Применение активных методов обучения на уроках информатики

Разделы: Информатика


Основная задача современного учителя в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является формирование компетентности ученика, то есть формирование личности, способную брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовую расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Формирование компетентности ученика осуществляется в рамках компетентностного подхода в обучении, который предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Включение активных методов на уроках информатики позволяют мне активизировать учебную деятельность учащихся, усилить мотивацию учащихся к изучению предмета, развивать способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, да и просто делают скучные и привычные уроки более интересными и познавательными.

При выборе методов активного обучения в первую очередь я руководствуюсь дидактической задачей занятия, так же каждому этапу урока подбираются свои активные методы обучения, соответствующие определенным целям и задачам.

Остановлюсь более подробно на некоторых методах, которые я применяю на своих уроках информатики.

Этап урока «Постановка целей урока. Мотивирование на учебную деятельность»

Цель: Развитие мотивации учащихся, интереса к теме, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Метод «Мысли великих»

Описание метода: Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока. Знакомятся с автором высказывания, его краткой биографией. Коллективно обсуждают фразу. Учитель задает наводящие вопросы, которые позволяют учащимся сформулировать тему урока.

Пример: 10 класс, тема урока «Вредоносные программы. Защита и меры безопасности».

«Если у тебя на компьютере постоянно живут вирусы, то ещё надо подумать, кому в первую очередь надо лечиться». Эти слова принадлежат российскому информатику и юмористу Стасу Яновичу Янковскому.

Этап урока «Актуализация знаний УУД в начале урока»

Цель: Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, проверить знания учащихся, подвести учащихся к изучению нового материала.

Метод «Правда или ложь»

Описание метода: Учитель читает утверждения по определенной теме, ученики должны быстро ответить верное это утверждение или нет. При использовании этого приема лучше давать утверждение каждому ученику в классе. Таким образом, учитель может узнать уровень подготовки каждого ученика. Данный метод можно применить практически к любой теме курса «Информатика». Данный метод эффективен, если количество утверждений больше количества учащихся в классе хотя бы в два раза.

Метод «Самый умный»

Описание метода: Учащиеся встают и по цепочке называют термины, понятия по теме, заданной учителем. Если учащийся долго думает (более 5 секунд) или повторился, то он садится на место. Побеждает тот ученик, который остался стоять.

Данный метод можно проводить в конце изучения какого-либо раздела курса информатики или на первом уроке в начале четверти (года), а так же после изучения какой-либо темы, в которой большое количество понятий или терминов.

Пример: 7 класс. Тема «Единицы измерения информации»

Учащиеся по порядку называют единицы измерения информации и обратно, кто ошибся или долго думает, садится.

Метод «Своя игра»

Описание метода: Данный метод можно использовать как после изучения каждой темы, так и всего раздела. Метод построен по принципу популярной российской телевизионной игры-викторины, транслируемой на канале НТН. Основной процесс в игре - ответы на вопросы. Основная цель - набрать как можно больше очков. Каждый ученик выбирает категорию и вес вопроса сам. В игре есть вопрос «Кот в мешке», здесь вопрос скрыт, это может быть как легкий вопрос, так и сложный. Ученик может оставить этот вопрос себе и отвечать на него, в случае правильного ответа получает 5 за урок, в случае неправильного - 2. Или отдать однокласснику, тот в свою очередь может получить, как 5 за урок, так и 2. Эта методика позволяет проверить сплоченность коллектива, ответственность, смелость и решимость ученика, которому достался вопрос.

Метод «Быстрый опрос»

Описание метода: Учащиеся сами оценивают уровень своих знаний по данной теме и сообщают об этом учителю. Данная методика позволяет проверить такие качества у учащихся как смелость, честность и ответственность.

Этап урока «Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала»

Цель: развитие способности к самостоятельному обучению, оживление внимания учащихся, формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков работы в коллективе.

Метод «Сам учитель»

Описание метода: После объявления новой темы, класс делится на группы. Группам раздаются карточки, в которых указан план-карта или алгоритм самостоятельного разбора темы или смысловых отрывков темы. Учащиеся, в течение определенного времени, работают по данному плану-алгоритму, используя при этом любой вспомогательный материал (учебник, рабочую тетрадь, интернет-ресурсы, помощь учителя). Во второй части урока из группы делегируется один учащийся, который представляет изученный материал для всего класса. Рассказ может прервать учитель, тогда учащийся другой группы продолжает представлять материал.

Пример: 9 класс, тема урока «Как устроен Интернет?»

Этап урока «Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий. Закрепления знаний и способов действий»

Цель: закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков по определенным темам.

Метод «Рандомус»

Необходимое ПО: генератор случайных чисел http://randomus.ru/

Описание метода: Этот метод применяется на уроках закрепления навыков решения задач по определенным темам. У учащихся на столах карточки с задачами. Учитель на главном компьютере генерирует случайное число и к доске выходит тот ученик, чей номер выпал. Если выпал номер учителя, то задачу решает сам учитель.

Чем больше задач будет решено на уроке, тем меньше будет задано на дом.

Данный метод эффективен, если количество задач будет намного больше, чем количество учеников в классе и задачи разного уровня сложности.

