«Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой засилья гаджетов среди взрослых и детей. Ребенку все труднее сосредоточиться на учебном материале. Он часто отвлекается, плохо запоминает материал. Буквально одержим идеей, когда же закончатся эти уроки и скорее домой. Воспользовавшись отсутствием родителей, ребенок стремится быстрее вернуться к прерванной компьютерной игре. Главным наказанием для современного ребенка теперь является угроза со стороны родителей на несколько дней остаться без телефона. А в наше советское детство наказывали тем, что не выйдешь гулять. Родители заметили, что в те дни, когда ребенок остается без телефона, он первое время становится беспокойным и агрессивным, не знает, чем себя занять. Затем, потихоньку успокаивается, выходит гулять, начинает общаться со сверстниками, находит общие темы для игр и прогулок. На уроках становится внимательным, сосредоточенным, исчезает рассеянность и невнимательность.
Игра, по мнению Л.С.Выготского, - это целевая деятельность ребенка. Цель становится тем, ради чего совершается все остальное. Дети очень любят играть, но играют теперь чаще всего в игры непонятного содержания и качества в гаджетах. Проработав не один десяток лет в школе, сравнивая детей от набора к набору, убедились в том, что проблема есть. Учебная деятельность никак не становится ведущей, ребенку не интересно учиться. Стали думать, как ребят заинтересовать и отвлечь от компьютеров и телефонов? Объединившись в параллелях, решили мы с ребятами четвероклассниками в рамках проектной деятельности на уроках ОПК и окружающего мира создать настольную игру-викторину. Придумали название - «Люби и знай свой край». Игровым полем стала карта района. Ребята раскрасили ее, заламинировали. Из воскового пластилина сделали фишки и кубик. Сходили в краеведческий музей и собрали информацию о том, сколько храмов было на территории Мосальского района и сколько осталось. С помощью условных обозначений нанесли их на карту. Далее возникла идея создать карточки с вопросами и карточки с правильными ответами. Появилась необходимость собрать подробную информацию об истории возникновения храмов, их названиях и дальнейшей судьбе.
Сходили на экскурсию в церковь Троицы Живоначальной. Настоятель храма иерей о. Дмитрий рассказал об истории возникновения храма, о его первоначальном названии, о том, как использовалось здание храма в советский период и с какого времени в нем возобновились богослужения и начались реставрационные работы. Пригласили на уроки ОПК настоятеля Свято-Никольского собора иерея о. Владислава. Ребята тщательно подготовились к встрече, заранее подготовили вопросы. О. Владислав является постоянным участником передачи «Прямая линия. Ответ священника» на канале «Спас», инициатором реставрационных работ церкви Бориса и Глеба, часовни при соборе Николая Чудотворца. Собор был построен на средства местного купца и мецената А.С.Хлюстина по проекту талантливого крепостного архитектора Е.Е.Латышева. Очень увлекательной и познавательной была беседа с заведующей районной картинной галереей Л.Г.Семиной. Ребята узнали много нового об истории основания города, познакомились с картинами уроженца Мосальска В.Г.Жоглина. В школьной библиотеке нашли и прочитали книгу нашего земляка-краеведа А.Е.Зайцева «Земля Мосальская». На экскурсии в краеведческом музее узнали, откуда наш город получил свое название, на каком месте началось его строительство, какая церковь была построена первой и в каком году.
Ребят захватил и ошеломил поток полученной информации. Оказалось, что наш маленький городок имеет такую богатую историю. Сколько знаменитых на всю страну людей были родом из нашего городка. Это и композитор Н.П.Будашкин, поэт Н.В.Якунин, герои Советского Союза братья Луканины, А.А.Морозова, ученый-экономист с мировым именем А.И.Чупров, один из создателей знаменитой «Катюши» А.Г.Костиков…
Материала накопилось предостаточно. Ребята решили, что надо включить в викторину вопросы о знаменитых земляках. Решили разбить игровое поле на три сектора по сложности вопросов. Чем сложнее вопросы, тем меньше их количество, но тем большее количество баллов получает игрок за ответы на них. Решили: 1 сектор - (сложные вопросы) - 3 балла, 2 сектор - 2 балла, 3 сектор - 1 балл. Отобрали вопросы для каждого сектора и ответы на них. В работу включились родители. Они по достоинству оценили нашу задумку. Совместно с родителями ребята распечатали карточки с вопросами и ответами разного цвета, разбив их тем самым по темам. Итак, оборудование подготовили, осталось придумать правила игры.
Какие же требования должна выполнять наша игра?
Пришли к следующим выводам, что игра должна:
- отображать реальную картину окружающего мира;
- быть доступной для детей 9-11 лет;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей (команде).
Правила игрыы
Игра начинается с центра поля. Игрок кидает кубик. Какое число выпало, такое количество «шагов» делает игрок, выбирая любой сектор сложности. Можно играть по одному (каждый за себя), а можно разбиться на команды (2-4 команды). В командной игре дети выбирают капитана. Ответ на вопрос обсуждает вся команда, но отвечает или капитан, или выбранный капитаном член команды. Определяется ведущий. Решили, что это будет учитель. Ведущий следит за временем обдумывания вопроса (1 минута), определяет правильный или неправильный ответ дали игроки (у него карточки с ответами), назначает общее время игры (30 минут), подсчитывает очки и объявляет победителя.
Игра готова! Теперь ее надо апробировать. Как же увлеченно и азартно играли дети! Научили играть ребят третьеклассников. Они загорелись идеей и стали создавать свою игру. У них тоже все получилось. Иногда меняемся. Решили не останавливаться на достигнутом и игру доработать. Вопросы теперь решили разделить по темам: история, религия, знаменитые земляки, география, растения и животные. Есть идеи, есть поставленные цели и задачи. Мы теперь очень много играем и на уроках ОПК, окружающего мира, на занятиях по внеурочной деятельности. Появился интерес к чтению. На уроках литературного чтения дети стали лучше осмысливать содержание текста, стали самостоятельно формулировать вопросы к тексту и задавать их друг другу. Про телефоны на этот период мы забыли, а отметки за первую четверть по окружающему миру и ОПК только пятерки и четверки. В доступной и привлекательной для детей форме нам удалось решить некоторые вопросы обучения и воспитания.
В рамках проектной деятельности, работая над созданием игры-викторины «Люби и знай свой край», мы еще раз убедились в том, что на любом этапе развития, в любой форме игра способствует интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию младших школьников. дидактическая игра помогает формировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников. Она обеспечивает способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Мы хотели поделиться с коллегами своим опытом. Может быть, эта идея кому-то покажется интересной.
Литература
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 2007.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М: Педагогика, 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Книга для учителя, - 3-е изд. - М.: Просвещение,1991.