Работа по технологии развития критического мышления на уроках литературы

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технология критического мышления


В последнее десятилетие много изменилось в образовании. Мои коллеги согласятся с тем, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание к чтению и поэтому серьёзно стоит задумываться над тем, как сделать урок интереснее, вызвать студентов на откровенный разговор, помочь раскрыться. Вот и приходится искать современные приёмы и методы работы, чтобы наши студенты на уроке работали добровольно, с интересом и творчески.

Важнейшими средствами для достижения данных целей обучения являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы;

Внимание педагогов все больше и больше привлекают активные методы и приемы.

Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:

  • Инсерт
  • Кластер
  • Синквейн
  • Фишбоун
  • Ключевые слова
  • Письменная рефлексия

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

На стадии вызова я чаще всего использую следующие приёмы: показ видеофильмов, картин; отгадывание загадок; чтение стихов, чтение притчи и сказок, кадры из кинофильмов, звучат песни, чтение высказываний известных людей и т.д.

Приведу использование приемов технологии развития критического мышления на примере изучения повести В.Распутина «Живи и помни».

На стадии вызов на уроке сначала звучит музыкальный клип «Чтобы помнили». Студенты думают, что речь на уроке пойдёт о героизме во время ВОВ, но на экране появляется картина с изображением красноармейцев с поднятыми руками. И сразу внимание студентов переключается на другую проблему. Такой прием называют «Мозговой штурм».

Излюбленный приём на уроках литературы - прием "Кластер", который используется на различных стадиях урока. Очень часто этим приёмом я пользуюсь на стадии осмысления. На данном уроке характеристику героев повести Андрея и Настёны дети дают с помощью кластера.

Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии. Этот прием позволяет студентам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Изучая повесть «Живи и помни», мы много говорим о трусости, но на стадии рефлексии я предлагаю найти антоним к слову трусость и сочиняем синквейн со словом «мужество». На данном этапе урока происходит связь с современностью с использованием национально-регионального компонента. Проводится беседа о мужестве современных героев и наших земляков на территории Украины.

В своей педагогической деятельности использую интересный методический приём - это прием «ФИШБОУН». Это скелет рыбы, где голова - это проблема, вопрос или тема, которая подлежит анализу. Проблема нашего урока - указать причины, почему солдат советской армии стал предателем. Верхние косточки рыбьего скелета указывают на причины, которые привели к проблеме. Это обида, зло, трусость, эгоизм. Нижние косточки-факты, наличие сформулированных причин: обида на всех людей, даже на Ангару; злость за то, что ему отказали в отпуске; страх за свою жизнь; думал только о себе.

В хвосте фиксируем вывод по выдвинутой проблеме - потеря человеческого облика, потеря имени.

При чтении литературного текста используются методы: чтение с остановками, во время пауз задаю вопросы - прогнозы по поводу развития сюжета. Студенты высказывают предположение и обосновывают их. Метод выбора ключевых слов используется для проверки понимания содержания произведения. Часто используются мною на уроках метод использования «толстых и тонких» вопросов. «Тонкий» вопрос: кто виноват в смерти Настёны? «Толстый» вопрос: почему Настёна кончает жизнь самоубийством?

Метод «Ассоциации» также можно использовать на этом уроке.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дезертир»? (беглец, изменник, преступник, предатель, враг и т.п.).

Я считаю, что учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, как терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения. Технология развития критического мышления помогает педагогу развить в обучающихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, умение работать со справочной литературой, а также с новыми технологиями. Самое главное - дети учатся самостоятельно добывать знания и самореализоваться в современном мире.

Литература

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. - 176 с.
  2. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». - 2005. - №18, 19.