Конспект классного часа "Традиция, объединяющая семью". Семейные посиделки

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Ключевые слова: чаепитие


Цели и задачи: формирование интереса к историческому прошлому, русским народным традициям чаепития, раскрытие творческого потенциала детей.

Оборудование: самовар, плакаты о чае, самоваре, рушник, каравай, чайные сервизы, белые скатерти, выпечка, мультимедиа.

Подготовка: дети собирают информацию о чайных традициях народов разных стран, подбирают пословицы, поговорки, рисуют большой самовар, учат частушки.

Класс празднично украшен. Накрыты столы для чаепития.

Ход мероприятия

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с ароматным чаем.

Хозяин.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.

Хозяйка.

И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи наши послушайте.

Учитель. Дорогие взрослые, ребята, приглашаем вас в гости… а вот к кому, узнаете, когда отгадаете загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченевши бочок,
Шипит и кипит -
Уходить не велит!
Самовар

Учитель. Совершенно верно, нас приглашает в гости самовар!

- Ребята, а вы любите принимать гостей?

- Как в ваших семьях принято это делать? Какие у вас существуют традиции? (Ответы детей)

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (О семейных традициях)

Рассказ учителя. Гостеприимство - отличительная черта всех народов, проживающих на территории России. Издавна на Руси зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью, а так же вкусным чаем, да за самоваром.

На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия. По русской традиции чай - лучшее завершение любого застолья. К нему подавали лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.

Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие. Наливайте вкусный чай. Наш праздник только начинается.

Учитель. Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. (Рассказывают подготовленные ученики)

Ученик 1. Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - составные части чая по-русски. Не принято молчать за столом. Молчание за самоваром расценивалось, как признак глубокого неуважения хозяевам дома. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних.

Ученик 2. Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай и звякать ложечкой, размешивая сахар. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая.

Учитель. Да…Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку и в будни, после трудового дня и в праздники, и в жару, и в холод, побеседовать, умом помериться, талантами похвалиться. За самоваром обсуждали новости, решали все семейные дела. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

Хозяин.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Хозяйка.

Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.

Учитель. - И нам настало время перейти к веселым конкурсам, посмотреть насколько вы дружные, сплоченные и веселые.

- Команды наши будут называться

  • «Тульский пряник»,
  • «Русский каравай»,
  • «Конфетки - бараночки»

- За каждый правильный ответ и выполненное задание команда будет получать бублик.

Хозяйка.

А вы, все сидящие,
Да на нас глядящие,
Не просто глядельщики,
А еще и болельщики!

Хозяин.

Есть загадки в нашем классе
До того мудренные…
Кто загадки отгадает -
Попадет в ученые!

Конкурс загадок. Каждой команде загадывется загадка, есди команда не отвечает или отвечает неправильно, ход переходит к соперникам.

Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его…
(лимон)

Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают?
(блин)

Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(сахар)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
(бублик)

Нет полезней в мире средства,
Знаем мы его все с детства,
Он здоровье нам несет,
Наш душистый, сладкий….
(мед)

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится -
Пригласит чайку напиться.
(чайник)

Учитель. На наш праздник сегодня приехали гости, да не простые, а заморские о своих традициях чаепития рассказать, про наши послушать. Встречайте!

(Все гости одеты в национальные костюмы, выходят под музыку страны, которую представляют)

Чайная церемония в Англии

Ни один англичанин не сможет отказаться от чашечки чая. Традиция появилась в 19 веке, тогда стало принято пить чай во второй половине дня. Ее завела герцогиня Бедфорд - Анна. В 5 часов вечера за столом собиралась небольшая компания, чтобы выпить чашечку чая, перекусить легкими сэндвичами. Традиция сохранилась и до сих пор. Большое значение в английской церемонии уделяется сервировке. На стол обязательно стелется скатерть, ставится ваза с живыми цветами. Для чаепития нужен фарфоровый сервиз. Англичане любят сервизы бело-синего цвета. Обязателен молочник, сахарница, заварочный чайник.

