Цель:
- способствовать развитию визуального самовыражение, которое предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств;
- развивать способности подростков, которые помогут находить новые нестандартные (креативные) решения.
Задачи:
- развитие креативности,
- осознание личных барьеров, причин возникновения и технологий их преодоления;
- развитие творческого потенциала, способности к импровизации.
Ход занятия
1. Мотивирование
Вы пришли домой, и выяснили, что ключей от квартиры нет. Ваши действия? (предлагаемые варианты показывают уровень развития дивергентного мышления).
А знаете ли вы, что привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы.
2. Актуализация
Подумайте, и о том, что конкретно вам мешает достичь лучших результатов, приблизиться к своей мечте?
Заранее можно провести тестирование по данным методикам и выяснить уровень осознании личных барьеров.
- «Методика измерения ригидности» - онлайн тест https://b17.ru›tests/326/
- «Конформность-внушаемость» https://onlinetestpad.com/ru/test/907170-konformnost-vnushaemost-klauchek-delaryu
3. Целеполагание
Посмотрите на картинки, постарайтесь описать свои ощущения. Попробуйте сопоставить картинку и текст.
Проанализируйте полученный результат, может вы хотите что-то добавить, а что-то убрать?
Как вы считаете, если вы уберёте один из барьеров, которые мешают идти к цели, вам станет легче до неё дотянуться?
4. Осуществление учебных действий
Есть предложение, попробовать приблизиться к своей мечте и постараться получить возможность отвлечься, сделать паузу, отдохнуть, осмыслить что я могу и для чего.
В зависимости от детской возрастной аудитории и временных рамок можно предложить ребятам следующие методики (ВАРИАНТЫ МОГУТ БЫТЬ ДРУГИЕ):
Методика |
Алгоритм действия |
Вариант выполнения |
Ситуация |
В течении 5 мин. необходимо придумать и выдать НОВЫЙ продукт. Например, приготовить салат только из тех продуктов, которые есть в холодильнике;
|
|
Изобретатель |
Придумать новые способы применения обычного предмета (консервная пустая банка, скотч, скрепка и т.д.) |
|
Три краски |
Выбрать любых 3 понравившихся цвета, которые сочетаются между собой. Заполнить этими красками весь лист. Описать, на что похож получившийся рисунок. Обменяться с товарищем и подумать вместе. |
|
Музыка в рисунке |
Включаем классическую музыку и предлагаем её прослушать с закрытыми глазами. Ребенок, слушая, представляет и воображает то, о чем рассказывает музыка. Рисует и комментирует. В конце можно посмотреть рисованный фильм под музыку. |
|
Метафора |
Завершить фразы:
|
|
Ассоциации |
Выбрать предмет, например, окно. Написать 5 прилагательных, которые относятся к данному предмету. Добавить еще 5, которые не подходят по смыслу. Какая часть работы выполнялась быстрее. Как вы думаете почему? (шаблон) |
Стеклянное, мокрое, прозрачное, большое, открытое.
|
5. Применение полученных знаний в новых ситуациях
Мы с вами прекрасно поработали, у нас получились интересные, креативные работы. Давайте подумаем, что мы приобрели, а к чему нам следует стремиться.
Ребятам предлагается список внутренних стимуляторов, которые позволяют мыслить креативно. Варианты, в зависимости от возраста ребят: произвести ранжирование - 1 у меня это получилось классно…10 - есть к чему стремиться или прикрепить стикеры к тому, что лучше всего удалось на данном занятии.
- Целеустремленность и уверенность в своих силах
- Сотрудничество
- Знание предмета
- Мотивация на выполнение задания
- Открытость
- Навыки умственных действий
- Творческое выражение
- Культурные нормы и ожидания
- Получение нового знания
- Разрешение проблем
Проанализировать полученный результат, акцентировать внимание на том, что хорошо получилось и как это можно использовать в дальнейшем.
6. Выполнение межпредметного задания и задания из реальной жизни
Направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему. Основные функции - повышение дохода от реализации продукта либо услуги. Правильно организованная кампания по раскрутке в течение длительного времени удерживает заинтересованность общества к товару. Помимо этого, происходит продвижение определённой торговой марки и привлечение новой аудитории.
