Коллективно-творческое дело по географии "Индия – жемчужина Азии"

Разделы: География, Внеклассная работа

Ключевые слова: Индия


Коллективно-творческое дело по географии «Индия - жемчужина Азии» с МАРУСЕЙ!

Маруся в ходе мероприятия будет выступать в роли гида. Участники мероприятия будут обращаться с вопросами к Марусе.

Ход мероприятия

- Маруся, включи гимн Индии.

(в начале звучит музыка гимна Индии)

Ведущий №1 (далее В1): Романтик Гумилев, кумир «пятнадцатилетних капитанов», путешествовал чаще всего по Африке, но важнейшим в жизни своей музы считал «день, когда ты узнала впервые, что есть Индия, чудо чудес…» И как бы не складывалась наша судьба - у каждого в глубинах памяти есть эта точка собственного открытия мира индийской цивилизации. Открытие мира принципиально непостижимого, ибо ни одной жизни не хватит, чтобы овладеть всеми знаниями об Индии. И даже специалисты - культурологи, отдавшие ей десятки лет, знают, что любой их рассказ, любой пример или аргумент относителен и может быть оспорен, даже опровергнут другим рассказом. Я уверена, что необходимо всегда иметь это в виду. Вот и сегодня мы очень ограниченны во времени и возможностях как можно полнее описать вам эту загадочную страну и поэтому преподнесем, вам, нашему зрителю то, что в наших силах. Самым близким вашему сердцу все равно останется тот образ сказочной страны, которой вы составите сами - ведь Индия у каждого своя.

Страна эта настолько уникальна своей природой, своими богатствами, своим народом и его традициями. Наше сегодняшнее мероприятие называется «Индия - жемчужина Азии». В ходе этого мероприятия мы будем путешествовать по Индии. И выясним по праву ли эту страну можно назвать жемчужиной Азии. Мы узнаем географическое положение Индии, ее природные ресурсы, жизнь и быт населения, традиции и легенды, веру и мудрости народа. А помогать нам в этом будем умный помощник МАРУСЯ!

Ведущий №2 (далее В2): Давайте на мгновенье закройте глаза и представьте ЕЁ - Индия - это страна, которая яростно ослепит вас при встрече неправдоподобно яркими, фантастическими красками - белизной мрамора, тьмой муссона, красной землёй и стоцветной палитрой женских сари. Она оглушит вас шумом и треском, криками птиц, людей, и ревом слонов и океана, клаксонами скутеров и дешевых автомобилей.

Обратимся к нашей Марусе: Маруся, включи шум океана (включает, прослушиваем, Маруся, покажи сари - женскую одежду (смотрим на экран).

В2: Ну, что давайте перенесемся в другую часть света, и узнаем, где же находится жемчужина Азии - Индия??? Маруся, покажи Индию на географической карте (смотрим на карту)

(далее инсценировка с географической номенклатурой)

1. Географическое положение страны

(Выходит ученик с макетом полуострова Индостан): Меня называют полуостров Индостан, название моё произошло от реки Инд, а реке дал это «имя» Александр Македонский в 325 году до н. э. Страну теперь называют Индией, а океан Индийский.

(1 действие начинается с того, что на сцене появляется русский путешественник и купец Афанасий Никитин, появляется со своей дружной командой на небольшом корабле и подплывает к берегам Индии).

Афанасий Никитин (далее А.Н.): Я русский путешественник, тверской купец, Афанасий Никитин, отправился я в далекий путь - в великую Индию продавать свой товар - «мягкую рухлядь», т.е. пушнину, она высоко ценится среди народов разных стран. Продам индусам свой товар, а там может и из этой страны для Руси прикупить кой какой товар смогу.

(И вот причалил корабль Афанасия Никитина к берегам Индии).

Моряк: Земля! Земля! Земля!

(корабль причалил к берегу, на берегу толпа встречающих)

Афанасий Никитин: Что это за страна?

Люди: Это Индия!

Афанасий Никитин: Индия - жемчужина Азии. Я так хочу многое узнать о вашей удивительной стране. Кто мне расскажет о ней? Есть ли среди вас человек, который бы смог мне уделить свое время и познакомить с Индией?

