Цель: ознакомление детей с культурой народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр народов Севера;
- обучить детей соблюдению правил в игре и развитие умения работать в команде, формировать доброжелательные отношения;
- воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
- вызвать интерес к повседневным занятиям подвижными играми;
- развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.
Ход праздника
Музыка на выход героев
Входит Метелица и Снеговик
Метелица: -Здравствуйте, ребята! Я - госпожа Метелица.
Снеговик: - А я - Снеговик. Мы пришли узнать все ли в порядке. Много ли снегу снега? Сковало ли льдом все озера, реки?
Метелица: - Умеете ли, ребята, вы веселиться зимой? Играть в зимние игры и забавы? .....
Молодцы! Как у вас хорошо и весело! ….
Снеговик: - Ой, Метелица, похоже не всем весело здесь. Вон идет какая-то девочка, по-моему, она грустная…
Грустная музыка
Входит девочка Женя с цветиком-семицветиком.
Метелица: - Девочка, как тебя зовут? И почему ты такая грустная?
Женя: - Меня зовут Женя. Мне одна добрая старушка подарила этот волшебный цветик-семицветик и сказала, что он выполняет любые желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова. Я посмотрела на мальчишек, которые играли в путешественников на севере и захотела там оказаться. Оторвала лепесток, сказала волшебные слова, а там холодно, людей нет, а медведи только страшные есть. Плохо на Севере…
Снеговик: - Что ты, Женя. И вовсе это не так. Есть на севере и другие животные и люди на севере живут. Люди это особенные: они разводят оленей, ловят рыбу, ходят на охоту и занимаются собирательством северных трав и ягод.
Метелица: - И веселятся они по-своему, по северному, есть у них свои северные музыка, песни и танцы, которые рассказывают о том, как они живут и что видят.
Снеговик: - А хочешь мы тебя и ребят такому танцу научим?
Женя: - Конечно, хочу!
Метелица: - Хорошо. Танец называется «Кормление песцов». Повторяйте за нами движения.
Чукотская музыка
Танец «Кормление песцов» (по показу)
Котел справа, слева (круговые движения руками)
Помешать корм в котле (двумя руками мешаем как большой ложкой)
Положить корм в тарелку (одной рукой кладем корм в другую руку)
Идем с тарелкой (шагаем с тарелкой в руке)
3 клетки справа, 3 клетки слева (показ перегородок двумя руками)
Открываем клетки (открывание дверки за ручку)
Кормим песцов сверху, снизу (руки вверх ладонями вниз-руки вниз ладонями вверх)
Песцы едят, радуются (справа, слева) (согнутые руки ладонями вниз поочередно опускаем и поднимаем)
Закрываем клетки (закрывание дверки за ручку)
Уходим (шагаем)
Боевой клич «Хэ-хэй!» (крикнуть и топнуть ногой)
Снеговик: - Ну как, понравился танец?
Дети: - Да.
Метелица: - А теперь, Женя, тебе с ребятами мы предлагаем снова отправиться на Север и поиграть в северные игры и забавы. После каждой игры вы будете получать часть открытки и когда вы соберете все части, то получите подарок- «северную открытку» (пазл) на память.
Снеговик: - Ну что, Женя, отрывай лепесток с своего цветика-семицветика! Говори свои волшебные слова!
Женя:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались на севере.
Музыка «Увезу тебя я в тундру»
Группы расходятся по игровым станциям
Игровые станции
1. Катание на оленях
Дети делятся на 2 команды и с ободками на голове, с изображением оленей, катают поочередно до конуса и обратно, объезжая препятствия на санях, других детей или мягкие игрушки.
2. Сбор северных ягод
По участку разбросаны шарики с изображением северных ягод. Их нужно собрать в корзину.
3. Рыбаки и рыбки
Па полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
4. Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
5. Ловкий оленевод
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.
6. Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Подведение итога праздника
Совместное собирание северной отрытки-пазла.
Рефлексия в кругу.