Функциональная грамотность на уроках математики

Разделы: Математика, Профессия — педагог

Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках математики


Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (определение википедия)

Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности - это математическая грамотность учащихся. (определение википедия)

К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно легче предложить ученику технические примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи.

Таким ключевым потребностям практики, основным типам умений, которые необходимы, чтобы решать практические задачи и посвящен вопрос развития функциональной грамотности.

На данный момент, перед нами, учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на разделы:

  • Прикидки и оценки
  • Чтение текста
  • Логическая грамотность
  • Незнакомый контекст
  • Работа с графическими представлениями информации
  • Экономика
  • Геометрия
  • Урезанная средняя

Мы с коллегами набираем задачи по данному направлению, нам показалось удобной следующая классификация задач по функциональной грамотности, применимая к каждому из разделов.

Классификация задач

Описание

Область математического содержания

Контекст

Познавательная область

Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире

количество

изменения и зависимости

пространство и форма

неопределенность и данные

применять

формулировать

интерпретировать

личный

общественный

профессиональный

научный

Так же, работая ранее, велась над решением продуктивных задач. Мы пришли к выводу, что их можно объединить, немного изменяя вопрос задачи. Это позволяет дополнить и расширить возможности обучения при применении одной задачи: с одной стороны формируем функциональную грамотность, с другой - работаем над метапредметностью, мотивацией и т.д.

Предлагаем вашему вниманию несколько задач для рассмотрения.

Задача 1

Классификация задачи

Описание

Область математического содержания

Контекст

Познавательная область

Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире

количество

изменения и зависимости

пространство и форма

неопределенность и данные

применять

формулировать

интерпретировать

личный

общественный

профессиональный

научный

Решение

Текст задачи

27 мая 1703 г. был основан г. Санкт-Петербург 31 августа 1914 года столица Российской империи - город Санкт-Петербург сменил своё название на Петроград. Это произошло в разгар кампании против «засилия немцев». Санкт-Петербург был переименован в Ленинград 26 января 1924 года и носил это имя до 6 сентября 1991 года, после чего ему было возвращено первоначальное название Санкт-Петербург.
Сколько дней исполнилось городу Санкт-Петербургу в 2022 году, если каждый четвертый год високосный, начиная с 1936 года (високосный год равен 366 дням)?

Задача 2

Решение

Текст задачи

Решение задачи:ABC и прямоугольные треугольники, у которых гипотенузы BC=CD (по условию). По т. Пифагора имеем:
BC2=522 и CD2=32+(8-х)2

Составим уравнение:
522 =32+(8-х)2
25+ х2=9+64-16х+ х2
25+ х2-9-64+16х-х2=0
16х =48
х =3 (м) АС
СЕ=8-3=5(м)

Ответ: расстояние может быть 3м от сосны 5м или 5м от сосны 3м, где нужно положить орех для этих белок.

На верхушках двух сосен сидят две белки. Высота одной сосны равна 5 м, а другой 3 м. Расстояние между ними равно 8 м. На каком расстоянии нужно положить орех для этих белок, чтобы они находились в равных условиях, т.е. чтобы расстояния от них до ореха было одинаковыми?

Описание

Область математического содержания

Контекст

Познавательная область

Использовать теорему Пифагора в рамках геометрического содержания реальной ситуации

количество

изменения и зависимости

пространство и форма

неопределенность и данные

применять

формулировать

интерпретировать

личный

общественный

профессиональный

научный

Задача 3. 6 класс

Решение

Текст задачи

1. Составление плана решения задачи:
1) Проложить маршрут
2) Найти его длину сначала в см - потом в метрах
3) Расcчитать время, необходимое для прохождения маршрута в соответствии с требованием задачи
Задача носит и творческий характер - поэтому решение - вариативно и неоднозначно.
Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль
В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами
Понимают позицию одноклассника, и различает в его речи доказательство и факты.
В ходе дискуссии, обучающиеся сравнивают разные точки зрения, проявляют терпение и доброжелательность.
Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах, связанных с Кремлем.

Представьте, что несколько туристических групп приехали в Москву и пошли на экскурсию по территории Кремля. У каждой группы свой маршрут. Сбор всех групп назначен в определенной точке, отмеченной на карте. На всю экскурсию отводится 2 часа. Вы экскурсовод одной из групп. Составьте оптимальный план маршрута экскурсии для свой группы и отметьте его на карте, если на осмотр каждой достопримечательности тратиться 10 мин.

На рисунке 19 - вид на Московский Кремль, а на рисунке 20 представлена карта, масштаб которой 1:10000.
Проверьте, верны ли утверждения:
1) 1 см расстояния на карте равен 100 м на местности;
2) 500 м на местности равны 2 см на карте;
3) расстояние на карте между ближними к Москве-реке угловыми башнями Кремля (см. рис. 20, башни 5 и 11) равно 6,3 см, значит, расстояние на местности равно 630 м.

Согласно определению, данному в «толковом словаре» Владимира Даля, «кремль» - крупный и крепкий строевой лес, а «кремлевник» - хвойный лес, растущий по моховому болоту. А «кремль» - город, окруженный крепостной стеной, с башнями и бойницами. Таким образом, название данных сооружений происходит от сорта леса, который использовался при их строительстве.

В архитектурный комплекс Московского Кремля входят 4 дворца и 4 собора, Южная стена выходит к Москве-реке, восточная - к Красной площади, а северо-западная - к Александровскому саду. В настоящее время Кремль является самостоятельной административной единицей в составе Москвы и входит в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.)

Задача 4. 11 класс

Решение

Текст задачи

1. Составление плана решения задачи:
Решая задачу, обучающиеся осуществляют вариативное мышление.
В ходе обсуждения решения задачи, отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их своим опытом.
Понимают позицию одноклассника, и различает в его речи доказательство и факты.
В ходе дискуссии, обучающиеся сравнивают разные точки зрения, проявляют терпение и доброжелательность.

Обозначим площадь дна через s. Измерим высоту h1 жидкости в бутылке. Тогда объем той части бутылки, которую занимает жидкость, равен s h1 (рис.б).
Опрокидываем бутылку вверх дном и измеряем высоту h2 от уровня жидкости до дна бутылки. Значит, объём всей бутылки равен сумме двух объёмов.

Пользуясь только масштабной линейкой, определить объем бутылки (с круглым, квадратным или прямоугольным дном), которая частично наполнена жидкостью (рис.). Дно бутылки предполагается плоским. Выливать или доливать жидкость не разрешается.

Описание

Область математического содержания

Контекст

Познавательная область

Использовать понятие объема в реальной ситуации

Количество изменения и зависимости пространство и форма

применять

формулировать

интерпретировать

личный

общественный

профессиональный

научный

Список литературных источников

  1. Алексеева Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е.Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т.С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
  2. Базарнова Е.Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е.Н.Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». - 2014. - 4 сентября.
  3. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А.Дьякова; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
  4. Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я.Вассерман.
  5. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5% D0%B4%D0%B8%D1%8F+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE% D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B0% D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C& lr=63&clid=1989716&win=67