О чем данный текст? О рекламе!
Ребята разбиваются на команды по 4 человека (можно использовать методики «Конэрс», «Клок Баддис» - методики работы в сотрудничестве), получают инструкцию по выполнению, выполняют его и защищают полученный продукт.
МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ (ТРИЗ-технология)
1. Что рекламируем?
Признак в словесной (зрительной) упаковке на завышение или на занижение.
2. Для кого?
Формулировка проблемы потребителя: Что имею? Что хочу? Что мешает?
Мотивация (потребность)
- физиология (тело);
- познание (разум);
- самореализация (духовность)
3. Для чего, какую функцию помогает выполнить?
- сохранение признака
- изменение признака
Рефлексия (определение уровня новизны):
- репродуктивный (Так могут все. Новизны нет. Дублирование прототипа)
- репродуктивно-творческий (Так могут некоторые. Новизна есть. Прототип изменен за счет 1-2 признаков)
- творческо-репродуктивный (Так могут единицы. Комплексное изменение прототипа за счет изменения вида, появления новых функций)
- творческий (Так может только один. Появление новой идеи. Свертка функций. Выход в надсистему)
Примеры для рекламы:
7. Защита рекламного продукта (вариант оценки экспертным сообществом)
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» |
Тема проекта не раскрыта
|
Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация
|
Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
|
Критерий «Качество проведения презентации» |
Презентация не проведена
|
Критерий «Качество проектного продукта» |
Проектный продукт отсутствует
|
8. Рефлексия
Тема нашего сегодняшнего занятия звучала так: «Для нас не должно существовать никаких преград» Это слова Ричарда Баха (Писатель философ, публицист, лётчик. Человек, который бесконечно любит жизнь и рассказывает о ней в своих книгах. Его романы воздействуют на читателя изнутри и пробуждают в нём самые светлые чувства и желание изменить себя и мир, в котором он живёт). А вы согласны с этим утверждением? Какие преграды вы сегодня преодолели?
Вариант использования методики «Эр Ар Гайд» (до и после):
9. Функциональная грамотность (информация ИСРО РАО по заданиям и оценке креативного мышления)
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение?
Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарения и открытия - это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.
Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности [Plucker, Beghetto and Dow, 2004].
Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы.
Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [Авдеенко и др., 2018].
Одним из критериев оценки креативного мышления является визуальное самовыражение, которое предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются различные модели:
- выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать);
- оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
- совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.
Способность выдвигать разнообразные идеи предполагается измерять с помощью заданий, в которых учащихся просят на основе мозгового штурма или анализа прототипов предложить несколько разных решений, значимо отличающихся друг от друга (например, методом); при этом все решения должны соответствовать исследуемой проблеме / задаче. Могут использоваться различные форматы заданий: придумать заголовок или написать рассказ, составить художественную композицию, предложить научные методы или поставить вопросы и т.п.
Для оценки способности выдвигать креативные идеи используются следующие три критерия:
- правомерность, адекватность ответа заданию;
- оригинальность;
- значимость, полезность, ценность ответа.
В заданиях на визуальное самовыражение креативный ответ - это, как правило, решение, способное привлечь к себе внимание, изящное, тщательно отработанное и, конечно, оригинальное, необычное.
В заданиях на визуальное самовыражение учащиеся должны оценить такие свойства дизайна, как чёткость и понятность, композиция, производимое впечатление и оригинальность.
P.S. На протяжении двух лет в своей педагогической практике я использую методики по развитию критического мышления в урочной и внеурочной деятельности. Являясь членом региональной команды по формированию функциональной грамотности (направление креативное мышление) делюсь опытом работы с коллегами (мастер-классы и педагогические мастерские в рамках «Мобильного наставника», Образовательного экспресса, Методических семинаров). Являясь руководителем ассоциации наставников координирую работу по данному направлению в регионе.
Список литературы
- Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.
- Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
- Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538
- Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Пер. с англ. И.Ющенко]. - М.: Карьера Пресс, 2018.
- https://tlgrm.ru/channels/creativity101
- 6.https://систематикус.рф - техники-креативного-мышления
- Особенности креативной методологии CRAFT. https://vc.ru›flood
- Brain Test: Хитрые головоломки. https://brain-test.ru