Доверительные отношения - это ключевой момент в работе педагога, направленной на проработку поведения и организации внимания детей с расстройством аутистического спектра. Однако, даже правильно организованный контакт не может полностью обеспечить ребенку возможность обучения.
Главным препятствием в обучении такого ребенка, является несформированность его произвольного внимания, невозможность произвольной организации собственного поведения. Продуктивность занятий часто очень низкая, и к школьному возрасту учебное поведение такого ребенка остается несформированным или сформированным не полностью. Несмотря на то, что такой ребенок имеет необходимый запас знаний, он не в состоянии долго сидеть за партой, не всегда выполняет инструкции, не сосредоточивает внимание на доске, то есть оказывается несостоятельным в поведении. В частности, педагог вместе с аутичным ребенком иногда может быть вынужден специально осваивать указательный жест, который оказывается незаменимым при обучении, так как помогает сфокусировать и удержать внимание ребенка на картинке, предмете, букве, и в дальнейшем необходим для овладения чтением. Для организации внимания и поведения ребёнка педагог использует инструкции «дай», «покажи», «убери». Когда педагогу удается отработать с ребенком выполнение простых инструкций, становится возможным и выполнение учебных заданий. Проблема заключается в том, что, даже умея выполнять эти задания, ребенок не начинает делать их по собственному побуждению, не усваивает последовательности их выполнения, и поэтому, выполнив простое задание, сразу стремится вернуться к своим стереотипным занятиям.
Необходима особая организация учебной среды: структурирование учебного пространства и времени, максимальная визуализация заданий и всего учебного процесса. Аутичный ребенок очень зависим от устройства внешней среды. Его перемещение в пространстве, предпочтение определенных мест зависит от того, как устроено это пространство. Поэтому расстановка мебели в комнате, расположение в ней привлекательных или нейтральных предметов, обозначение места как «игрового» или «учебного» во многом задают поведение такого ребенка. В рамках психолого-педагогической работы, направленной на подготовку ребенка с РАС к школе, организация пространства также имеет немаловажное значение. Условно помещение учебной комнаты может быть поделено на две зоны. Первая зона - это рабочее место ребёнка за столом, где он занимается, сидя рядом с педагогом. Вторая зона - это рабочее место ребёнка у доски, где он также выполняет ряд заданий вместе с педагогом, и в этой же зоне проводится двигательная разминка. Аутичные дети воспринимают и усваивают визуальную информацию легче и быстрее, чем слуховую, у них хорошая зрительная память. Именно на эти когнитивные особенности должен ориентироваться педагог, максимально используя зрительную поддержку, при любой возможности располагая учебный материал перед глазами ребенка на доске, часто даже дублируя те пособия, которые уже лежат перед ребенком на столе. Даже когда дети отвлекаются, все равно непроизвольно улавливает информацию, расположенную на доски. Немаловажно правильно организовать пространство учебного помещения, с целью упорядочивания поведения ребенка вo время занятия, и поддержки его произвольной организации. Другим важным элементом в адаптации детей с РАС являются специальные игры и упражнения, которые формируют необходимое учебное поведение и необходимые навыки. Таким образом обеспечивается грамотное включение ребенка с РАС в образовательное пространство, и формируется четкий адаптационный период в обучении.
Список литературы
- Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы / В.В.Алексеева, А.А.Волков, Л.В.Шаргородская // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2013.
- Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений // О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг и др. - М.: Полиграф Сервис, 2013.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Текст] / Т.А.Бондарь, И.Ю.Захарова. - М.: Теревинф, 2012.
- Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе [Текст]: методическое пособие. - М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015.
- 6.Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. - М.: Теревинф, 2012.
- 7.Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. - М.: МГППУ, 2008.
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В.Алехина; под общ. ред. Н.Я.Семаго. - М.: МГППУ, 2012.