Реализация ФГОС на разных уровнях общего образования - от дошкольного до среднего, требует необходимости управления двумя взаимосвязанными процессами - функционированием и развитием образовательной организации. Механизм управления осуществляется: функционированием - через образовательную программу; развитием - через программу развития. Стратегическая цель Программы развития нашего лицея связана с формированием и развитием нового поколения обучающихся, педагогических кадров, детско-взрослых коллективов, обладающих аналитическими, рефлексивными умениями, владеющих способами коммуникации, имеющих проектное мышление и способных организовать деятельность в рамках жизненной стратегии. В рамках Программы развития нашего лицея на 2015-2022 года была реализована подпрограмма «Формирования проектного мышления». Сегодня в лицее есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Проектное мышление носит методологический характер.
Спецификой подготовки участников проектной деятельности является их обучение в ходе самой деятельности. (Обучение проектированию в проекте).
Проектная деятельность в лицее - явление развивающееся. За 5 лет реализации данного проекта в проектную деятельность были включены все обучающиеся с первого по одиннадцатый класс, учителя начальной школы, все классные руководители 5-11 классов и учителя-предметники, работающие в этих классах (91% работающего коллектива).
Основные проблемы, противоречия, которые возникли в ходе реализации проекта «Формирование проектного мышления»: надо научить любого школьника выполнять проект и проводить исследование. Раньше проекты и исследования готовили только высокомотивированные обучающиеся, которые могли представить проект на конференциях или конкурсах, чтобы получить призовое место.
Сегодня индивидуальный итоговый проект - это основной объект оценки метапредметных результатов учеников;
- вовлечь всех педагогов в проектную или исследовательскую деятельность как руководителей и консультантов-кураторов учебных исследований;
- где и как представить результаты проектной и исследовательской деятельности.
Были предприняты следующие организационные и управленческие действия, которые помогли разрешить данные проблемы:
проблема
|
действия |
результат |
научить любого школьника выполнять проект |
Изменения в учебном плане: создание системы обязательных курсов за счёт части, формируемой школой и курсов внеурочной деятельности;
|
2-4 кл. Курс «Проектная деятельность»;
|
вовлечь всех педагогов |
РГ(Рабочие группы), ТГ(Творческие группы);
|
Написание и реализация рабочих программ урочной и внеурочной деятельности;
|
где и как представить результаты |
Положение о проектной конференции |
4 кл. Групповой проект;
|
Рассмотрим более подробно, лишь один компонент проектной деятельности, который, по нашему мнению, является наиболее важным, сложным и наименее разработанным, но без которого, собственно, трудно говорить об эффективности проектного метода. Речь идет о критериях оценки проектной деятельности учащихся. Оценивание в проектной деятельности играет ведущую роль, поскольку в стратегии и инструментах оценивания закладываются цели проектной деятельности.
В начале необходимо определить, что и как оценивать. Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта - это уже реализация проекта.
В начальной школе, 5-6 классах при выполнении групповых проектов мы используем экспертные листы. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и вводить коррективы в свои педагогические действия. Для становления учебного сотрудничества в классе существенное значение имеют публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников.
Обучающиеся 7-8 классов выполняют парные, индивидуальные проекты. Их оценивание осуществляется на основе критериального подхода, то есть учебные достижения учащихся сравниваются с определенным эталоном, установленными заранее в ситуации договора между участниками учебного процесса критериями оценивания.
Нами были разработаны критерии рейтинговой оценки проекта. Мы выбрали из Классификатора УУД 18 универсальных учебных действий, над которыми работали с обучающимися, соотнесли их с этапами работы над проектом. Оценивание проверяемых УУД осуществляется по 3-балльной шкале:
- 2 балла - полное соответствие заявленному критерию
- 1 балл - частичное соответствие заявленному критерию
- 0 баллов - несоответствие заявленному критерию.
Этапы работы над проектом |
УУД
|
Максимальный балл |
||
Самооценка |
Куратор |
Эксперт |
||
1. Организационный |
|
6 |
6 |
3 |
Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. |
2.1.2 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему |
2 |
2 |
1 |
1.2.Постановка цели проекта |
2.1.4 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
|
4 |
4 |
2 |
2. Выполнение проекта |
|
16 |
16 |
3 |
2.1.Сбор, изучение и анализ имеющейся информации |
1.1.5 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
|
4 |
4 |
- |
2.2.Построение алгоритма деятельности |
2.2.2 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
|
4 |
4 |
- |
2.3.Выполнение плана работы над учебным проектом |
1.3.18 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
|
6 |
6 |
3 |
2.4. Внесение (по необходимости) изменений в проект |
2.3.6 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата |
2 |
2 |
- |
3. Защита проекта |
|
8 |
8 |
4 |
3.1.Подготовка презентационных материалов |
3.3.2 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (подготовка/предъявление бумажного варианта проекта) |
2 |
2 |
1 |
3.2.Презентация проекта |
3.1.6 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
|
4 |
4 |
2 |
3.3.Изучение возможностей использования результатов проекта |
1.5.4 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью |
2 |
2 |
1 |
4. Оценивание проекта |
|
6 |
6 |
- |
4.1.Анализ результатов выполнения проекта |
2.4.4 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности |
2 |
2 |
- |
4.2.Оценка качества выполнения проекта |
2.3.4 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
|
4 |
4 |
1 |
Итого: |
18 УУД |
36 |
36 |
10 |
На основе этих критериев мы разработали лист рейтинговой оценки проекта:
Лист рейтинговой оценки проекта
ФИО обучающегося________________________
Класс_________
Тип проекта_______________ Название______________________
ФИО куратора__________________________________
Оценивание проверяемых УУД осуществляется по 3-балльной шкале:
- 2 балла - полное соответствие заявленному критерию
- 1 балл - частичное соответствие заявленному критерию
- 0 баллов - несоответствие заявленному критерию
Этапы работы над проектом |
УУД
|
Максимальный балл, 36 |
|
Самооценка |
Куратор |
||
1.Организационный |
Максимум 6 |
|
|
1.1.Определение темы проекта.
