Цель: развитие навыков связного высказывания (пересказа).
Задачи:
- расширить и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме;
- развивать умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;
- обучать составлению рассказа-описания с опорой на план.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, природный материал (веточки, листья и плоды деревьев)
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие учителя
Учитель приветствует детей.
2. Определение темы и цели урока
Предлагает ученикам отгадать загадку для определения темы урока.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим. Нам ответят: «Это…» (Осень)
II. Актуализация знаний
1. Беседа
- Сегодня мы будем говорить про такое прекрасное время года, как осень.
- Почему осень называют сначала золотой, а потом хмурой? (ответы учеников)
- Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?
- Назовите осенние месяцы.
- Объясни, почему так говорят: Осень-перемен восемь.
- Что происходит с деревьями осенью?
- Какие части есть у дерева? (корень, ствол, кора, ветка, сук, крона, лист…).
2. Цель урока
- Сегодня мы будем учится описывать внешний вид деревьев. Выделять особенности листочков в осеннее время года.
3. Работа по теме урока
Развитие лексического и грамматического строя речи.
1. Игра «Подскажи словечко»
- У клёна кора бурая, а у берёзы… (белая)
- У рябины ствол тонкий, а у дуба… (толстый)
- Летом листья зелёные, а осенью …. (жёлтые, красные, коричневые, бурые)
- У каких деревьев, какие плоды? (семена, жёлуди, шишки, каштаны, гроздья рябины….)
2. Игра «Третий лишний» (с опорой на картинки)
Предлагается повторить словосочетания, исключить лишнее и объяснить выбор, применяя вопросы: какой? какая? какое?
Жёлтый лист, коричневый ствол, разноцветная крона;
Толстый сук, гибкая ветка, большая шишка;
Маленькое семечко, резной лист, спелый жёлудь.
3. Игра «Один-много»
Называется словосочетание «сущ.+прил.» в единственном числе, а детям надо назвать это же словосочетание во множественном числе в соответствии с инструкцией: «Я назову один предмет и его признак, а ты - много»
- Красный лист - (красные листья).
- Бурый лист - (бурые листья).
- Сухой лист - (сухие листья).
- Спелый жёлудь - (спелые жёлуди).
- Золотистая крона - (золотистые кроны).
- Тонкая ветка - (тонкие ветки).
- Крупная шишка - (крупные шишки).
- Стройная берёза - (стройные берёзы).
- Гибкая ива - (гибкие ивы).
4. Игра «Угадай по описанию»
Ребёнок получает карточку с рисунком. Задача ученика описать рисунок. Например: он жёлтый, большой, плоский, резной (лист клёна). А остальные дети должны угадать, какой предмет он описывает.
- Они круглые, красные, мелкие, горькие (ягоды рябины).
- Она зелёная, колючая, похожа на большую птичью лапу (ветка ели, сосны).
- Они мелкие, коричневые, гладкие, «в шапочках», бывают на дубе (жёлуди).
- Они маленькие, круглые, шершавые, бывают на сосне (шишки).
5. Игра «Детки с ветки»
Образование относительных прилагательных с суффиксом -ов.
«Детки с ветки» - это листья. Нужно назвать лист каждого дерева, образуя слово-признак.
- Лист клёна (какой?)…..кленовый;
- Лист берёзы (какой?)…..берёзовый;
- Лист дуба (какой?)…..дубовый;
- Иголка сосны (какая?)…..сосновая.
Физкультминутка
Дети повторяют за учителем слова речёвки и движения.
Мы вокруг берёзы весело пойдём.
Разные листочки дружно подберём.
Руки вверх поднимем,
Покружимся слегка.
И подбросим листья
Вверх под облака.
III. Развитие связной речи
1. Работа с текстом
Чтение текста учителем.
Осенняя рябинка
У дороги стоит стройное деревце. Это рябина. У неё тонкий коричневый ствол. Осенью её крона становится разноцветной. На ветках зелёные, жёлтые и красные листья. Лист у рябины необычный: на одном черешке крепятся маленькие кругленькие листочки. Осенью рябину можно легко узнать. На ней созревают яркие гроздья плодов. Рябиновая гроздь - это мелкие, круглые, красные ягоды. Они горькие на вкус. Это любимое лакомство для птиц.
Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на картинку с рябиной.
- О чём этот рассказ?
- Какой становится крона рябины осенью?
- По какой примете можно узнать рябину осенью?
- Чем лакомятся птицы?
Составление плана рассказа.
А) Стройное деревце.
Б) Описание рябины.
В) Рябиновая гроздь.
Пересказ по цепочке операясь на пункты плана.
Пересказ всего текста одним учеником.
IV. Итог урока
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Назовите признаки осени?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?