Логопедическое занятие по теме "Дифференциация С-Ш"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ТНР

Цели и задачи:

  • Учиться различать согласные с-ш в устной и письменной речи;
  • Развивать фонематическое восприятие, пространственные представления, межполушарные взаимодействия с использованием метода психографики; двигательно-координационные навыки; познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление), речевую сферу;
  • Формировать навыки звукового анализа, синтеза; грамматические умения и навыки;
  • Активизация активного и пассивного словарного запаса.

Оборудование: колонка портативная музыкальная, два конверта с пазлами «сани» и «шапка», цветные карандаши, по две шариковые ручки на каждого обучающегося, «волшебный мешочек» с заготовками для составления предложений из словосочетаний, бланки для прохождения лабиринта, бланки для выполнения упражнения с использованием метода психографики на каждого обучающегося, «волшебные квадратики» из цветного картона размером 5см х 5 см.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем учиться различать два звука и 2 буквы. А, какие, вы узнаете, когда выполните перовое задание.

II. Знакомство с новой темой

1. На столах лежит 2 конверта с разрезными картинками. Детям предлагается собрать и назвать, что изображено (санки и шапка).

  • выделение первый звук в каждом слове (по очереди)
  • характеристика звука (согласный, глухой, твёрдый, свистящий/шипящий)
  • уточнение артикуляции звуков.

2. Игра «Охотник» (ловим звук «с», затем «ш»):

  • изолированно
  • в слогах

СА-ША-ШУ-СУ-ШИ-ШЕ-СЫ-СЭ

  • в словах

САД-ШАЛЬ-СУК-ШУМ-ШИЛО-ШТОРМ-
СЫР-МАСКА-КОШКА-МИШКА-МИСКА-
МОШКА-УСЫ-БАШНЯ-КРЫША

III. Упражнение на развитие моторики и координации движения

- Перед тем, как нам начать писать, что полезно для пальчиков сделать?

- Верно, пальчиковая гимнастика. Упражнение «Солнышко».

Исх.п. стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти собраны в плотные кулаки.

На счет раз перекрестить кисти рук: правая рука сверху, левая - под ней. При этом широко развести пальцы в стороны.

На счет два вернуться в исх.п.

На счет три смена позиции: перекрестить кисти рук, теперь левая сверху правая -под ней. При этом широко развести пальцы в стороны.

На счет четыре вернуться в исх.п.

IV. Упражнение с использованием метода психографики

- Сейчас мы с вами сделаем полезную зарядку для нашего мозга, чтобы было легче в дальнейшем различать эти сложные звуки. (2 ручки у каждого учащегося). Одновременная работа двумя руками.

Для тех, кто затрудняется, предложить начать выполнять задание с ведущей руки.

V. Игра «Лабиринт со звуками С-Ш»

- Перед вами лабиринт, вход в лабиринт есть, а выхода нет: его предстоит найти. Чтобы выполнить задание, нужно от указанного стрелочкой места двигаться по картинкам, в названиях которых первый звук С. Двигаться можно вниз, вверх, вправо, влево. По диагонали двигаться нельзя. Двигаясь по лабиринту, закрашиваем клетки цветным карандашом. «Пройди лабиринт по картинкам со звуком С, а затем со звуком Ш». Лабиринт считается пройденным, если вы достигли края лабиринта и нет больше клеток с картинками. Предварительно озвучим картинки по очереди.

VI. Логоритмическая физминутка

Под минусовку деть проговаривают чистоговорку: «Любит сушки наша Даша. Сушки - это вам не каша», сопровождая речь с движениями рук и пальцев.

После физминутки детям предлагается назвать, в каких словах они слышали звук [C], а в каких [Ш].

VII. Работа с предложениями

- Следующее задание. Из двух словосочетаний нужно составить предложение и записать его. Один у доски, остальные работают в тетради.При этом букву «эС» в предложении выделяем в кружок, букву «Ша» - подчеркиваем.

Сыплется снег / пушистый снег
Слышится шум / сильный шум
Сидит старушка / усталая старушка
Слышна песенка / весёлая песенка.

Проверить правильность написанного, нам поможет «волшебные квадраты». Напоминаю, что при проверке написанного квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываем первый слог, затем второй и т.д. Так мы легко можем обнаружить пропуск букв и учимся контролировать себя (развитие орфографической зоркости).

VIII. Скороговорки

Дети вытягивают карточку, проговаривают скороговорку, увеличивая темп.

IX. Итог

- Какие звуки учились различать?

- Что вы о них запомнили?

Приложение

Используемая литература

  1. Рязанцева Ю.Е. Лабиринты. Профилактика проблем с письмом: рабочая нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е.Рязанцева. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2022.- 32 с.: ил.- (Орешки для ума).
  2. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников: развивающие занятия / Т.П.Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2020.- 85 с.: ил.- (Школа развития).
  3. Черошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе II часть (учебное пособие) - Иркутск, 2001.