Оценивание и контроль знаний учащихся являются составными частями процесса обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на уроках.
Современные технические, интерактивные, программные средства контроля разнообразны, но все они должны быть направлены на повышение качества успеваемости учащихся. В последнее время все большее применение находит тестирование. Многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения его трудоемкости. Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.
У нас в школе появилась возможность при проведении тестирования на уроках английского языка использовать современное оборудование - систему интерактивного тестирования и голосования SMART RESPONSE. Сколько было положительных эмоций при первом тестировании! Как детям хотелось скорее взять пульт в руку и прикоснуться к его кнопкам при выборе правильного ответа! С того момента все учащиеся, независимо от успеваемости, с нетерпением ждут следующего тестирования. На уроках стали проявлять большую активность, радоваться успехами одноклассников и гордиться своими. Данная инновационная система используется в школе для проведения опросов мнений и оценки знаний учащихся. Особенно хороша система голосования при обобщающих уроках после изучения какой-либо темы или блока, и конечно же при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Вопросы для теста учителя готовят с помощью «Мастера вопросов и ответов» с применением шаблонов и настройкой параметров голосования. Вопросы составляются и одинарные, и множественные (несколько вопросов), когда тексты вопросов поочередно отображаются на экране пультов. На экране пульта отображаются настройки голосования. С помощью клавиатуры, функциональных кнопок учащиеся вводят индивидуальный ответ на любой вопрос учителя. Ответ мгновенно отображается на компьютере педагога. Результаты голосования можно увидеть в виде диаграмм или таблиц, в процентном соотношении. Дети наглядно видят, насколько положителен результат их знаний. Еще большой плюс системы голосования состоит в том, что после тестирования можно вернуться к тем вопросам, которые вызвали затруднения при ответе, и обсудить их. Голосование проводим как в поименном, так и в анонимном режимах. Учитель создает в системе базы данных своих учеников. Поэтому после тестирования он видит результаты каждого ученика в отдельности и класса в целом.
Систему SMART RESPONSE можно применять не только на уроках английского языка, а также на уроках математики, русского языка и литературы, истории, географии. При подведении итогов различных семинаров для педагогов иногда используем блиц-опрос, который позволяет сразу узнать мнение коллег по любому вопросу. По окончании опроса можно посмотреть и проанализировать его результаты.
Данную систему используем в воспитательной работе с учащимися. Например, после организации какой-либо дискуссии, учитель запускает голосование и результаты мгновенно отображаются на доске.
Конечно же, данную систему мы используем не на каждом уроке и мероприятии. Но такой творческий, интересный подход сегодня необходим в школе; необходим учителю, чтобы его предмет не стал одним из многих в общем списке предметов; нужен ученику, чтобы он с интересом, увлечением, радостью шел на все занятия, каждый день.