Химические свойства алкинов

Разделы: Химия

Класс: 10

Ключевые слова: алкины


Задачи урока:

  • рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства (предметный результат);
  • продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);
  • продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат)

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Используемые педагогические технологии и методы обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Цели урока:

Образовательная:

  • сформировать понятие о получении алкинов, их химических свойствах;
  • отрабатывать умения характеризовать свойства органических веществ по их строению; составлять уравнения реакций с участием алкинов.

Воспитательная:

  • способствовать формированию навыков межличностного общения (умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей);
  • формировать способность к самооценке и учить приемам самоконтроля; продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах;
  • развивать аккуратность при работе в тетради.

Развивающая:

  • развивать познавательную активность учащихся к предмету, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении новых знаний;
  • развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Организация класса

Ход урока

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует класс, настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Мотивация и целеполагание

(вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения)

Создание проблемной ситуации

Рассказ учителя о том, как специалисты по замене отопительной системы в ее квартире, нарушили ТБ во время работы с ацетиленой сваркой. Произошел взрыв. Почему?
Определения темы и цели урока.
К какому классу веществ оно относится?

Учащиеся решают задачу, называют ответ.
Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.

3. Актуализация знаний. Характеристика алкинов

Работа в парах

Определить классы веществ:

С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.

Выбрать формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества

Учащиеся определяют формулу веществ,
Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов ацетилена, определяют общую формулу алкинов.
Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

4. Формирование новых знаний

I. Сравнивают строение алкинов с алкенами на примере ацетилена (по схеме):
- тип гибридизации
- валентный угол
- длина связи
- форма молекулы
- энергия связи.
Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы:
1. Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?
2. Какой тип реакции будет характерен для алкинов?
3. Как вы думаете, чем будут отличаться реакции, идущие в алкинах, от реакций алкенов?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ.

Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы.

Определив наличие кратной связи в алкинах ,предполагают, что для этого класса в-в характерны реакции присоединения по месту разрыва =связи Сравнивают скорости реакций алкенов и алкинов, делают вывод, что алкены активнее вступают в химические реакции.

II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов.

Работа в парах.

1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов:
3-метил, 4-пентина
гексина-3
2,2-диметилпентина-3
Исправьте неверные названия.

Учащиеся воспроизводят алгоритм по составлению названий алкинов.
Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки.

IV. Формирует представление учащихся о химических свойствах алкинов. С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене.

Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.
Отвечают на вопрос, решают задачу.

V. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов.
Как вы думаете какие типы химических реакций характерны для алкинов? Почему?
Учитель проверяет и координирует действия учащихся.
Какие еще свойства будут характерны для алкинов?
Просмотр ВИДЕО
Реакция гидратации ацетилена.

Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (галогенирование,
гидрогалогенирование,
гидрирование), реакции полимеризации (тримеризации).
Учащиеся предлагают реакции горения, записывают уравнения реакций.
Учащиеся наблюдают за ходом эксперимента, комментируют его и пытаются сделать вывод о продуктах реакции, после комментария учителя записывают уравнение реакции.
Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь. Записывают уравнение реакции в тетрадь.

5. Закрепление

Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.

Индивидуально выполняют задание.
Взаимопроверка.

6. Подведение итогов, рефлексия

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.
- с чем вы познакомились сегодня на уроке?
- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?
- насколько сложно было работать?
- что вызвало наибольшее затруднение?
- что нужно сделать?
- как организовать домашнюю работу?
Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.

Карточка 1.

Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:

С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.

Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.