Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
Самыми популярными современными технологиями обучения являются:
- Технология развивающего обучения.
- Технология модульного обучения.
- Технология дифференцированного обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Технология проектного обучения.
- Технология разноуровневого обучения.
- Технология дистанционного обучения.
- Интерактивные (СЕТЕВЫЕ) технологии обучения.
Я, как педагог, хотела бы более подробно рассказать именно об Интерактивных (СЕТЕВЫХ) технологиях.
В стремительно меняющемся мире ведущей задачей профессионального образования становится подготовка специалистов, стремящихся к саморазвитию и самореализации, способных не только гибко реагировать на изменения рынка труда, но и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены, грамотно владеть информацией и располагать полным спектром знаний в направлении своей профессиональной деятельности.
Поэтому школьное образование должно сосредоточить основное внимание не только на развитии у обучающихся способности к творчеству, самосознанию, саморазвитию как необходимых для личностного роста качеств, но и умению работать с предметной информацией и успешно реализовывать процесс ее усвоения.
В разные периоды времени к проблеме ухода от пассивного получения знаний обращались Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Л.М.Лопатин, С.Н.Лысенкова, А.С.Макаренко, Г.Н.Москалевич, Е.С.Полат, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, и другие. Они выступали за сознательное обучение, мыслительную активность, направленную познавательную деятельность, которая способствует развитию творческого мышления и лучшему усвоению знаний.
А уже на современном этапе реализации ФГОС нового поколения, для овладения учащимися глубокими знаниями предусматривается широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В образовательной технологии я начну с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус - методы и формы - относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми учитель пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающегося в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть учителя в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителя к поиску новых современных инновационных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у обучающих интереса к обучению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим обучающих к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет-технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, поощряют стремления обучающихся к поиску своих траекторий и способов решения, создают "ситуации успеха", развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого обучавшего собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающегося.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения инновационных технологий в образовании:
- использование интерактивной доски в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
Я хочу ознакомить вас с онлайн-сервисом Canva и с каналом MIRO.
Canva находится на пике своей популярности. И все равно находятся люди, которые не знают о его существовании или не представляют, как им вообще пользоваться.
Расскажу о преимуществах сервиса, а также о том, как с его помощью создавать годные картинки, презентации и прочие дизайнерские штучки.
Canva - это онлайн-сервис для создания элементов графического дизайна, начиная с иллюстраций для соцсетей и заканчивая макетами для полиграфии. Основан в 2012 году в Австралии.
Ключевое преимущество данного редактора заключается в его простоте. Сервис пытается сделать дизайн доступным для каждого, даже для тех, кто не умеет рисовать
В любом поисковике вбиваете слово CANVA, у меня это гугл. Быстрая регистрация по номеру телефона или по электронной почте. CANVA бывает бесплатной и платной . В принципе отличий нету. Там мы создаем шаблоны , разные листы, всё сохраняется. Есть панель инструментов справа и слева. Я всегда создаю рабочий лист формата А4, есть очень много шаблонов и все совершенно разные. Цветовая палитра отличная. В элементах есть встроенный элемент, т.е уже загруженные картинки в CANVE не надо ни откуда скачивать всё есть в самом приложении и на русском и на английском. На английском более красивые картинки, сразу в сервисе поисковике вводим любое слово нужное для готового шаблона и выходят очень современные разные картинки, плюс CANVA это картинки PNG. Картинка PNG- это картинка без фона, когда мы создаем разработки нужно использовать именно картинки без заднего фона.
Шрифтов огромное количество, крупные и маленькие ничего уменьшать и увеличивать не надо.
Прежде чем создать материал для урока первый этап это нужно обдумать, что мы хотим сделать, я обычно беру листок и накидываю примерную модель моей будущей разработки. Прежде чем создать модель, я скачиваю картинки - убираю у них фон и только потом приступаю к разработке. Основа наших разработок это красивые картинки и содержание. Оно играет большую роль.
Так же как и Canva в поисковике находим сервис MIRO. Первая активная ссылка в поисковике, проходим регистрацию. Есть 3 бесплатные доски для работы. Эти доски очень большие, сделать можно огромное количество материалов, что большой плюс для учителя. Есть рабочая доска и есть оригинал (чистая доска), на рабочей доске хранятся все мои разработки, черновики с которыми я работаю, всё что нужно можно скачать с рабочего стола на оригинал (чистую доску). На этой доске можно двигать элементами. Можно загрузить аудио трек по такому же принципу можно загрузить и видео файлы или же зайти на ютуб найти нужное видео , скопировать ссылку и вывести на доску и всё это будет вместе с разработкой.
Применение компьютера на уроках спец. дисциплин очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса обучающих. Все ученики работают увлеченно, стараются быть внимательными. Работы учеников очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом помогает сделать практическое занятие. Анализируя эти работы можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у ученика, насколько работы интересны и красочны. Обучающие, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом, очень активны. Симметрия, ритм вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Одним из важных моментов работы на таких каналах является коллективная работа. Примером может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков макетов кирпича. На занятиях обучающие работают по схемам кирпичной кладки. Таким образом, обучающие учатся планировать свою работу, намечают последовательность выполнения операций, учатся общаться друг с другом.
Разные обучающие - разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время тихой самостоятельной работы. Есть вопрос - подними руку, я подойду. Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, продвигается своим темпом, не связан с группой. Он проявляет при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно.
В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей.
В современной педагогике и психологии в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а в центре внимания педагогической науки - создание образовательных технологий. Поэтому предполагается, что разработка технологии обучения преподавателем - это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.