Задачи урока:
- рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства (предметный результат);
- продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);
- продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат)
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Используемые педагогические технологии и методы обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве.
Цели урока:
Образовательная:
- сформировать понятие о получении алкинов, их химических свойствах;
- отрабатывать умения характеризовать свойства органических веществ по их строению; составлять уравнения реакций с участием алкинов.
Воспитательная:
- способствовать формированию навыков межличностного общения (умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей);
- формировать способность к самооценке и учить приемам самоконтроля; продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах;
- развивать аккуратность при работе в тетради.
Развивающая:
- развивать познавательную активность учащихся к предмету, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении новых знаний;
- развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.
Организация класса
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2. Мотивация и целеполагание (вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения) |
Создание проблемной ситуации
Рассказ учителя о том, как специалисты по замене отопительной системы в ее квартире, нарушили ТБ во время работы с ацетиленой сваркой. Произошел взрыв. Почему?
|
Учащиеся решают задачу, называют ответ.
|
3. Актуализация знаний. Характеристика алкинов |
Работа в парах Определить классы веществ: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Выбрать формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества |
Учащиеся определяют формулу веществ,
|
4. Формирование новых знаний |
I. Сравнивают строение алкинов с алкенами на примере ацетилена (по схеме):
Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. |
Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы. |
Определив наличие кратной связи в алкинах ,предполагают, что для этого класса в-в характерны реакции присоединения по месту разрыва =связи Сравнивают скорости реакций алкенов и алкинов, делают вывод, что алкены активнее вступают в химические реакции. |
||
II. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов. Работа в парах. 1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.
2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов:
|
Учащиеся воспроизводят алгоритм по составлению названий алкинов.
|
|
IV. Формирует представление учащихся о химических свойствах алкинов. С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене. |
Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.
|
|
V. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов.
|
Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (галогенирование,
|
|
5. Закрепление Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке |
Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы. |
Индивидуально выполняют задание.
|
6. Подведение итогов, рефлексия |
Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.
|
Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний. |
Карточка 1.
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:
С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.
Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.