Гид: Я гид. Я буду очень рад, рассказать вам о свой стране и кое - что даже покажу. Пойдемте же! Нам будут помогать изучать эту удивительную страну её жители и умный помощник Маруся, она будет вторым гидом, виртуальным гидом!

(Выходит класс с макетами географических объектов: страны, гор, морских берегов, далее все персонажи выстраиваются в зале по кругу и Афанасий Никитин будет от объекта к объекту переходить)

1 ученик (макетом страны): Я Индия располагаюсь на юге Азии, на полуострове Индостан, на берегу Индийского океана. Я также занимаю острова в Индийском океане: Лаккадивские, Андаманские и Никобарские.

2 ученик: А я Аравийское море, я омываю Индию с ЮЗ.

3 ученик: А я Бенгальский залив и омываю Индию с ЮВ.

4 ученик: На севере страны поднимаются ввысь самые высокие горы мира - величественные Гималаи. Маруся, покажи горы Гималаи!

5 ученик: Огромным полумесяцем у подножия Гималаев раскинулась обширная Индо-Гангская низменность. По ней протекают две крупнейшие реки Индии- Инд и священная река Ганг. Маруся, покажи реку Ганг. Юг Индии расположился на плоскогорье Декан, которое скалистыми уступами в виде гигантской лестницы спускается к Индийскому океану. Горы окаймляющие плоскогорье так и называются - Гаты, что в переводе на русский означает «лестница». Страна граничит с Китаем , Афганистаном Непалом на С, Пакистаном на СЗ, Бутаном на СВ, Бангладеш и Мьянмой на В, по океану с Шри-Ланкой на ЮВ.

Гид: Страна граничит с Китаем , Афганистаном Непалом на С, Пакистаном на СЗ, Бутаном на СВ, Бангладеш и Мьянмой на В, по океану с Шри-Ланкой на ЮВ.

Визитная карточка страны: Столица государства город Нью-Дели. Маруся, покажи город. По площади Индия занимает 7 место в мире = 3,3 млн. км2. По численности населения занимает второе место в мире после Китая = 1 млрд. 95 млн. 352 тыс. человек (в 2006 году). Индия - федеративная республика состоит из 28 штатов и 7 союзных территорий.

- Маруся, кто сейчас является главой государства Индии? Кто сейчас президент Индии? - Рам Натх Ковинд.

2. Природные богатства Индии

Гид: Двигаемся дальше, ведь нам еще многое предстоит сегодня узнать. «Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море голубом», - эти слова из «Песни индийского гостя» вспоминаются сразу, как только речь заходит об Индии, о ее удивительных сокровищах. Сейчас мы о них и узнаем.

(далее ребята выходят со значками полезных ископаемых и рассказывают о них, после своих слов ребята значки полезных ископаемых вешают на макет полуострова).

Недра Индии богаты и алмазами и златом.
Нефть и уголь тоже есть,
И запасов их не счесть.
Добываются бокситы и железная руда,
Драгоценные каменья, бриллианты, жемчуга,
Марганец, хромиты, и, конечно же, слюда.

3. Население Индии

Афанасий Никитин: Да, по праву Индию можно назвать страной богатой природными ресурсами. Вот как много полезных ископаемых, а крупные реки - Инд, Ганг, Брахмапутра, а большие по площади земельные ресурсы, уникальность животного и растительного мира!!! Столько разных красок, столько всего. Но ведь страна уникальна не только своими природными просторами, но и народом. Я знаю он самый пестрый по национальному составу и почти самый многочисленный, а какие у него традиции, обычаи, культура? Я очень хочу узнать о народе этой страны, который так гостеприимно меня встретил.

Гид: Спасибо за добрые слова, которые вы сказали и о нашей стране и о нашем народе. Индия считается самой многонациональной страной мира. В ней насчитывается 150 народов и 1600 языков. По численности страна находится на втором месте после Китая. У нашего народа есть свои национальные праздники, обычаи, религии, традиции.
(подходят с этими словами «к реке Ганг»)

Гид: Смотрите вот, кстати, и одна из религиозных традиций.

