Экологическое мероприятие: «Кто, если не мы!»

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Экология


Цель мероприятия: повышение экологической культуры школьников.

Задачи: познакомить с экологическими проблемами г. Астрахани, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы своего края и планеты в целом, развивать чувство ответственности за свои поступки.

Ход мероприятия

Все мы обязаны своей жизнью планете - прекрасной и единственной Земле-матери - зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета - величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом - планету Земля - и то, как надо жить в этом доме.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Эти слова Роберта Рождественского отражают всю суть нашего сегодняшнего существования на планете.

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

Петр I своим указом от 1718 года предписывал: «преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет, наказывать батогами и посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.

Но вот наступил век научно-технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...

О последствиях вмешательства человека в природу замечательно написал В.Глебов:

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки -
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?

А сейчас мы посмотрим, какие экологические проблемы существуют в нашей области. (Презентация «Экологические проблемы Астраханской области»)

Накопленные десятками лет проблемы загрязнения окружающей среды привели к исчезновению и сокращению многих видов животных и растений, которые были занесены в КРАСНУЮ КНИГУ и находятся под охраной государства.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

(Клип «Красная книга» на песню О.Газманова).

Еще 100 лет назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один - полное самоуничтожение человека.

А русский писатель В.Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».

Мы еще можем успеть спасти нашу планету, если уже сейчас займемся:

  • установкой фильтров на электростанциях и транспорте.
  • использованием возобновляемых источников энергии.
  • применением других, нехимических удобрений.
  • прекращением загрязнения окружающей среды промышленными выбросами и отходами.
  • применением эффективных методов орошения.
  • активными посадками лесонасаждений.
  • созданием новых, более крупных заповедников и природных парков в городах и сельских районах.
  • осуществлением более строгого международного контроля и мер по охране природной среды обитания; запрещением охоты на диких животных и торговлю ими.
  • полным и скорейшим запрещением производства хлорфторуглеродов, которые разрушают озоновый слой.
  • запретом на уничтожение влажных тропических лесов, которые выполняют роль фильтров, поглощающих углекислый газ из воздуха и использующих его в процессе фотосинтеза.
  • снижением потребления энергии.
  • переработкой и утилизацией отходов.

А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности - лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо - то всем станет жить веселее и свободнее.

Ученик:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
По страшней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать.

Сейчас мы с вами проведем турнир знатоков природы.

(Учащиеся заранее разделены на две команды, выбраны капитаны, оценивать ответы будет жюри).

1 конкурс: «Что это?»

  1. Оно может жить до 2000 тыс. лет; в воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче; из него делают бочки и паркет; Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
  2. У детей очень много игрушек сделано из нее; она бывает разноцветной; ее трудно сломать; предметы из нее мало весят; если ее поджечь, то появляется черный едкий дым; ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (пластмасса)
  3. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (стекло)
  4. Это получается, когда становится старым или ломается; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным и черным. (металлолом)
  5. Её изобрели китайцы; у нас ее получают из древесины; она легко горит; из нее получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут (бумага)
  6. Его много в городе, но мало в деревне; особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него болеют люди, громко кричат; его издают разные приборы, машины; когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению. (шум)

2 конкурс: «Живая буква»

На доске приготовлены листы с таблицами на разные буквы. Пример таблиц:

Т

С

Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., Т: тюльпан, С: сирень) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

3 конкурс: «Найди ошибки в сочинении…»

Весело музыкой мы оповестили лес - мы прибыли на пикник. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Мы с друзьями наперегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница).

Выбрали хорошее место, быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сушняк, в жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой). Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Саша решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием лакомились сладкими капельками. (Не следует что либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались домой. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

4 конкурс: конкурс капитанов. «Цветик-восьмицветик»

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
  2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
  3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
  4. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
  5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
  6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
  7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
  8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас)

5 конкурс: "Золотые россыпи помоек"

Командам раздаются карточки в которых нужно подчеркнуть правильный ответ.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.

3. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.

4. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.

5. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".

6. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.

7. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.

8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.

9. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.

10. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.

11. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.

12. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

«Правда ли, что…»

(конкурс для зрителей, пока команды выполняют задания 5 конкурса)

  1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
  2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
  3. Стрижи даже спят на лету? (да)
  4. Голубые розы растут только в Китае? (нет, их вообще не существует).
  5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
  6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
  7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
  8. Бабочки живут всего один день? (нет)
  9. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, ведь он не может разговаривать.)
  10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (одинаковая круглый год)
  11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

Определение победителя турнира, награждение команд.

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ!!!

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите...