Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей (Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Назарова Н.Н.).

Под особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ понимаются потребности, которые возникают в связи с нарушением психофизического развития или ограничением возможностей освоения общеобразовательных программ.

Это потребности в определенных специальных условиях воспитания и обучения (технические средства, методы обучения и особое содержание, а также социальные, медицинские и другие услуги).

В современном мире формируется опыт инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной среды наравне со сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов.

В области образования, законодательство устанавливает норму, когда учащиеся с инвалидностью и с ОВЗ имеют те же образовательные возможности, что и здоровые ученики.

Организация пространства в инклюзивном классе

Вопросу физической организации пространства в инклюзивном классе следует уделить особое внимание. Среда класса должна быть доступна для всех детей, так, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем классом. Доступность классного помещения - это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого доступа для всех детей является обязанностью образовательного учреждения, хотя это может также потребовать некоторой перепланировки школьного пространства, и это надо обязательно обсуждать с ответственными лицами школы. Изменения пространства, необходимые для детей с инвалидностью должны начинаться в классе, но не заканчиваться там. В инклюзивной школе, все помещения и зоны, доступные обычным ученикам, должны быть доступными также и для детей с инвалидностью.

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе

Часто ход урока зависит от того, как и насколько изучаемые темы у учеников соприкасаются с образовательными потребностями и как обучающиеся усвоили предыдущие темы. Если у всех учеников инклюзивного класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально. Тогда и дети получают знания того уровня, который определяется их образовательной программой. А вот закрепление и отработка полученных на уроках знаний, умений и навыков строятся на различном дополнительном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из пособий и учебника, тексты на доске и т.п.).

Если же изучается на уроке различный программный материал, то и совместная работа с остальными ребятами невозможна. В таком случае урок выстраивается следующим образом: учитель сначала объясняет новый материал по основным государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют определенную самостоятельную работу (если необходимо с комментариями и индивидуальной помощью учителя), направленную на закрепление ранее изученного материала. Далее (для закрепления изученного материала) учитель предлагает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся с ОВЗ, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение материала. Такое чередование деятельности педагога может продолжаться в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно предлагать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми ОВЗ. В отдельных случаях учитель может использовать для таких обучающихся карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

Литература

  1. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
  2. Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov
  3. В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
  4. Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
  5. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
  6. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медикосоциальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
  7. Центр психоло-педагогической реабилитации «Ясенево» http://centeryasenevo.mosuzedu.ru/ Дайджесты по инклюзивному образованию - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/