Развитие читательской грамотности обучающихся через театрализованное представление, инсценировку и озвучивание сказок

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Дополнительное образование


В век интерактивных технологий и интернета интенсивность и качество чтения детей заметно снижается. Учителям и родителям все сложнее становиться привлечь внимание младших школьников к книгам. Все чаще подрастающее поколение предпочитает мультфильмы, компьютерные и мобильные игры.

Именно поэтому формирование читательской грамотности у школьников стало весьма актуальным.

Современное поколение уже с самого детства привыкло воспринимать информацию в визуальном контексте, попросту глядя на картинку на экране. Все реже встречается технология семейного чтения, а внеклассное чтение вовсе втеснено из базового курса, и перешло во внеурочную деятельность учителя. В итоге мы получаем низкий уровень читательской грамотности.

Не стоит отбрасывать в сторону и кризис читательского развития, так называемый переход от слушателя, зрителя к читателю.

Читательская грамотность - это не просто перелистывание страниц с картинками, это умение отбирать информацию в большом потоке, это умение размышлять и осознавать прочитанное, а также уметь применить полученную и усвоенную информацию в обычной жизни.

Цель уроков литературного чтения - обеспечение познания мира литературы ребенком, обогащение его читательского опыта, развития читательского интереса и «эстетического вкуса».

Цель исследовательской работы - формирование и развитие основ читательской грамотности младших школьников в условиях организации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО.

Задачами исследования вступают выявление психолого-педагогических условий, для формирования основ читательской грамотности, развитие творческого и логического мышления обучающихся, формирование навыка осознанного чтения. Подбор оптимальных методов, приемов, технологий обучения и внедрение в урочную деятельность системы специальных упражнений. А также развитие интереса к чтению по средствам использования театрализованных представлений, инсценировок в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.

Развитие читательской грамотности

В поисках решения проблемы и развития читательской грамотности младших школьников я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализуется через внедрение здоровье сберегающего подхода, компетентно -ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности и предусматривает четкое чередование видов деятельности. Ведь формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.

В уроки по предмету литературное чтение, внеклассные мероприятия включается артикуляционная гимнастика, гимнастика для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку) физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж, оздоровительные игры на переменах и упражнения на релаксацию.

Как показывает практика зачастую одних первоклассников тревожат различные страхи, случаются срывы, встречается заторможенность. У других же наоборот, излишняя развязность и суетливость. Часто недостаточно развиты память и внимание. Самый простой путь эмоционального раскрепощения ребёнка и снятия зажатости - это игра, сочинительство или фантазирование. Этому прекрасно способствует инсценировка и театрализованное представление литературного произведения.

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится малыши являются сказки. Они знакомы им еще с самого раннего детства. Юных читателей привлекает проста и лаконичность формы повествования, захватывающий и интересный сюжет, необычные действия и события и конечно же персонажи. Форма, а яркость изобразительных средств, красочность языка не оставляет никого равнодушными.

Именно желание разобраться в сложившейся сказочной ситуации, помочь попавшему в беду герою, стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к литературному произведению, способность к сопереживанию, проявлению различных эмоции. Позитивно влияет на его наблюдательность, образную память, чувство юмора, а также формирует умение видеть необычное в обычном.

Театральное представление и инсценировка сказок

Инсценировка различных сказок идеально предназначена для работы по литературному чтению в начальной школе. Младшие школьники очень любят смотреть, слушать, читать сказки, но особенно им нравится в них участвовать.

Нетрадиционные и нестандартные формы уроков - это не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации и инсценировки, точно также как использование на уроках музыкальных произведений, произведений искусства, всего того, что воздействует на эмоциональную сферу, активизирует внимание, воображение и фантазию школьника.

Для развития читательской грамотности младших школьников в образовательном процессе нами используются различные педагогические практики, е современные образовательные технологий на базе нашего образовательного учреждения, в частности: занятия в «Школьном театре», технология проектной деятельности (литературные проекты, гостиные, литературно-музыкальные праздники, театрализованные проекты); информационно-коммуникационная, которая включает в себя участие обучающихся в школьном телевидении. И другие сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре занятий урочной и внеурочной деятельности.

Инсценировка сказок, как и театрализованное представление литературного произведения позволяет стимулировать у школьников способность к образному и свободному восприятию окружающей действительности. Осознание отсутствия одной истины для всех, учит ребенка уважать чужое мнение, терпимее относиться к различным точкам зрения, а также менять окружающий мир по средствам фантазии и воображения.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Заметно улучшается освоение содержания произведения, формируется диалогическая речь, активно используются жесты, мимика, интонация и т.д. Соединяя в себе элементы риторики, пластики и литературы. Универсальность этой деятельности в том, что она не замыкается в рамках урока, а способствует оживлению внеурочной работы в школе. Например, получив задание продемонстрировать повадки какого-нибудь животного. В процессе действа обучающийся не замечает зрителей, и полностью погружается в увлекательный процесс, а если иногда стеснение и присутствует, то при повторах с этим состоянием учащиеся обязательно справляется.

Еще один заметный плюс в использовании инсценировок это обеспечение связи школы с семьей. В процессе занятий через детей вовлекаются родители, которые помогают ребенку изготовить им костюм для представления. Таким образом в совместной работе происходит сближение детей и их родителей.

Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе основывается на читательском или зрительском сотворчестве младшего школьника с автором, литературой, с театром.

Полюбился школьникам стендовый театр: с помощью педагога они находят нужных героев сказок, рассказывают сказки «Теремок», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой». Сопереживают героям, и получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются.

Нравиться детям, знакомый еще с стариковских времен пальчиковый театр, который активно способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость и координацию движений. Одевая на пальчики героев, дети не только рассказывают сказку, но и развивают мелкую моторику, что в свою очередь ведет к развитию речи, умственному развитию ребенка. Об этом свидетельствуют исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие моторики рук и пальцев помогает ребенку хорошо говорить, готовит руку к письму и развивает мышление.

Еще одним средством формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста является реплика-инсценировка с игрушкой или иллюстрацией, изображающей героя. Дети рассматривают игрушку или предметную картинку и пытаются от имени героя (пугливого зайца, хитрой лисы, задиристого и хвастливого петуха, неуклюжего медведя и др.) поздороваться, попрощаться, произнести какую-либо реплику. Например, при подготовке к драматизации сказки «Теремок», дети по очереди берут в руки ту или иную игрушку или картинку и от имени разных героев спрашивают: «Кто, кто в теремочке живёт?»

Стоит отметить, что именно драматизация ведет к пониманию не только предметного содержания произведения, но и его подтекста, идеи, авторской позиции. Так как основана на действии, совершаемом самим ребёнком, что наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями и стремлением воплотить в живые образы и свои впечатления от литературного произведения.

В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения, и воплощается, и реализуется в действительность, хотя бы и условную, с помощью интонационно окрашенного слова, различных средств выразительно устной речи (тона, темпа, тембра, силы голоса, жестов, мимики, позы, движения).

Мы стараемся не только привлекать родителей к изготовлению, костюмов и различных атрибутов для театрализованных представлений, но и развивать у них самих читательскую грамотность, вовлекать родителей в развитии читательского интереса у детей. Поэтому на занятиях в литературной гостиной мы с детьми часто спрашиваем друг у друга какую книгу прочитали или прослушали на этой неделе? Появились ли любимые произведения? Какие книги не нравятся и почему? Особым успехом пользуется обсуждение того или иного произведения прочитанного дома всем классом. Ребятам хочется рассказать о том, что они узнали и поняли, о схожем опте в их жизни. Это привело к тому, что дети просят обсудить с ними прочитанное произведение и родителей.

Нравиться им и рисовать иллюстрации к художественным произведениям. В этот процесс также вовлекаются и родители.

Озвучивание литературных произведений, книг и видеосюжетов

Еще одним элементом развитием читательской грамотности и речевой практики обучающихся является озвучивание литературных произведений по средствам мультипликации.

Это еще один стимул перечитать произведение, чтобы суметь прочитать его выразительно и по ролям. Дети знают, что озвучивать мультфильм или фильм-сказку будут только те, кто сможет сделать это лучше. Для осуществления звукозаписи текста мы используем диктофон или микрофон. Это делает процесс озвучивания еще более привлекательным.

Обучающиеся старших классов начального звена активно пробуют себя в роли диктора. И при помощи выразительного чтения и освоенных техниках чтения они могут создавать аудиокниги с собственным голосом.

