Новый подход к воспитанию детей и молодежи

Разделы: Классное руководство


Мы воспитываем наших детей и хотим, чтобы они выросли и были счастливы. Если заглянуть в словарь, то мы увидим, что «Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями». В жизни воспитанием обычно называется то влияние, которое мы оказали на ребенка, и его результаты. На самом деле, даже если наше влияние не будет ни целенаправленным, ни вообще осознанным, какая-то личность из нашего малыша все равно сформируется. Он вырастет похожим на нас. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Этот закон отменить не удастся, поэтому, если мы желаем, чтоб наше чадо не унаследовало от нас какие-то черты, нужно просто избавиться от них самим. Все успехи наши на пути воспитания напрямую зависят от того, какой подход, и соответственно, методику в воспитании детей, мы избираем. А подход зависит от того, какие цели и задачи воспитания мы перед собой ставим. Прежде всего, следует отметить необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, подростка, юноши, девушки.

В МБОУ «Усть-Майская СОШ» мы стараемся воспитывать настоящих граждан и патриотов своей Родины. Вообще, патриотическому и военно-патриотическому воспитанию в школе уделяется большое внимание. В связи с юбилейными датами, Днем защитника Отечества, Днем Победы проходят не только классные часы, встречи с ветеранами фронта и тыла, их поздравление со знаменательными датами. Проводятся также конкурсы инсценированной военной песни, фестивали литературно-музыкальных композиций, рисунков, стенгазет, смотров строя и песни, флешмобы. По доброй, ежегодной традиции ученики 5-х классов выезжают на школьном автобусе, чтобы навестить и поздравить Ветеранов. Школьники сами с удовольствием украшают автобус, учат стихи и песни военных лет, а ученики начальных классов изготавливают поздравительные открытки. В 2022 году они навестили всего 26 адресов: Ветеранов участников ВОВ, вдов участников ВОВ, Ветеранов тыла, и переселенца Чурапчинского улуса. Ребята не только поздравляют и помогают Ветеранам, но также беседуют с ними о том, как жили люди раньше, какие были обычаи в то время. Общаясь со школьниками, пожилые люди как бы молодеют душой, забывают на время о болезнях, одиночестве. Ребятам такое общение тоже очень полезно. Таким образом, они узнают много нового об истории своей страны. Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния. В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания. Актуальной проблемой является работа по воспитанию уважительного отношения к истории своей Родины.

Воспитание детей и молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. В ситуации сегодняшнего состояния качества и уровня жизни населения России, когда актуализируются межличностные и межгрупповые проблемы, это направление деятельности педагогов имеет особое значение. Если чей-то ребенок отдаляется от родителей, ведет себя, «как чужой» или грубит им - мы его порицаем, считая, что он неблагодарный и черствый человек, и это выбор его злой воли. Но почему ребенок непременно должен нас любить? Когда мы не общаемся с кем-то потому, что отношения у нас испортились, или их никогда не было - никто не удивляется. Это нормально. Отношения между двумя людьми есть или нет, они такие или этакие, их нужно строить и беречь, - и участвуют в этом процессе двое. С этим никто не спорит. Способы достижения этих целей различны и результаты, соответственно, тоже. Ошибка многих родителей в том, что хотят они, безусловно, второго, а методы воспитания применяют более пригодные для первого. И удивляются, почему отношения с ребенком не соответствуют их ожиданиям. Хотя удивляться нечему - все логично. В случае, если мы подходим к воспитанию, как к «дрессировке», результаты будут сомнительны и временны, но, несомненно, будут. «Дрессировкой» я называю обезличенный подход к ребенку, когда мы, не учитывая его мнения и желания, пытаемся добиться того, чтобы он делал то, что мы считаем нужным. Методы при этом используются незамысловатые - кнуты и пряники в ассортименте. Фраза: «Тебя никто не спрашивает!» - прекрасная иллюстрация этого подхода.

Ребенок полностью в нашей власти, он от нас зависит, и если мы будем его «дрессировать», он выдрессируется. Надо же ему как-то с нами жить? Правда, счастлив он не будет. Ведь он такой же человек, как и мы, и его душа тоже хочет искренних отношений, любви, доверия, понимания, уважения. И эта душа будет протестовать. Сначала внезапными истериками, агрессией, потом упрямством, изворотливостью, а в подростковом возрасте он просто сбросит нашу «дрессировку», как тесную одежду. Если же мы слишком авторитарны, а в его характере недостаточно боевого духа, он может стать аутичным, замкнутым, научится притворяться, а потом мы обнаружим, что совсем не знаем своего ребенка, что мы с ним абсолютно чужие люди. К сожалению, когда ребенок вырастет, исправить эту ситуацию будет уже невозможно. Он останется «чужим» навсегда. И, что самое трагичное, человек, которого в детстве «дрессировали», становится неспособен к искренним и доверительным отношениям с другими и, как следствие, будет всю жизнь одинок и несчастен, хотя может успешно социализироваться и играть различные роли в обществе и в отношениях. Ему потребуется сознательная и огромная работа над собой, чтобы исправить то, что мы натворили своим воспитание. В воспитании детей и молодежи в наше время огромное влияние имеет Интернет, он требует разработки принципиально нового методологического подхода к содержанию, формам и методам обучения и воспитания в высшей школе. Роль электронных информационно-коммуникационных технологий сегодня становится для развития молодежи приоритетной. Однако целенаправленного системного перехода к современным технологиям обучения, которые бы учитывали данные изменения, сегодня не происходит. Сознание определяется как высшая форма психического отражения, свойственный исключительно человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованной формами общественно-исторической деятельности людей. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые, в значительной степени, базируются на сфере бессознательного.

