Инженерное образование в современной школе: ответ на вызовы общества

Разделы: Администрирование школы


На современном этапе развития общества формируется запрос на принципиально новый тип личности, характеризирующийся инновационным поведением, навыками активной жизненной позиции и умением решать сложные проблемы окружающей действительности. Именно формирование навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач, умений работы с техникой сегодня является не только первостепенной задачей современной школы, но и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Президент страны В.В.Путин, выступая на заседании Совета по науке и образованию 8 февраля 2018 года, отметил, что престиж инженерных профессий в России растет, удалось повысить уровень знаний специалистов по таким направлениям, как авиационная, атомная, автомобильная промышленность, металлургия и энергетика. «Надо … обратить особое внимание на направления, которые определят новый технологический уклад и уже определяют. … Это робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн», - подчеркнул В.В.Путин.

Очевидно, инженерно-техническое направление подготовки молодежи в профессиональной сфере сегодня актуально. Современное общество переходит на новый индустриальный уровень. Это способствует повышению спроса на молодые инженерные кадры. Особенно в них нуждаются наукограды - самые ценные города Московской области. В наукограде Протвино находятся предприятия, которые образуют научно-производственный комплекс. Общаясь с руководителями предприятий в рамках сотрудничества (Институт физики высоких энергий, ЗАО «Протом», «Новые технологии», ООО «НПО ДНК-Технология», АО «НПО Турботехника», ООО «Ньюфрост»), мы увидели заинтересованность в привлечении молодых специалистов, активных, творческих людей, обладающих отличными техническими знаниями, готовых к изменениям и гибкой организации труда. При этом важно, чтобы новые сотрудники были жителями родного города и стремились к его процветанию. Этому способствует и обучение студентов в филиале «Протвино» государственного университета «Дубна».

Рассматривая школу как образовательное пространство, мы пришли к необходимости создания специальных условий, которые могли бы помочь в организации технологического предпрофильного и профильного обучения инженерной направленности, профориентации для формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерной профессии.

Для того чтобы добиться соответствия системы подготовки инженерно-технических кадров запросам работодателей, развивать инженерную культуру, повышать престижность и социальную значимость инженерно-технических направлений подготовки, необходимо начинать работу еще в младшем школьном возрасте.

Профориентация, направленная на привлечение внимания к инженерно-техническим направлениям подготовки, ставит перед собой следующие задачи:

  • развитие научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала школьников;
  • привлечение школьников к научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности;
  • привлечение внимания работодателей различных инженерных отраслей и направлений к ранней профориентации в школе.

В МБОУ «СОШ №3» организовано профильное обучение технологического и социально-экономического направлений, реализация которых способствует профессиональному самоопределению и профориентации старшеклассников.

Задачи обучения в классе технологического профиля в МБОУ «СОШ №3» заключаются в повышении качества образования, углубление знаний учащихся по предметам «Математика», «Физика», «Информатика». Вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий, стимулирование интересов школьников к сфере инновация высоких технологий, развитие у школьников практических навыков работы с техникой планируется в рамках деятельности метапредметной лаборатории инженерно-технологического обучения на базе МБОУ «СОШ №3». Запланировано ведение курсов внеурочной деятельности: «Основы робототехники», «3D-моделирование и прототепирование».

Выпускники школы смогу в дальнейшем продолжить свое образование в учреждения высшего профессионального образования по направлениям «Информатика и вычислительная техника», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Авиастроение», «Конструирование и технология электронных средств», «Прикладная математика и информатика», «Мехатроника и робототехника», «Физика», «Программная инженерия», «Электроэнергетика и электротехника», «Ядерная физика и технологии», в том числе, в Филиале «Протвино» государственного университета «Дубна».

Организация на базе МБОУ «СОШ №3» метапредметной лаборатории инженерно-технологического обучения является важным звеном в достижении поставленных целей и задач профориентации школьников.

I. Цели и задачи Программы

Цель программы: Эффективное применение современных образовательных технологий для развития у школьников практических навыков решения задач, работы с техникой и формирования профессионального самоопределения в условиях метапредметной лаборатории инженерно-технологического обучения.

Задачи программы:

  • Создать условия для вовлечения педагогов в процесс освоения современных образовательных технологий и обновления своей деятельности.
  • Обновить содержание образования и технологии обучения, совершенствовать активные образовательные практики на новой технологической основе (технологической культуре).
  • Формирование у детей и подростков представления об инженерии как сфере деятельности; научного и технического подхода к изучению мира на основе освоения математики, естественно-научных и технологических дисциплин, интеграционных курсов, проектно-исследовательской деятельности.
  • Создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения технологий для учащихся.

II. Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап, организационно-подготовительный (июнь-декабрь 2022г.) - создание нормативно-правового, научно-методического сопровождения для организации метапредметной лаборатории инженерно-технологического обучения.

Второй этап, деятельностный (январь 2023г. - март 2024г.) - реализация модели метапредметной лаборатории инженерно-технологического обучения.

