Класс: 2.
Предмет: Классный час.
Цель:
- сформировать представление о войне, как носителе смерти, бедствий, горя;
- развитие представлений о том, что дети больше всех пострадали от войн;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о «Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- познакомить учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;
- формирование у учащихся понимания исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Развивающие:
- развивать умение анализировать и обобщать данные;
- сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять;
- развивать навыки участия в обсуждении, работа в группе
- совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах.
Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
- воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны;
- вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии;
- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (Интернет, СМИ и др.);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и в команде.
Предметные результаты:
- знание основных вех Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя и независимости Родины.
1. Личностные результаты
- продолжать формирование у учащихся положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к ее истории, уважительное отношение к ее традициям;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к ее истории; уважительное отношение к ее традициям:
- зарождение элементов гражданского осознания, гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
- учащиеся продолжают учится ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия в соответствии с решенными учебно-познавательными задачами.
- учащиеся получат возможность научиться оценивать свое знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.
3. Познавательные универсальные учебные действия
- учащиеся продолжат учиться извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательной литературы, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры;
- учащиеся получат возможность сопоставлять информацию из различных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задача, включая Интернет.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия
- учащиеся продолжат учится строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах;
- учащиеся получат возможность участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации).
Ход занятия
I. Организационный момент
(Слайд №2) Презентация
Тем, кто сквозь годы войны
Пронес великое знамя победы!
Тем, кто, рискуя жизнью своей,
Отстоял мир и счастье на Земле!
Тем, кого навсегда унесла война,
Посвящается….
- Как вы думаете, о какой войне идет речь в стихотворении? (Великой Отечественной войне)
(Слайд №3)
- Великая Отечественная война! Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.
(Слайд №4)
- В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто не подозревал, что многое в их жизни перечеркнет одно страшное слово - война!
- А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу … и вдруг - война…
- 22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога. (Слайд звукозапись «Голос Левитана»)
II. Целеполагание
- Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (ответы детей)
(Слайд №5)
- Сегодня на уроке мы поговорим не только о Великой Отечественной войне, но будем беседовать о детях, переживших ужасные годы войны, их подвигах, а также познакомимся с некоторыми интересными фактами.
III. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне
- Практически в каждой семье есть те, кто сражался за нашу с Вами свободу. Кто ковал своими руками Победу…
- Есть поговорка: «На войне детей не бывает, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова».
- Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну?
- Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
- Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только их смерть. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
(Слайд №6)
«Осталась одна пуговица, от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба».
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел».
«Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла маленькая девочка солдата».
- Фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив ее покой, и счастливый теплый день стал днем слез и горя.
(Слайд №7)
Еще вчера мы были только дети
Нас поднял под ружье войны сигнал.Под военного грома раскаты
Поднимались на праведный бой
Пионеры, теперь уж солдаты, -
Знаменосец, горнист, звеньевой…
IV. Сообщение о подвигах детях-героях
(Слайд №8)
- Великая Отечественная война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. На борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети.
- И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Они сражались повсюду.
На море, как боря Кулешин.
В небе, как Аркаша Каманин.
В партизанском отряд, как Леня Голиков.
В подполье, как Володя Щербацевич.
В Брестской крепости, как Валя Зенкина.
(Слайд №9)
- В Великой Отечественной войне участвовало свыше 20000 детей. Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зернышка - ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. После уроков они работали на швейных фабрика, в обувных мастерских. Ребята изготавливали ложки, варежки, носки, шарфы. Многие дети сражались наравне со взрослыми - были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
(Слайд №10)
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…. Война.
- И сегодня на уроке мы поговорим о детях-героях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Наш страна помнит имена героев!
(Слайд №11)
- Леня Голиков, бригадный разведчик, участвовал в 27 боевых операциях. Им уничтожено 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
(Слайд №12)
- В деревню, где жил Марат Казей со своей мамой и сестрой, ворвались фашисты. Осень Марату уже не пришлось идти в школу в 5 класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена его мама, Анна Александровна. Вскоре Марат узнал, что его мамы повесили в Минске. Гневом и ненависть к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, пионер Марат ушел к партизанам, где стал разведчиком в штабе партизанской бригады, проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их … и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
(Слайд №13)
- 12-летний Саша Ковалев после гибели отца на фронте, попал в юнги Северного военно-Морского Флота. Пройдя специальный курс обучения, Саша был назначен мотористом на торпедный катер.
В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед затопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробил, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.
(Слайд №14)
-12-летняя Юта Бондаровская встречала войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Она собирала разведданные, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.
В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжёлого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами.
В этом бою погибла юная разведчица Юта.
(Слайд №15)
- После вторжения гитлеровцев Зина Портнова оказалась на оккупированной территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е.Ворошилова.
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать свою непричастность, попробовала отравленный суп, чудом осталась жива.
В декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов, схватив со стола пистоле следователя, застрелила его и еще 2 гитлеровцев, пыталась убежать, но была поймана. После пыток расстреляна в тюрьме.
(Слайд №16-21)
- И этот список юных детей-героев можно продолжать: Валентин Котик, Лариса Михеенко, Аркадий Каманин, Володя Дубинин, Василий Коробко, Витя Черевичкин и другие.
(Слайд №22)
- Во время Великой Отечественной войны сотни пионеров были награждены медалью «Партизаны Великой Отечественной войны», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда».
- В каждом городе, поселке или деревне есть памятника, посвященные великой Отечественной войне. Это образцы военной техники, обелиски и мемориалы погибшим солдатам, памятники и бюсты героям.
V. Итог занятия
(Слайд №23)
- Сегодня, мы вспоминали детей - участников Великой Отечественной войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить.
- Все меньше среди нас остается тех, кто принимал участие в великой Отечественной войне. Год за годом ветераны уходят вслед за погибшими. Давайте сохраним память о близких.
- Предлагаю в память о тех, «… кто не вернулся из боя…», изготовить голубей мира.
(Слайд №24)
1. Изготовление голубей мира.
- На столе заготовки, выполните поэтапно действия и покажите результат классу.
(Слайд №25)
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!(Слайд №26)
Тихо ребята!
Минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они тоже солнце встречали
Сверстники ваши почти.
Дни весны наступающей
Им уже не даны.
На минуту, встаньте, ученики,
В память всех не пришедших с войны.
Объявляется Минута молчания (звучит метроном)
(Слайд №27)
Память - это наша история.
Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее.
- И вот наш классный час подходит к концу. И напоследок я хочу, чтобы прозвучали следующие слова.
(Читает заранее подготовленный ученик)
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю
Но то, что мир наш хочет тишины
Сегодня очень ясно понимаю.Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На Вашу долю все это пришлось -
Тревоги, голод, холод и разлуки.Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.Да! Позади остался страшный ас.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!
- Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить!
Спасибо за урок.