Тенденции развития современной цивилизации говорят о том, что в ближайшем будущем будет иметь место переход к интегративным, динамическим и эволюционирующим моделям знания, соответственно, это знаменуется переходом к сетевой образовательной стратегии, обеспечивающей формирование человека, живущего в условиях высокой социокультурной динамики. Очевидно, что в процессе воспитания современной молодежи необходимо учитывать глобальные изменения в культурном контексте современного общества, определяемом новой информационной революцией, обусловленной массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети. Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни, девушки и дети становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов низкие жизненные условия, не благополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Инспекторами ГИБДД регулярно проводятся беседы по предупреждению детского травматизма на дорогах. Изучениям правил дорожного движения уделяется во всех классах большое внимание. В каникулярное время 7-е классы нашей школы совместно с сотрудниками ГИБДД участвовали в акции «Алкоголь и дорога не совместимы!». Мероприятие проводилось с целью предостережения водителей от употребления спиртных напитков. Ребята нарисовали плакаты, листовки, призывающие соблюдать Правила дорожного движения. Данные листовки ребята совместно с сотрудниками ГИБДД, вручали водителям, которые были немало удивлены. Все водители обещали соблюдать Правила дорожного движения и поблагодарили ребят за оказанное им внимание!

В МБОУ «Усть-Майская СОШ» проводятся праздники, которые направлены на духовно-нравственное, патриотическое воспитание. Популярными в нашей школе конкурс «Супер-Мама» он объединил и сблизил детей и родителей. Каждый год проходят соревнования по волейболу (баскетболу) между командами детей, родителей, учителей. Подготовка к праздникам начинается за месяц до назначенной даты. Воспитательный отдел разрабатывает программы мероприятий. За 10-15 дней красочно оформленное положение вывешивается на школьных стендах, а объявления о дате, времени и месте проведения соревнований по всему поселку. К школьным мероприятиям привлекаются различные общественные и частные организации для оказания спонсорской помощи. Мероприятия, проводимые в школе, несомненно, сближают детей, родителей, педагогов, они позволяют детям расслабиться и раскрыться для себя и окружающих с новой стороны. Участие родителей в жизни школы, очень важно. Каждый год в нашей школе проходят праздники «Осенний бал», «Ярмарка», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «1 мая», «9 мая», «1 июня», где родители принимают активное участие. Часто родители судят о школе по учителю и тому, с удовольствием ли идет туда их ребенок. Хорошо ли ему там. Чтобы получить положительные ответы на все вопросы, которые они задают себе и учителю, необходимо вовлекать родителей. Сплочение классного коллектива - очень сложный процесс. Он требует много сил, терпения, понимания и любви к детям. Каждый ребенок должен найти своё место в классном коллективе. Праздник не похож на остальные дни. Окружающее пространство меняется, и люди ведут себя не так, как обычно. Праздник - это то, что запоминается на долгие годы. Если вы хотите, чтобы ваши дети, став взрослыми, чаще вспоминали вас и школу, как в ней было хорошо - устраивайте для них торжества, большие и маленькие. Повод всегда найдется. Человеческая память так устроена, что сохраняет в первую очередь самые яркие моменты. Праздник должен быть у каждого. В какой бы ситуации не находился человек, для праздника всегда должны найтись время, место и возможности.

Общаться в режиме onlain по социальным сетям «ВКонтакте», «Одноклассники». Так бывшие одноклассники, давние знакомые и друзья детства, которые не виделись много лет, могут вновь общаться, просматривать фотографии и дарить друг другу подарки. Существуют сайты знакомств, где одинокие сердца могут найти друг друга и прожить долгую и счастливую жизнь, если им повезет. Не стоит забывать и об инвалидах, больных людях, людях которые не имеют возможности реального контакта с другими людьми. Интернет же позволяет общаться с реальными соотечественниками и другими людьми, живущими в других странах. Что дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке. Сеть позволяет оперативно найти ответ на возникший вопрос. Образованный, культурный человек самостоятельно будет «фильтровать» негативную и нежелательную информацию. В образовательных учреждениях, со стороны родителей дома, должны быть приняты меры преграждающие доступ к данным такого рода. Просто нужно быть более аккуратным и не поддаваться на провокации со стороны других пользователей Интернета. Именно избирательный подход в работе сети Интернет позволит избежать пагубного влияния его на человека. В нашей школе разработаны общие принципы использования сети в образовательных целях. Огромное значение имеет воспитательная и просветительская работа, развитие навыков медиаграмотности, создание привлекательного для детей контента. Формирование привлекательной информационной среды - это наилучший способ отвлечь детей и подростков от посещения сомнительных ресурсов. Существует техническая, программная защита школьников от попадания на сайты, содержание которых несовместимо с задачами образования и воспитания. Мы используем эти программы в нашей школе, формируя фильтр в соответствии с этическими нормами, возрастом детей и другими факторами. Мы воспитываем у детей навыки обеспечения информационной безопасности учащихся путем привития им ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде. В школе проводятся классные часы на тему «Безопасность в сети Интернет», ролевые игры «Социальные сети». Всеобщая доступность Интернета в разумных пределах с соблюдением правил и рекомендаций по работе с ним от разных специалистов (например, учителя, родителя, психотерапевта) принесёт только пользу любому человеку.