается и нормализуется кровоснабжение мышц и кожи, ускоряется обмен веществ, расслабляется тело, проходит усталость и улучшается настроение.

Сейчас мы с вами выполним упражнения. Я буду зачитывать слова, а Елена Георгиевна показывать правильное выполнение действий. Итак, все вместе. Массаж лица «Летели утки»

Слова

Действие

Летели утки
Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести
пальцами по лбу 6 раз

Задели ели
Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка
Ветками качала.

Указательными пальцами
массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

Слайд 13. Здорово! А теперь попробуем выполнить самомассаж кистей рук.

Слова

Действие

Где ладошка? Тут?
Тут!

Показать правую ладошку.

На ладошке пруд?
Пруд!

Круговые движения левым
указательным пальцем по ладони.

Палец большой - гусь молодой.
Указательный - поймал,
Средний - гуся ощипал,
Безымянный - суп варил,
А мизинец - печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.
А оттуда в живот! Вот!

Махи кистями рук.
Двумя ладонями погладить живот

Здорово, такие с виду несложные упражнения очень важны для организма, но всегда нужно соблюдать принципы: правильного выполнения упражнений, целесообразность, системность.

Сейчас мы, переходим к следующему блоку здоровьесберегающих технологий (слайд) коррекционные технологии, в них включены: артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, фонетическая ритмика.

Итак, поработаем с третьей памяткой, раздел коррекционные технологии. Цель такая же, как в работе с предыдущими памятками. Приступаем. Кто готов озвучить результат. Все согласны?

В памятке вы видите технологическую карту педагога, следует заполнить второй столбец, записав те технологии, которые вы используете в работе. Приступаем. Теперь вы можете пополнить свои используемые технологии - новыми, опираясь на памятки, вы приняли участие не только в наполнении памятки, но и составлении технологической карты, которой сможете пользоваться в работе.
В этом разделе подробней мы остановимся на фонетической ритмике.

Наш коллега музыкальный руководитель применяет фонематическую ритмику с детьми разного возраста на своих: индивидуальных, подгрупповых и музыкальных занятиях. Вашему вниманию представлено видео с комплексом упражнений «Игра с ладошками», которые развивают межполушарное взаимодействие. (слайд-видео)

Вам показаны усложненные упражнения, мы тоже попробуем с вами фонематическую ритмику, и начнем с простого варианта упражнения, попрошу всех встать. Сейчас мы с вами будем произносить интонацию удивление: звук О. Нужно, соединить опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произносится гласный о-о-о, в это время руки поднимаются через стороны вверх и соединяются в кольцо над головой. Приступаем. Повторим 2 раза.

Сейчас мы с вами будем произносить интонацию удивления: звука У. Руки согнуты на уровне груди, ладони повёрнуты от себя. Произносится гласный звук у-у-у, давящим движением выпрямляем руки вперёд. Приступаем. Повторим 2 раза.

Здорово!

Вывод: Все представленные технологии направленны на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Но ещё и направлены на улучшение нейронных связей, между двумя полушариями головного мозга. А синхронные и несинхронные движения языка и глаз направлены на активацию межполушарного взаимодействия и повышения общего жизненного тонуса, способствуют снятию напряжения и расслабления. Об очень интересной здоровьесберегающей технологии, которая набирает популярность, вызывает интерес у детей, расскажет наш инструктор по физической культуре Елена Георгиевна. Вам слово! Слайд 16

II блок семинара - практический

(выступление инструктора)

Я подведу итог вышесказанному. Как вы поняли кинезиологические упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, профилактику, просты и интересны в применении. Кинезиология относится к коррекционным технологиям.

III блок семинара - заключительный

Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»

Уважаемые коллеги, наше мероприятие подошло к концу. Ну а завершить его я предлагаю созданием гусенечки - интереса и настроения. (Елена Георгиевна прикрепляет голову гусенечки) Гусеница очень перспективное насекомое, ведь рано или поздно она трансформируется в прекрасную бабочку. Так и для нас тема сегодняшнего мероприятия очень перспективная. Мы изучали, отбирали те технологии которые удобны в работе, пользуются спросом у детей и родителей. А теперь мы пользуемся нашими наработками. Пока гусенечка имеет только голову и выражает настроение и интерес нашего учреждения. Теперь вы подумайте и проанализируйте своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразите его с помощью цветовых маркеров. Обозначения цветовых маркеров вы видите на экране. Ну а мы благодарим вас за сотрудничество, и от всего коллектива педагогов нашего учреждения, желаем: пусть ваша ежедневная педагогическая доблесть не опустошает вас, а вливает в вас новые силы, ведь жить здорово - это здорово!!!

(Каждый участник выбирает круг с соответствующим цветом. На магнитной доске с изображением головы гусеницы каждый по очереди выкладывают выбранный цветовой круг, продолжая тело насекомого).

Литература

  1. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 48 с.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с.
  3. Прокудин Ю.П., Дидоха А.Б. Россия, Тамбовский Государственный университет имени Г.Р.Державина «Проблемные аспекты реализации здоровьесбере-гающих технологий в дошкольном образовании» (tsutmb.ru)