Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов [3]. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая образовательная технология (Case Study) - это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета [2]. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет.
Как уже было сказано, кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) [1].
Особенностью метода кейс-технологий, применяемых на учебных занятиях по междисциплинарному комплексу (МДК), является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Так при изучении профессионального цикла по профессии 11.01.08 Оператор связи наиболее перспективно использование кейс-метода на практических занятиях, так, например по МДК 01.01 Технология приема, сортировки, вручение и контроля почтовых отправлений, оформления почтовых операций студентам предлагаются конкретные рабочие ситуация:
1. В отделение почтовой связи г. Омска обратился клиент Петров А.И., чтобы отравить заказное письмо с электронным уведомлением о вручении (данные по собственному усмотрению). В течении операционного дня оператор почтовой связи сформирует исходящую накладную на отправку письменной корреспонденции, заделывает ящик полимерный многоразовый. Готовит почту к отправке.
2. В отделение почтовой связи г. Омска обратился клиент Иванов И.И. с просьбой выяснить, почему отправленная им посылка не поступила в место назначения. Оператор почтовой связи попросила у клиента Иванова И.И. паспорт и квитанцию на отправленную посылку. Клиент Иванов И.И. сказал, что напишет жалобу на отделение почтовой связи и попросил дать ему книгу жалоб и предложений. Оператор почтовой связи пояснила, что можно оформить заявление на розыск отправления по России. Оформите заявление на розыск почтового отправления по России.
3. В 103 отделение почтовой связи г. Омска из МСЦ ЦОПО поступила страховая ёмкость. Начальник 103 отделения связи вскрыл ёмкость и обнаружил пять писем с объявленной ценностью и четыре бандероли с объявленной ценностью. А в накладной ф. 16 отсутствовал оттиск календарного штемпеля и подписи. При проверке номеров отправлений оказалось, что все отправления совпадают по номерам, вес и внешнее состояние поступивших отправлений в норме. Оператор связи должен произвести дальнейшую обработку входящих почтовых отправлений, чтобы не нарушать контрольные сроки доставки отправлений. Действия оператора в данной ситуации [4].
В заключение хотелось бы отметить, что основная цель использования метода кейс-технологий как одной из активных форм обучения при подготовке студентов - показать особенности работы в почтовой сфере, закрепить теоретические знания, полученные на лекции, и в конечном итоге - научить студентов моделировать в будущем свое профессиональное поведение, что должно обеспечить их востребованность на рынке труда в данной области.
Список литературы
- Долгоруков А.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ А.В.Долгоруков.- Режим доступа: https://evolkov.net/case/case.study.html.
- Зобов А.М. "Метод изучения конкретных ситуаций (кейсов)".
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петрова.- М., 2004. - 283 с.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 11.01.08 Оператор связи, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013г. №876.