|
2.1.2 |
|
|
1.2.Постановка цели проекта |
2.1.4
|
|
|
2.Выполнение проекта |
Максимум 16 |
|
|
2.1.Сбор, изучение и анализ имеющейся информации |
1.1.5
|
|
|
2.2.Построение алгоритма деятельности |
2.2.2
|
|
|
2.3.Выполнение плана работы над учебным проектом |
1.3.18
|
|
|
2.4. Внесение (по необходимости) изменений в проект |
2.3.6 |
|
|
3.Защита проекта |
Максимум 8 |
|
|
3.1.Подготовка презентационных материалов |
3.3.2 |
|
|
3.2.Презентация проекта |
3.1.6
|
|
|
3.3.Изучение возможностей использования результатов проекта |
1.5.4 |
|
|
4.Оценивание проекта |
Максимум 6 |
|
|
4.1.Анализ результатов выполнения проекта |
2.4.4 |
|
|
4.2.Оценка качества выполнения проекта |
2.3.4
|
|
|
Итого: |
18 УУД |
|
|
Очевидно, что проектная деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет те параметры, на которых строится мониторинг. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития проекта, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проектной деятельности. Стратегии оценивания - это пути (или направления) по которым будет строиться совместная деятельность учителя и ученика, ученика и ученика по достижению образовательных результатов проекта.
Каждая стратегия содержит свои средства оценивания. Ключевое значение имеет понимание различных целей стратегий оценивания, того, как может быть построено оценивание и того, что можно делать с результатами оценивания. Все стратегии оценивания могут быть разбиты на 5 основных типов. Нужно помнить, что средства оценивания могут быть полифункциональны, т.е. одно и тоже средство оценивания может отвечать различным стратегиям, обращение к нему может идти на нескольких стадиях проекта.
Тип стратегий |
Описание |
Средства оценивания |
1. Стратегии для определения потребностей учеников |
Эти стратегии используются до начала обучения для определения базового опыта учеников, их навыков, наклонностей и трудностей, которые они испытывают. Эти стратеги помогают узнать ожидания участников от проекта, оценить уровень знаний учеников и построить связь между тем, что они уже знают и тем, что им предстоит узнать в ходе проекта. |
1. Изучение работ учеников (анализ работ учеников, данные входных тестов, контрольных и самостоятельных работ);
|
2. Развитие самостоятельности и взаимодействия |
Эти стратегии используются для того, чтобы оценить способность учеников брать на себя ответственность за собственное обучение, навыки межличностного общения, создания работы высокого качества, понимание обратной связи и оценивания работ сверстников. |
1. Самооценка;
|
3. Стратегии наблюдения за процессом |
Эти стратегии помогают учащимся сохранить нацеленность на выполнение учебного проекта. Ученики в большей степени управляют своими действиями, если у них есть методы и инструменты, которые помогают им оценить свое продвижение в решении неоднозначных открытых задач. Эти стратегии помогают определить случаи, в которых ученикам нужна дополнительная поддержка или дополнительные учебные инструкции. |
1. Наблюдения учителя
|
4. Стратегии проверки понимания и поддержки метапознания |
Эти стратегии контролируют развитие понимания учениками учебного материала в ходе выполнения проекта Ученики используют их и для размышления о способах своей учебы. Одни и те же методы могут быть использованы для достижения обеих целей, но важно обеспечивать учеников ясными вопросами и подсказками о том, как они учатся и что они изучают. |
1. Уточняющие вопросы;
|
5. Стратегии, доказывающие понимание и умения |
Эти стратегии оценивают знания, умения и навыки в конце проекта.
|
1. Оценивание продуктов проектной деятельности (Отчеты, эссе, рефераты, печатные и мультимедиа продукты, модели, макеты, художественные изделия, реальные объекты и пр.);
|
Критерии оценивания проектов отражают различные аспекты учебной деятельности в рамках предметов, по которым учащиеся создают проекты. Ключевым моментом в процессе обучения является развитие навыков анализа собственной деятельности учащихся. Цель самооценивания определяется осмыслением собственного опыта, выявлением причин успеха или неуспеха, осознанием собственных проблем и поиском внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Таким образом, за последние годы в лицейской системе образования появился опыт внедрения развивающих задач, определяемых как проект. Результатом этой педагогической деятельности является создание ребенком собственного проекта на предложенную тему. Под проектом понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Она даёт ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат. Проектная деятельность обучающихся- высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе такой деятельности у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.