Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (определение википедия)
Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности - это математическая грамотность учащихся. (определение википедия)
К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно легче предложить ученику технические примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи.
Таким ключевым потребностям практики, основным типам умений, которые необходимы, чтобы решать практические задачи и посвящен вопрос развития функциональной грамотности.
На данный момент, перед нами, учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на разделы:
- Прикидки и оценки
- Чтение текста
- Логическая грамотность
- Незнакомый контекст
- Работа с графическими представлениями информации
- Экономика
- Геометрия
- Урезанная средняя
Мы с коллегами набираем задачи по данному направлению, нам показалось удобной следующая классификация задач по функциональной грамотности, применимая к каждому из разделов.
Классификация задач
Описание
|
Область математического содержания |
Контекст |
Познавательная область |
Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире |
количество изменения и зависимости пространство и форма неопределенность и данные |
применять формулировать интерпретировать |
личный общественный профессиональный научный |
Так же, работая ранее, велась над решением продуктивных задач. Мы пришли к выводу, что их можно объединить, немного изменяя вопрос задачи. Это позволяет дополнить и расширить возможности обучения при применении одной задачи: с одной стороны формируем функциональную грамотность, с другой - работаем над метапредметностью, мотивацией и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько задач для рассмотрения.
Задача 1
Классификация задачи
Описание
|
Область математического содержания |
Контекст |
Познавательная область |
Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире |
количество изменения и зависимости пространство и форма неопределенность и данные |
применять формулировать интерпретировать |
личный общественный профессиональный научный |
Решение |
Текст задачи |
27 мая 1703 г. был основан г. Санкт-Петербург 31 августа 1914 года столица Российской империи - город Санкт-Петербург сменил своё название на Петроград. Это произошло в разгар кампании против «засилия немцев». Санкт-Петербург был переименован в Ленинград 26 января 1924 года и носил это имя до 6 сентября 1991 года, после чего ему было возвращено первоначальное название Санкт-Петербург.
|
Задача 2
Решение |
Текст задачи |
Решение задачи:ABC и прямоугольные треугольники, у которых гипотенузы BC=CD (по условию). По т. Пифагора имеем:
Составим уравнение:
Ответ: расстояние может быть 3м от сосны 5м или 5м от сосны 3м, где нужно положить орех для этих белок. |
На верхушках двух сосен сидят две белки. Высота одной сосны равна 5 м, а другой 3 м. Расстояние между ними равно 8 м. На каком расстоянии нужно положить орех для этих белок, чтобы они находились в равных условиях, т.е. чтобы расстояния от них до ореха было одинаковыми? |
Описание |
Область математического содержания |
Контекст |
Познавательная область |
Использовать теорему Пифагора в рамках геометрического содержания реальной ситуации |
количество изменения и зависимости пространство и форма неопределенность и данные |
применять формулировать интерпретировать |
личный общественный профессиональный научный |
Задача 3. 6 класс
Решение
|
Текст задачи |
1. Составление плана решения задачи:
|
Представьте, что несколько туристических групп приехали в Москву и пошли на экскурсию по территории Кремля. У каждой группы свой маршрут. Сбор всех групп назначен в определенной точке, отмеченной на карте. На всю экскурсию отводится 2 часа. Вы экскурсовод одной из групп. Составьте оптимальный план маршрута экскурсии для свой группы и отметьте его на карте, если на осмотр каждой достопримечательности тратиться 10 мин.
На рисунке 19 - вид на Московский Кремль, а на рисунке 20 представлена карта, масштаб которой 1:10000.
Согласно определению, данному в «толковом словаре» Владимира Даля, «кремль» - крупный и крепкий строевой лес, а «кремлевник» - хвойный лес, растущий по моховому болоту. А «кремль» - город, окруженный крепостной стеной, с башнями и бойницами. Таким образом, название данных сооружений происходит от сорта леса, который использовался при их строительстве. В архитектурный комплекс Московского Кремля входят 4 дворца и 4 собора, Южная стена выходит к Москве-реке, восточная - к Красной площади, а северо-западная - к Александровскому саду. В настоящее время Кремль является самостоятельной административной единицей в составе Москвы и входит в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.) |
Задача 4. 11 класс
Решение |
Текст задачи |
1. Составление плана решения задачи:
Обозначим площадь дна через s. Измерим высоту h1 жидкости в бутылке. Тогда объем той части бутылки, которую занимает жидкость, равен s h1 (рис.б).
|
Пользуясь только масштабной линейкой, определить объем бутылки (с круглым, квадратным или прямоугольным дном), которая частично наполнена жидкостью (рис.). Дно бутылки предполагается плоским. Выливать или доливать жидкость не разрешается.
|
Описание |
Область математического содержания |
Контекст |
Познавательная область |
Использовать понятие объема в реальной ситуации |
Количество изменения и зависимости пространство и форма |
применять формулировать интерпретировать |
личный общественный профессиональный научный |
Список литературных источников
- Алексеева Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е.Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т.С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
- Базарнова Е.Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е.Н.Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». - 2014. - 4 сентября.
- Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А.Дьякова; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
- Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я.Вассерман.
- https://yandex.ru/search/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5% D0%B4%D0%B8%D1%8F+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE% D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B0% D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C& lr=63&clid=1989716&win=67