Особенностью заваривания является наличие молока. И чай обязательно наливается в подогретое молоко, а не наоборот. Англичане пьют чай в строго отведенные часы: за завтраком, в час дня - во время второго завтрака и в 5 часов вечера. Больше любят в этой стране черный чай, на втором месте - зеленый. Особого спроса на белый, желтый и красный чаи нет. Пьют чай неспеша, чинно разговаривая, наслаждаясь напитком и закусками.

Чайная церемония в Индии

В Индии очень любят и ценят чай. Церемония длится дольше, чем в Англии. Она солидная и торжественная. В чаепитии используют одноразовые глиняные стаканчики - куллархи. Часто для приготовления используют различные специи, молоко, сахар. Самый известный индийский напиток - масала. Его варят на молоке с добавлением большого количества специй. К чаю подают индийские сладости: фарсан, пакора, нашта.

В Индии много чайных лавочек, где чайвалы предлагают отведать индийский чай. Чай заваривают и хранят в специальных емкостях, чем-то напоминающих русские самовары. В них чай долго остается горячим. Особенностью заваривания является насыщенность чая. Он обязательно должен быть крепким, подаваться с сахаром и молоком.

Чайная церемония в Узбекистане

В Узбекистане выстроены специальные заведения, где пьют чай. Их называют «чайхана». Для заваривания используется керамический сосуд, который ополаскивают сначала крутым кипятком, чтобы прогреть. Затем в него добавляют листья чая, заваривают кипятком. Сосуд аккуратно прокручивают, чтобы обеспечить полное раскрытие чайного листа. Напиток разливают не сразу, нужно трижды перелить чай в пиалу и обратно, тогда вкус станет ярче. Каждому гостю вручается пиала, в которую хозяин наливает чай на три глотка. Хозяин будет следить, чтобы пиала не пустела, постоянно подливая напиток.

Учитель. Спасибо, гости дорогие! Присаживайтесь с нашими ребятами.

Конкурс частушек

1 команда

1.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки.

2.

Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя -
Ну и отраженьеце!

2 команда

1.

Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денечек.

2.

Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

3 команда

1.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Ароматного чайку.

2.

Подавай мне шашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Хозяйка.

Хорош у нас самовар!
Красив да удал!
Жаль только молчит,
Ничего не говорит!

Ученик. Я вам расскажу про семью самоварную. Большая она. Прадед самовара в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед самовара народился - кухня-самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принёс.

Ученик. А отец самовара - сбитенник. В нём в старину сбитень варили - сладкий, целебный напиток из мёда. Самовар по сравнению с ним ещё очень молодой, ему чуть больше ста лет.

Ученик. А родился самовар на самоварной фабрике в середине XIX века в городе Туле. Внутри самовара находилась труба, в неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Тогда на Руси много мастеров-самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть - похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими - это самоварцы, а другие великанами - это самоварища. С виду разные, а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло своё воде отдают.

Ученик. А однажды повезли самовар на всемирную выставку во Францию, в город Париж.

Там так самовар всем понравился, что наградили его двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда он вернулся в Россию, попал на ярмарку. Увидел заезжий генерал все его награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор самовар генералом величают. И дети у него есть - все на него похожи. Одни, как он, воду греют угольками, другие - от электричества. Есть и племяннички-электрочайнички.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.

Учитель. Вот и подходит к концу наш классный час. Посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова. Как вы думаете, какие бы слова подошли к нашей традиции? Какие бы слова хотел сказать вам наш самомар?

На доске слова: ПРИМИРЯЕТ, РАЗДЕЛЯЕТ, СОБИРАЕТ, РАДУЕТ, ЗАБЫВАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ, СБЛИЖАЕТ, ОТТАЛКИВАЕТ.

Каждая команда выбирает слово, прикрепляет возле самовара, объясняет почему выбрали именно это слово.

Учитель. Ребята, какой вывод можем сделать?

- Нужны ли нам традиции?

- Что хорошего в русской традиции чаепития?

- Что нового и интересного узнали?

- С каким настроение уходите?