Интеллектуально-познавательная игра "Математическая мозаика"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать на примере внеклассного занятия практическую значимость математики как науки.

Задачи:

  • закрепить навыки сложения и вычитания, умножения и деления, полученные на уроках математики;
  • развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать умения решать логические задачи;
  • развивать умения работать в группах, учиться прислушиваться к мнениям товарищей в команде;
  • пробуждать интерес к предмету через дидактические игры, ребусы, логические задания;
  • воспитывать справедливость, взаимовыручку.

Форма проведения: Игра проводится в виде соревнований между уч-ся 4 класса.

Ход мероприятия

Чувилкина Ева

Математика - царица наук!
Претерпели мы с тобой много мук!
Нам задачи задают - вот беда,
Но решать мы их стараемся всегда!
И чтоб стать нам хоть немножечко умней,
Мы с царицей этой дружим с первых дней!

Учитель

Математика сложна,
Но скажу с почтением
Математика нужна
Всем без исключения
Тут затеи и задачи.
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

Сегодня здесь будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые веселые вопросы. И пусть на нашей игре царят смекалка, остроумие и юмор.

В нашей игре будут принимать участие три команды. Представляю вам команды:

- Наши соревнования - это, прежде всего - игра.

Дружелюбное отношение в игре - закон.

Здесь мы должны проявить все свои лучшие качества:

  • юмор;
  • способность оценить шутку другого;
  • товарищество;
  • находчивость.

Команды готовы? Ну а жюри, конечно, будет выполнять, ой, простите, принимать, решения.

Начинаем представление всем на удивление. Подсказок не произносить, ответов не говорить - в общем, просто любить!

1 конкурс. Представление команд. (Название, девиз, эмблема)

2 конкурс. «Заморочки из мешочка» (Задачки на смекалку)

Конкурс проводится в форме игры "Брейн-ринг": команда, решившая задачу верно первой, получает балл.

Задача № 1. По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток? (2)

Задача № 2. 2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой - в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет) (первый ученик сел в 4 вагон, а второй в 5 вагон).

Задача № 3. Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. Потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок? (5)

3 конкурс «Слова в слове»

Задание. Из словаМАТЕМАТИКА нужно составить другие слова. Использовать можно только те буквы, которые есть в слове «математика».

(Тема, мак, мат (спортивный), кит, кета (рыба), мама, атака, такт, макет, тематика, метка)

Сколько названо слов, столько и баллов получает команда.

4 конкурс «Составь число 100». (Оценивается в 2 балла)

Составьте число 100 при помощи любых арифметических действий либо из пяти единиц, либо из пяти пятёрок. За верное решение 2 балла. Время 5 минут.

Ответ: (111• 1 - 1 = 100; 5 • 5 • 5 - 5 • 5 = 100).

5 конкурс «Математические ребусы»

40а______________________________
7я_______________________________
р1а______________________________
пре100л__________________________
ак3са ____________________________
100лица _________________________
па3от ___________________________
100лб ___________________________
ли100к__________________________
пи100лет _______________________

6 конкурс «Головоломки»

Головоломка "Продолжение"

Взгляните на этот ряд букв. Сможете его продолжить?

Ответ: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь, Девять, Десять

Головоломка "Ура, фейерверк!"

Посмотрите, какой красивый фейерверк! И не один, а целых шесть! Но один из них не был запущен, определите, какой?

Ответ: четвёртый. Давайте посчитаем зелёные звёзды, которых меньше остальных. Звёзды такого цвета есть всего в четырёх фейерверках: 2, 3, 4, 6. Во 2 и 4 нет красных звёзд, которые были выпущены все. Из этих двух вариантов нам подходит 4. Если бы он был выпущен, то зелёных звезд было бы не 5, а 7., а синих не 8, а 9.

Головоломка "Номер дома"

Трудолюбивый строитель Евгений приехал на место раньше остальных, но забыл номер дома! Нам известно, что дом находится между участками 88 и 98. Сможете помочь Евгению и назвать номер?

Ответ: На самом деле номера идут по порядку, просто мы видим их с другой стороны: 86, 87, 88, 98, 90, 91. Значит, номер дома 87!

7 конкурс капитанов

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.

1. «Грамотеи» - записать под диктовку слова: ТОННА, ЧАСТНОЕ, ДЕЦИМЕТР, ПЛОЩАДЬ, СУММА, ПЕРИМЕТР

2. Даю вам карточки с текстом одной и той же задачи. Победит тот, кто быстрее ее решит. Максимальная оценка - 4 балла.

У Пончика на комбинезоне 17 карманов.

10 карманов спереди, остальные сзади.

В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?

Ответ: всего 41 пончик.

17-10 = 7 (к.) - сзади;

2 х 10 = 20 (п.) - спереди;

3x7 = 21 (п.) - сзади;

20 + 21 =41 (п.) - всего.

- Пока капитаны выполняют задание, мы проведем следующий конкурс - «Домашнее задание».

8 конкурс. Домашнее задание «Математические сценки»

Команда «Знание - сила» (Плиева А., Хубаев А.)