А.Н.: (обращается к людям у Ганга) А что вы здесь делаете?

Гид: Спросим у Маруси. - Маруся, что делают паломники у реки Ганг? - Ганг у индусов считается священной рекой, на его берегах проводят кремацию, над водами рассеивают прах умерших.

Паломник: Мы люди верующие в религию индуизм, мы паломники. Ежедневно паломники со всей Индии устремляются к священной реке Ганг, которая олицетворяет собой богиню очищения, в надежде через ритуальное омовение очиститься от грехов или даже спастись.

Паломник 2: Каждый индус в течение жизни должен хотя бы однажды совершить паломничество в священный город Варанаси, который находится на берегу реки Ганг. Погрузившись в молитву и стоя по пояс в воде, верующие обращают лица к солнцу, жертвуют цветы и горящие светильники.

(наблюдают омовение людей в реке)

4. «Священные животные Индии»

(далее А.Н. и его гид встречают на дороге корову, которая мешает движению на дороге. А.Н. пытается прогнать ее).

Гид: Стойте, нельзя этого делать!!! В нашей стране корова - это священное животное. Индия стоит на первом месте в мире по поголовью крупного рогатого скота, в том числе и буйволов. И это все потому что, её почитают как мать всего сущего, и, с нашей точки зрения, причинить вред корове, - все равно, что обидеть мать. Мы относимся к ним очень бережно, и если корова состарится, мы ее отпускаем со двора на «свободу», но не губим, даже если кто - то из нас не вегетарианец.

Обратимся к Марусе: - Маруся, какие животные Индии считаются священными. - Индия - край вегетарианцев, и, наверное, главным, о не единственным священным животным Индии считается корова. Однако в стране нет запрета на употребление говядины и не являющиеся индуистами, с удовольствием едят говядину и даже подают её в ресторанах. Если вас попросят назвать священное животное Индии, здесь есть от чего растеряться, поскольку священными животными наравне с коровой в Индии считается слон, обезьяна и даже змея.

Афанасий Никитин: Простите, теперь я это буду знать.
(далее на пути нашим героям встречаются факир со змеёй и обезьяна)

Гид: А вот смотрите, ещё одно священное животное - змея.

Факир: Я факир - заклинатель змей, нас часто можно встретить на улицах. Змей даже если одна из них заползет в жилище, просто мирно изгоняют. В холодное же время года в тех районах страны, где традиционно водится много змей, для них специально выставляют на улицу плошку с подогретым молоком.

Гид: - Маруся, покажи факира со змеёй.

Афанасий Никитин: Смотрите обезьяна.

Гид: И она тоже священное животное Индии. Но сними надо быть начеку. Они великие попрошайки, а иногда они не ждут пока им что -то подадут, а нахально отбирают. Могут отобрать еду, кошелек, телефон, или какую- нибудь красивую вещь. Надо их опасаться, потому что они являются переносчиками многих заболеваний, в том числе и бешенства. Вообще, в отличие от европейцев, индийцы предпочитают сосуществовать с животным миром, в том числе и с самыми опасными или неприятными его представителями, и даже надоедливого москита скорее прогонят, чем убьют, а раздавить червяка или иное насекомое просто потому, что оно «противное», считается дурным, греховным поступком.

- Маруся, покажи обезьяну в Индии.

5. «Шахматы»

(А.Н. и гид следуют дальше и на пути им встречаются индийские шахматисты. Купца заинтересовала эта игра, он остановился и начал наблюдать за игроками).

Афанасий Никитин: Во что вы играете уважаемые, что за интересные фигуры вы водите по доске, раскрашенной в такой рисунок?

Игрок 1: Мы играем в шахматы. Шахматы появились в нашей стране в начале нашей эры под названием чатуранга. Это была военная игра, в которую играли вчетвером, по два партнера с каждой стороны. Фигуры располагались в углах 64- клеточной доски.

Гид: Маруся, покажи древние шахматы!

Игрок 2: Ходы королем, ладьями (колесницами), конями, пешками были такие же, как сейчас, ферзей еще не придумали, а слоны ходили иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через другие фигуры. Выигрыш достигался уничтожением всех сил противника. Но главное отличие чатуранги от современных шахмат состояло в том, что движение фигур определялось бросанием игральных костей.