Третий этап, аналитико-обобщающий (апрель 2024г. - июнь 2024г.) - проведение мониторинга в ходе реализации программы, обобщение актуального педагогического опыта. Соотнесение результатов с поставленными целями и задачами по реализации проекта.

III. Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Разработка и реализация программ с применением современных образовательных технологий, направленных на повышение качества образования по предметам «Математика», «Физика», «Информатика», курсам внеурочной деятельности технологического профиля (проектная и исследовательская деятельность; интерактивные технологии и ресурсы цифровой образовательной среды; межпредметные технологии; интеграция информационных технологий и материальных ресурсов лаборатории);
  • Обновление содержания образования и применение современных технологий обучения в школе, направленные на повышение престижа инженерных профессий, подготовку кадров для учреждений и предприятий наукограда Протвино;
  • обновление системы профориентации МБОУ «СОШ №3»;
  • рост удовлетворенности обучающихся и родителей состоянием и результатами процесса школьного образования и воспитания;
  • создание эффективных условий для успешной социализации обучающихся.

Конечные результаты

Методический продукт: методические рекомендации «Активные образовательные практики в условиях обновления содержания и технологий обучения»; рабочие программы курсов внеурочной деятельности технологического профиля.

IV. Система программных мероприятий

V. Управление Программой и контроль за ее реализацией

Направление деятельности

Мероприятия по направлению деятельности

1

Мониторинг результатов реализации мероприятий целевой программы региональной инновационной площадки

Мониторинг организуется путем сбора, обработки, анализа информации.

2

Результаты мониторинга используются при оценке эффективности реализации программы

Направления мониторинга:
1) Критерии успешного развития обучающихся в условиях реализации целевой программы региональной инновационной площадки.
2) Наличие диагностического инструментария оценки качества образования в условиях реализации целевой программы региональной инновационной площадки.
3) Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся.
4) Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.
5) Информационное сопровождение инновационной деятельности.
6) Эффективность и социальная значимость инновационной деятельности в рамках сетевого партнерского взаимодействия школы.
7) Общие результаты и эффекты реализации целевой программы региональной инновационной площадки.

3

Контроль за реализацией целевой программы региональной инновационной площадки

Контроль организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах мероприятий и оценки достигнутых результатов руководителем программы.

4

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта (программы)

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

    тестирование;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • самооценка учащихся;
  • анализ продуктов творческой деятельности;
  • создание специальных ситуаций;
  • анализ статистических данных;
  • экспертиза материалов;
  • мониторинг качества инновационной деятельности.

5

Организация работы по обобщению и распространению опыта работы

Проведение очных мероприятий (методический совет, педагогический совет, семинары, круглые столы).
Участие в очных, очно-заочных, дистанционных мероприятиях
(конференции, конкурсы профессионального мастерства).

6

Публичность информации о мероприятиях и результатах мониторинга реализации целевой программы региональной инновационной площадки

Размещение оперативной информации на сайте учреждения.

Основными направлениями и показателями мониторинга эффективности реализации целевой программы региональной инновационной площадки являются:
1) на уровне административного аппарата:
- использование образовательных технологий, электронных учебных ресурсов, технических и программных средств в учебном процессе;
- повышение квалификации педагогических и руководящих кадров;
- качество учебных программ и средств обучения;
- состояние и использование учебно-методического, научно-методического, информационного и библиотечного обеспечения;

2) на уровне обучающихся:
- уровень сформированности предметных компетенций обучающихся;
- уровень сформированности метапредметных компетенций обучающихся;
- мониторинг результатов НПК, олимпиад и т.д.;
- качество подготовки выпускников на основе результатов государственной итоговой аттестации;
- мониторинг занятости выпускников (учреждения СПО, ВПО технической направленности).

3) Мониторинг процесса инновационной работы:
- оценка удовлетворенности обучающихся качеством подготовки;
- оценка эффективности отдельных программ и процессов;
- оценка удовлетворенности педагогических и руководящих кадров.

VI. Научно-методическое обеспечение выполнения Программы

  1. Методические пособия, статьи:
      Современное инженерное образование : учеб. пособие / А.И.Боровков [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 80 с.
    1. Будущее инженерного образования. Сборник научных статей / Под ред. А.А.Александрова и В.К.Балтяна Е.М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2016. - 268 с.
    2. Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г.Москва / Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.К.Балтяна - М: МПГУ - МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2020. - 290 с.
    3. Похолков Ю.П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. - 2012. - № 10. - С. 50-65. 15. Похолков Ю.П. Качество подготовки инженерных кадров глазами академического сообщества // Инженерное образование. - 2014. - № 15. - С. 18-25.
  2. Школьная библиотека (укомплектованный учебный фонд). Медиацентр на базе библиотеки. Медиатека цифровых образовательных ресурсов по всем предметам учебного плана основного и дополнительного образования.
  3. Официальный сайт образовательной организации.
  4. Автоматизированные рабочие места педагогов и учащихся, оснащенные выходом в Интернет.
  5. Предметная образовательная среда.
  6. Локальная образовательная сеть, которая создает единое информационное пространство внутри образовательной организации.