Брату скоро стукнет пять.
Я учу его считать,
А учиться он не хочет.
Тут придумала я штуку.
Говорю: давай-ка руку,
Будешь зайчиков считать-
Раз, два, три, четыре, пять.
Эти пальчики - зайчата.
Первый спрятался куда-то.
Загибаем пальчик - раз.
Сколько их теперь у нас?
Брат ладошку растопырил
И ответил вдруг: - четыре.
Молодец. Способный мальчик.
Снова загибаем пальчик.
Сколько их теперь - смотри?
Брат считает: - раз... два... три...
Третий заяц вдруг исчез:
Убежал проказник в лес.
Скрылся зайчик наш едва,
Брат уже кричит мне: - два!
Мы оставили всего
Сколько пальцев? - Одного.
- А потом и этот зайчик
Лёг в кроватку на бочок. З
Загибаем пятый пальчик,
А теперь, что остаётся?
Хитро брат глядит, смеётся:
- Остаётся... кулачок.

Команда «Знатоки математики» (Айвазова Э., Качмазов К., Мурадян А., Тулатов Г.)

Сказка о математике

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жили братья во селе.
В долгом времени, аль вскоре
Приключилось с ними горе:
Спор зашёл у них таков,
Что дошло до кулаков,
Мужики такой печали
Отродясь и не видали -
Средний вычитал в газете,
Как полезно в белом свете
Математику учить,
Чтобы лучше в мире жить.
Старший вытащил кулак,
Им ударил, молвил так:
«Нужно, как ты не крути,
Считать уметь до десяти!
Остальное всё пустяк,
Можно жизнь прожить и так.
Не согласен кто со мной?
Расплатись-ка головой!»
Средний выбрал середину:
«Нужно знать хоть половину,
И тогда уж заживёшь,
Деньгам счёт сам поведёшь,
время будешь узнавать,
Где, кому, чего отдать
Так, чтобы не прогадать.»
Младший же Иван-дурак
Рассудил совсем не так:
«Математика нужна!
Без неё ведь никуда:
Ни домишко не построить,
Урожайность не удвоить,
Ведь кругом нужен расчёт:
Чтоб построить самолёт,
Силу тока рассчитать,
Да ни в чём не оплошать.»
Братья думали-гадали,
Долго головы ломали,
Наконец сошлись в одном:
Спорили что не о том.
Математика нужна!
Ученье - свет, а неученье - тьма!

Команда «Знатоки» (Токаева Д., Высоцкая Я., Кайтуков Р., Семенченко А.)

Сказка про углы

В царстве математики город есть Углов.
Улицы прямые там, множество домов.
В тех домах, конечно же, все углы живут,
Видом отличаются, разно их зовут.
Есть углы там острые, есть углы тупые,
А ещё встречаются там углы прямые.
Разные характеры, разная работа,
Кто-то добродушный и зловредный кто-то.
Вот однажды встретились Острый и Тупой
И тотчас заспорили, так и рвутся в бой.
Острый уколол Тупого и своё добавил слово:
- Мы, углы все острые,
Вас, тупых, важнее,
Мы всегда в работе,
Больше мы умеем.
Острый клык у кабана,
Острый клюв у птицы,
Острая игла нужна,
Острый нож сгодится.
А Тупой ему в ответ:
- Нас, поверь, важнее нет.
Мы устойчивы, надёжны
И построить нас несложно.
Мы в тарелке, в сковородке,
Мы на кранах и лебёдках,
В насыпи под поездами
И мосты мы строим сами.
Много градусов у нас -
Вообще, мы больше вас!
Так вот спорили углы, удержаться не могли.
Только вдруг пришёл Прямой -
Аккуратный, деловой,
Драчунов остановил, добродушно заявил:
- Посмотрите на меня!
Все мы братья, все родня!
Различаемся мы просто:
Острый - меньше девяноста,
А Тупой (смотри и радуйся) -
Больше девяноста градусов.
Мы - прямые - все равны,
Равной все величины.
Одинаковы по росту,
Градусов по девяносто.
Мы - прямые всем нужны
И не менее важны.
Так что ссориться не будем,
А послужим верно людям!

Автор: Рита Аксельруд

Учитель:

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В игре нашей отличился?

Итог жюри.

Награждение команд.

Нужно стать математичней…

Кулюшина Софа

Эй, девчонки и мальчишки!
Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком -
Важно в ней уметь считать,

Кодзаев Батраз

Ведь без правильных расчётов
Не построить школ, домов,
Не отправиться в полёты,
Не открыть других миров.

Синицына Алина

Чтобы сделать симпатичней
И комфортней мир вокруг
Нужно стать математичней,
С королевою наук -

Гизиков Арсаг

С математикой сдружиться,
Навести суметь мосты,
На уроках потрудиться,
Чтобы с нею быть на - ты.

Хасирова Армина

С математикою прочно
Дружит лётчик, инженер,
Бизнесмен, банкир, станочник,
Энергетик, модельер.

Качмазов Кантемир

Разговорчивый лоточник,
Взвесив свёклу, огурец,
Подсчитает сумму точно,
Он в подсчётах денег спец.

Джанаева Мадина

Капитан считает часто
Грузы, футы под килём
Он на судне главный, мастер,
В математике - силён.

Грибанова Ника

Повар счёт ведёт оладий,
Бутербродов, канапе…
Президент, на цифры глядя,
Вычисляет ВВП.

Лалиев Артур

Все профессии похожи:
Деньги, квоты, метражи
Люди складывают, множат,
Делят, чертят чертежи.

Ефимиади Оля

Школяры и школярята,
Вам работать, вам дерзать.
Так учите же, ребята,
Математику - на пять!

Автор: Конева Елена

Учитель:

Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра -
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнований,
Обеспечивший успех.

Приложение