Афанасий Никитин: Шахматы - интересная игра! Хочу научиться играть в эту игру.

Гид: Обязательно научитесь. А теперь пойдемте дальше. Вы уже, наверное, проголодались, пошлите, отведаем наших заморских блюд, которые вы, пожалуй, не разу не пробовали. И мне кажется, многие придутся вам по вкусу.

6. «Кулинария индийцев»

(заходят в индийское «кафе» Афанасий Никитин с гидом садятся на ковер и ждут обслугу)

Официант: Здравствуйте, добро пожаловать. Что будем заказывать? У нас есть основной продукт питания индийцев - РИС. Есть также изумительные лепешки - НААН, маринованные с травами пикантные цыплята - ТАНДУРИ ЧИКЕН, мясо на шампурах - КЕБАБ, рыба - ТАНДУРИ МАЧЧХИ, нежные овощные гарниры без соуса, хлеб - РОТИ, рис и суп из дробленой чечевицы с овощами - ДАЛ, очень вкусны лепешки из муки грубого помола - ЧАПАТИ и ПАРАТХА, АЛУ ПАРАТХА или ЧОБХИ ПАРАТХА с начинкой из картофеля или цветной капусты пикантны и вкусны, как обжаренные во фритюре кусочки овощей или сыра - ПАКОРА, и пончики - САМОСА. Тончайшие хрустящие лепешки из рисовой муки - ПАПАДАМ, блинчики из рисовой, или чечевичной муки - МАСАЛА ДОСА.

Из десертов рисовый пудинг - КХИР, твороженные шарики с размером с грецкий орех в сахарном сиропе - РАССГУЛА, или в сливках - РАСМАЛАЙ и хрустящие сахарные крендели, наполненные сиропом - ДЖАЛЕБИ. Из напитков: индийский черный чай с молоком и с сахаром, или с чай пряностями - МАСАЛА ЧАЙ, сок лиметты - НАМБУ ПАНИ, пахта (обезжиренные сливки) - ЛАССИ, тминно-тамариндовая вода - ДЖИРА ПАНИ.

А.Н.: Так много всего официант перечислил, я и не запомнил всего. Гид, что вы мне посоветуете

Гид: Нам две порции риса, 2 чашки чая с сахаром, 2 лепешки ЧАПАТИ.

Официант: Хорошо, сейчас все принесем.

Афанасий Никитин: А что такое МАСАЛА?

Официант: Индийская кухня отличается огромным выбором ароматических приправ и разнообразием способов приготовления мясных, рыбных и овощных блюд. Каждый район, каждая община и даже каждая семья придерживается собственных рецептов, основу которых составляет масала - специальная смесь пряностей. Использование специй (до 25 видов) превращает каждое блюдо в деликатес. Индийские блюда, как правило, острые. Остроту придают красный и зеленый перец (Чили), но их жгучий вкус можно приглушить рисом и йогуртом. Заказывая блюдо можно прибавить «Not so spisy» (не слишком остро), и ваше пожелание будет хотя бы частично выполнено.

7. «Язык танца»

(после этих слов выходит официант выносит блюдо и напитки, уходит)

(далее выходят девушки в национальной одежде Индии и танцуют)

Афанасий Никитин: Такие интересные движения выполняют девушки в танце, так красиво двигаются.

Гид: Да, и это классический танец Индии, и он не предполагает ни какой импровизации: каждое движение рук и пальцев, каждое положение тела имеет определенный смысл. - Маруся, покажи индийский танец!

Девушка 1: Прежде танцы исполнялись только в честь богов танцовщицами храмов. Теперь классическим танцам обучают в школах и за пределами храмов.

Девушка 2: Длящиеся годами тренировки и йога помогают в совершенстве овладеть своим телом. 108 позиций тела и 64 движения рук призваны выражать определенные эмоции, причем мимика играет столь же важную роль.

Гид: Девушки покажите, пожалуйста, некоторые движения вашего танца и дайте им объяснение.

(далее девушки демонстрируют некоторые движения и поясняют их главным героям и всем зрителям).