Метод «Перекрестки»

Описание метода: Этот метод применяется так же на уроках закрепления навыков решения задач по определенным темам. Количество задач 10 (по количеству компьютеров в классе), время ограничено. Ученики за компьютерами решают тот номер задачи, за каким номером ПК они сидят и решения вносят в готовые электронные бланки решения задач (документ Word). Сохраняя, документу дают любой номер ПК, только не номер своего компьютера. Далее после окончания времени задачу у доски объясняют те ученики, которые сидели за тем компьютером, под номером которого был сохранен документ.

Данный метод позволяет: во-первых, закрепить навыки решения задач по темам, во-вторых, вспомнить навыки работы с текстовым редактором (вставка формул, форматирование документа и т.д.), в-третьих, формирует навыки чтения решенных задач и исправления найденных ошибок.

Этап урока «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков»

Цель: применение изученного материала в нестандартных ситуациях, формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков работы в коллективе, формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Метод «Суд над темой»

Описание метода: Учащиеся делятся на три группы: прокуроры, которые обвиняют (ищут «минусы»), адвокаты, которые защищают (ищут «плюсы») и судьи, которые должны разрешить противоречие (убрать «минусы», оставить «плюсы»).

Пример: 9 класс, тема урока «Сетевое коллективное взаимодействие»

Адвокаты должны подобрать аргументы в пользу использования различных форм коллективного взаимодействия пользователей ПК.

Прокуроры должны сформулировать перед судом, в чем социальные сети, форумы, чаты и т.д. обвиняются перед человечеством.

Суд должен вынес­ти вердикт: наносит ли вред человечеству активное использование различных форм коллективного взаимодействия человека или, наоборот, способствует гармо­ническому развитию общества.

Этап урока «Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД»

Цель: Обобщение и систематизация теоретических знаний по определенным темам, закрепление практических умений и навыков.

Метод «Раскопки»

Описание метода: Учащимся предлагается ответить на вопросы, например, в кроссворде по определенной теме, но вопросы эти не доступны, пока ученик не выполнит задания по только что изученной теме. Одно правильное решенное задание, открывается один вопрос и т.д. В данном методе ученик закрепляет практические и теоретические знания и умения по новой теме и повторяет ранее изученную тему (или раздел).

Пример: 7 класс, тема урока «Единицы измерения информации»

Учащиеся отрабатывают навыки перевода из одной единицы измерения информации в другую, при правильном переводе открываются вопросы в кроссворде «Информация и информационные процессы».

Метод «Реставратор»

Описание метода: Учащимся предлагается решенное задание (задача, блок-схема, текст программы, текстовый фрагмент, определение понятий и т.д.) в котором есть ошибка (или ошибки). Учащиеся должны найти ошибки и их исправить.

Метод «Самое главное»

Описание метода: В данном методе материал темы (раздела) структурирован и представлен в виде схемы в онлайн-программе для майндмэппинга MindMeister. По ходу изучения какой либо темы (раздела) учащиеся и учитель выделяют самое главное и вносят материал в онлайн-программу MindMeister. Процесс наполнения карты материалом можно проводить как со всем классом, так и разбить его на группы. Данный метод полезен тем, что учащиеся, которые пропустили тему или недопоняли, могут самостоятельно изучить или повторить. В конце изучения темы (раздела) учитель добавляет тесты, задания или вопросы для закрепления. С данным материалом учащиеся могут работать как в школе, так и дома.

Пример: 7 класс, тема урока «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

Ссылка на карту темы https://www.mindmeister.com/513695398

Этап урока «Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся»

Цель: проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала конкретной темы, отслеживание развития ключевых компетенций учащихся, формирование способности учащихся к самооценке.

Метод «Ученик - учитель»

Описание метода: Учащиеся делятся на пары, каждой паре дается карточка с вопросами (задачами). Учащиеся совместно повторяют материал и оценивают уровень знаний по данной теме. В течение урока пара должна поработать со всеми карточками, предложенными учителем и оценить степень своей подготовки по данной теме.

Такой контроль можно проводить при подготовке к проверочной работе по определенному разделу курса информатики. Учитель выполняет роль помощника, если при работе с карточкой трудности возникли у обоих учеников.

Пример. 10 класс, тема урока «Подготовка к контрольной работе по теме «Кодирование информации, определение количества информации»

Метод «Вспомнить все!»

Описание метода: Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач, которые были решены в классе или были заданы на дом. Задания контрольных работ формируются из списка этих задач. Чем больше задач нарешал сам ученик, чем внимательнее был он на уроке, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. При выполнении данного метода весь вспомогательный материал (тетради, учебники, телефоны) сдаются учителю на время урока.

Этап урока «Рефлексия»

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Метод «Лампочка гори»

Необходимое ПО: программа моделирования логических схем внутренних блоков компьютера Multimedia Logic.

Описание метода: Учитель заранее строит с помощью программы Multimedia Logic логическую схему. В конце урока каждый ученик должен ответить себе на вопросы: все ли было понятно на уроке, со всеми ли заданиями справился, хорошая ли атмосфера была на уроке и т.д. Если да, то выключатель включают, если что-то на уроке было не так или ученик запутался, не понял чего-то, то выключают. Лампочка загорелась, урок прошел на «отлично», а если нет, то выясняем, какие моменты были не понятны. Данный метод применяется после изучения тем «Логические основы компьютера».

В заключение хочется отметить, что систематическое применение активных методов обучения на уроках информатики влечет за собой постоянную активность учащихся, повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.