Девушка 1: Страх перед коброй, или я еду верхом.

Девушка 2: Слоновый хобот, или «Мои волосы вот такой длины».

Девушка 3: «Я не сдаюсь», или цветок в жертву богу.

Девушка 1: «Здорово», «превосходно».

Девушка 2: «Забавно», «удивительно».

Девушка 3: «Я жду».

Девушка 1: «Я ухожу», или просто «Там».

8. «Легенда о Тадж-Махале»

(наши герои следуют дальше, и на их пути предстаёт прекрасный Тадж-Махал).

(на стенах мавзолея надпись, которую читает А.Н. «И коли есть блаженство рая на земле, то здесь оно, а более нигде».)

Гид: Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это и сон, и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Мавзолей Тадж - Махал стал признанным символом любви, воспетым поэтами всех стран и народов. - Маруся, покажи Тадж - Махал!

Поэт:

…Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь…
ты… поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
…мрамор все еще шепчет звездам: «Я помню».

Сценка

Принц Кхуррам: С тех пор как я увидел тебя о, прекрасная Арджуманд Бано Бегум, я искренне полюбил тебя. Я выполнил свой долг перед своим отцом, ведь по статусу наследника престола я вынужден был жениться на персидской принцессе, но наша вера разрешает нам многожёнство, и теперь мы можем пожениться и быть счастливыми. Ты, Арджуманд, будешь хоть и второй, но самой любимой моей женой. Ты согласна стать моей женой?

Арджуманд: Да, я согласна. Ведь я тоже тебя люблю, мой великий принц Кхуррам.

Поэт: Принц Кхуррам и прекрасная Арджуманд поженились, но не скоро влюбленных разлучили на долгие пять лет, т.к. астрологи ждали благоприятного расположения звезд. Арджуманд была очень красивой девушкой. Её называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз - махал, что в переводе означает «украшение дворца». Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Она сопровождала мужа во всех его походах и была хорошей женой, другом, помощником. Шах - Джахан даже назначил Арджуманд хранительнице государственной печати. 14 детей родила Арджуманд своему любимому Шах -Джахану. Родив 14 -го силы оставили её и предчувствуя свою смерть она попросила своего мужа.

Арджуманд: Построй для меня красивый мавзолей из белого мрамора на берегу реки Джамны в городе Агра и не ищи больше себе жену.

Принц Кхуррам: Хорошо, я выполню твою просьбу, моя любимая.

Восемнадцать лет счастья подарила ты мне Арджуманд, столько же, а может, и больше времени я посвящу строительству мавзолея. Я приглашу самых лучших зодчих с разных стран мира для его поднятия. А на другом берегу реки Джамны я поставлю мавзолей из черного мрамора, в знак моей скорби по любимой. И вознесется черный дворец, осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, кружевная арка черно - белого моста соединит их навечно.

Поэт: 18 лет строился белый мавзолей Тадж-Махал. И был построен. А черному мавзолею не суждено было появиться, т.к. началась борьба между сыновьями Шах-Джахана за престол, которая привела к его 9-ти летнему заточению, а затем к гибели. 9 лет Шах-Джахан смотрел из окон темницы, в которой он сидел, на свое творение. И затем был похоронен вместе с любимой в Тадж-Махале, теперь они неразлучны.

Я видел Тадж. Из глубины веков
Он встал, в наряды белые одетый,
Как призрачный дворец волшебных снов,
Построенный из солнечного света.
Царь и царица здесь лежат в гробах
Вдали от шума, горя и страданий,
И тишина, что стережет их прах,
Нам шепчет о бессмертии их деяний.
Как много лет прошло, о Тадж-Махал,
С тех пор, как ты воздвигся над землею,
А, кажется: ты лишь сегодня встал
Из темных тайн бессмертною мечтою…
Безмолвным богом ты стоишь века,
Спокойно принимая поклоненье,
И тысячи людей издалека
Идут к тебе, как на богослужение.
И даже по ночам перед тобой
Они восторженно стоят часами,
Когда ты спишь, умытый, как росой,
Луны лазурной легкими лучами.

Гид: Тадж-Махал стал символом нашей страны, так сказать визитной карточкой. В моей стране много памятников архитектуры, много мавзолеев и храмов и наш народ восхищается ими. Посещает их сам и приглашает посетить всех желающих, из разных стран мира, в том числе и из России приезжают туристы полюбоваться нашими народными творениями. Не правда ли красиво?

А.Н.: Я бы даже сказал не просто красиво, а восхитительно, это прекрасно, жизни не хватит всем налюбоваться вдоволь.

9. Индийские народные мудрости и сказания

Гид: У моего народа есть много сказаний и древних мудростей, которые и по сей день гласят истину. Вот послушай две из них.

Сценка «О радже и его визире»

Раджа: Визирь, скажи, очень ли ты меня любишь?

Визирь: Я ваш покорный раб, государь! Так какой может быть разговор о любви к вам?

Раджа: Мы требуем ответа на наш вопрос, говори правду!

Визирь: Как вы любите своего раба, так и раб любит вас!

Раджа: двое не могут любить друг друга одинаково. Всегда один любит больше, другой меньше.

Визирь: Давайте тайно выйдем ночью вместе, обойдем нескольких городских бедняков, поговорим с ними, расспросим их. Может быть, узнаем правильный ответ на ваш вопрос.

Раджа: отлично, сегодня ночью и пойдем.

(зашли они к старухе, которая пряла пряжу)

Раджа: (Громким сердитым голосом) Вот негодная старуха! День-деньской сидит за прялкой, и ночью ей угомону нет!

Визирь: Прошу вас, храните молчание! Ваш раб хочет кое о чем расспросить её. Эй, старая! Слышала новость?

Старуха: Кто ты такой, что беспокоишь меня в столь позднее время? И ночью нет тебе угомону!

Визирь: Послушай-ка! Раджа нашего города нынче тяжко заболел. Слышала об этом?

Старуха: Это мня ничуть не тревожит, все равно я сижу за прялкой голодная - холодная. Ну, был раджа здоров, а я разве отдыхала тогда? Теперь он заболел, а мне разве горе? Что здоров, что болен - мне все едино!

(ушли раджа и визирь от старухи)

Визирь: Запомните, что сказала старуха! А теперь пойдемте дальше!

(Далее они зашли к молодой женщине, которая молола зерно на ручной мельнице)

Раджа: Вот хорошая женщина! Целый день прислуживала мужу, а ночью мелет зерно. Надо ей выдать пособие из нашей казны.

Визирь: Теперь помолчите! Я кое о чём спрошу эту женщину! Эй, добрая мельничиха! Ты слышала новость - Раджа нашего города нынче тяжко заболел.

Женщина: О, аллах! Он всегда заботился о нас! Дай бог, чтобы он скорее выздоровел!

Визирь: Вы изволили осудить старуху, и она ответила вам грубо; а эту женщину пожалели, вот она и пожалела вас.

(на плакате написать пословицу, которую герои сценки произносят в конце)

Путь от сердца к сердцу проложен.
Как от купола звук отдается,
Так любовь на любовь откликается,
А на ненависть - ненависть.

Сценка «О путешественнике и дармоеде»

Некий человек отправился путешествовать, а за ним отправился дармоед.

Путешественник: Отправляюсь я путешествовать по своей стране.

Дармоед: А я пойду с тобой и тебе веселей будет.

И вот они остановились на ночлег.

Путешественник: Вот тебе деньги, брат; сходи на базар, купи немного муки и гороху. Состряпаем ужин подкрепимся с дороги.

Дармоед: Я не умею делать покупки. Лавочник меня надует - лишку возьмет!

(Путешественник сам идет на базар)

Путешественник: Встань, брат, и приготовь ужин!

Дармоед: Ничего я не умею - ни лепешки печь, ни горох варить, - правда, истинная! Только испорчу горох и муку.

(Путешественник сам готовит ужин)

Путешественник: Послушай-ка, брат! Я пойду, руки вымою, и лицо ополосну, а ты тем временем расстели дастархан да принеси ужин.

Дармоед: Уверяю тебя, что мне с такой работой не справится!

(путешественник опять все делает сам)

Путешественник: Пожалуйте кушать!

(дармоед мигом вскочил на ноги и говорит)

Дармоед: Один бог знает как мне стыдно! Доколе буду я отвечать отказом на твои просьбы? Надо же выполнить хоть одну!

(и воздав похвалу аллаху дармоед принялся уплетать ужин)

(а путешественник, схватившись за голову, по себя произнес)

Путешественник: Кого - кого, но такого спутника впредь ни за что не возьму с собой в дорогу!

(на плакате надпись, который выносят в конце сценки)

«В пути ли, дома ли, плох тот товарищ, который всю работу на другого валит».

А.Н.: И впрямь, мудрые вещи. Запомнить их надо и народу своему поведать.

Гид: Кстати, о вашем народе. А знаете ли вы, что в вашей стране проживает народ родом из Индии?

А.Н.: Да? И что это за народ?

Гид: Это цыгане… Да, да русские цыгане, они родом из Индии. Предполагают, что все цыгане, проживающие в разных странах мира, расселились из моей страны. Вы, не находите, что цыгане и индийцы чем-то похожи?

А.Н.: Действительно, что-то в них схожее есть - красочная пестрая одежда, танцы, песни, а какая у них любовь к воле, свободе, к ветру в поле…

(далее цыганский танец)

Гид: Афанасий Никитин полюбуйтесь-ка на наши наряды, на нашу национальную одежду Индии. Женские сари, мужская чалма… - Маруся, покажи, женское сари и мужскую чалму!

(далее А.Н. отправляется в обратный путь в Россию)

А.Н.: Очень мне понравилось гостить в вашей стране, но мне пора возвращаться домой. Спасибо, вам, за ваше гостеприимство! Может когда - нибудь еще свидимся, приезжайте и вы к нам! Моя страна тоже порадует вас своей удивительной природой, народом и его культурой.

Гид: Хорошо, будет возможность, обязательно вас навещу. Счастливого вам пути!

А.Н.: Результаты путешествия разочаровали меня как купца, для нашей земли нет ничего…перец да краска, то дёшево…А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много. Около трех лет я путешествовал по Индии, видел пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия, разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся.

Ведущий 1: Путевые записи Афанасия Никитина уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. И по сегодняшний день в Индии существует и кастовые и религиозные различия людей, и нищета, хотя правительство Индии пытается достичь равноправия среди людей, но этого еще не произошло.

Ведущий 2: Путевые записки Афанасия Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Не планируя заранее путешествие за три моря (Каспийское, Аравийское и Черное), Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», но и как памятник живого русского языка 15 в.

Ведущий 1:

В ежедневном рутинном общении
Узнаваемо-предсказуемы
Все предметы и все явления…
Приедаются неминуемо.

А хотелось бы как-то вырваться
Из обычного окружения,
Так что путешествие в Индию
Идеальным явилось решением.

Вот увижу мир удивительный,
Все их лакомства перепробую.
Пусть глядят на меня снисходительно
Многорукие Боги добрые.

В разноцветные сари закручены
Будут девушки чернокосые.
Пыль, жарища и солнце жгучее,
И бактерий опасных полчища.

Змей танцующих шеи раздутые
И занудные звуки дудочки,
И индусы - в чалмах, но разутые -
Мне навстречу по узкой улочке.

Будто детства мечта сбудется
Двухсерийной индийской сказкою.
Зазвучала в душе музыка,
Приглашает меня странствовать….

Ведущий 2: Путешествие наше на сегодня завершилось, надеемся, что вы узнали много интересного об Индии. И узнав всё это, ответьте на вопрос: по праву ли Индию называют жемчужиной Азии?

Изучайте страны мира, будьте любознательными, постигайте неизведанные миры.

Послушайте в окончании нашего вечера красивый звучный неподражаемый гимн Индии.

И в конце нашего мероприятия хотелось бы еще раз обратиться к Марусе: - Маруся, кто такой Афанасий Никитин? (Марсу отвечает, беседуем с Марусей)

- Маруся, спасибо за помощь!

- Всегда пожалуйста!

(далее концовка Гимн Индии)