Также ребята активно участвуют в процессе создания материала для школьного телевидения. Они смело берут друг друга интервью, записывают различные сюжеты, лай хаки. Привлечь к повышению читательской грамотности и развитию интереса к чтению в целом можно при помощи юных блогеров. Просто предложив детям, вместо вампов в тик ток и лайк, снять отзыв или создать короткую подборку самых интересных на их взгляд книг. В удивитесь как это идея замечательно заходит нашим детям.

С обучающимися старших классов начального звена можно придумать и снять свой мультфильм или мини-фильм по тому или иному прочитанному произведению. Или поставить полноценное театрализованное представление.

На одном из уроков технологии можно предложить детям придумать свои куклы, используя подручный материал. Это могут быть носовые платки, спичечные коробке, конфетные обертки, проволоки, капсулы шоколадных яиц, пластмассовые баночки, флаконы от духов.

Основной темой для работы с детьми могут стать "Русские народные сказки.

При подготовке спектакля следует придерживаться следующего плана.

  1. На нескольких уроках внеклассного чтения, школьники знакомятся с литературным произведением. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаётся подробнейшая характеристика, тщательно подбираются голоса, учитывая высоту и тембр; распределяются роли между детьми и начинается выразительное проговаривание по ролям. Выписываются слова каждого действующего лица отдельно и раздаются листки ребятам. С ними они приходят на все репетиции.
  2. Начинается работа по созданию образа, декораций, реквизита. Это очень ответственный этап в работе над постановкой: образы и декорации должны получиться правдивыми и выразительными. Вся эта работа выполняется на уроках технологии.
  3. Создается афиша, по которой будут судить о спектакле. Дети объединяются в группы по 2-3 человека и рисуют афиши. Они стараются выполнить работу качественно. Постепенно выделяется группа детей, которые с большим удовольствием постоянно оформляют афиши, декорации (выполняется работа на уроках рисования),
  4. Начинаются репетиции. Для выработки хорошей дикции и выразительности речи используется набор скороговорок, пословиц, стишков. Все это есть в арсенале любого учителя начальных классов. Кроме того, разучиваются с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции.
  5. Шумовое и музыкальное оформление: подбирается музыка из музыкальных записей. Выделяются дети, имеющие хороший музыкальный слух. С ними разучиваются небольшие мелодии. (Работа идет на уроке музыки).

Все это можно как показать на сцене в рамках внеурочной деятельности, так и снять на видео получив собственный мини-фильм. Что позволяет использовать преимущество современных образовательных технологий, решить проблему перегрузки учащихся. Создать возможность дифференцированной работы с каждым обучающимся. А самое главное учащийся "добывают" знания сами, но под руководством учителя, развивают свои творческие и исследовательские способности, и формируют ключевые компетентности.

Заключение

Подытоживая вышесказанное можно сделать следующий вывод, что для формирования читательской грамотности и повышения интереса к чтению используются следующие виды деятельности:

  • рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;
  • показ книги (перед началом чтения, чтение сказок, стихотворений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);
  • упражнения на воображение, имитация движений;
  • хороводные игры;
  • подвижные игры с героями (использование масок-героев);
  • обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;
  • показ театрализованных представлений
  • создание аудиокниг, мультипликации мини-фильмов.

Занимаясь с детьми инсценировкой и театрализованной деятельностью, мы делаем их жизнь интересной, содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями. Дети, в свою очередь, более сознательно пользуются языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, проявляют живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, активизируют речевая деятельность, проявляется интерес к чтению.

Читательская грамотность - это не перелистывание книги и рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать информацию в огромном потоке и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Театральная деятельность может решить практически любую задачу для успешного развития личности ребенка. Поэтому можно и нужно использовать широкие возможности театральной деятельности, чтобы привить интерес к самостоятельному чтению книги, научить детей извлекать из текстов полезную и интересную информацию.

Слушая чтение взрослых и иллюстрируя книги вместе с ними, дети активно размышляют, эмоционально вовлекаются в общение с героями, оценивают их поведение и устанавливают связи между собственным опытом и опытом других людей. Совместное чтение сближает детей со взрослыми и пробуждает в них лучшие качества.

Важно помнить, что книги - это первый мост к знаниям для ребенка. Ни компьютер, ни телевидение, ни интернет, ни социальные сети не могут заменить книги. Книги открывают двери в окружающий нас мир, помогают нам чувствовать хорошее и осуждать плохое. Они учат любви и уважению к близким, формируют правила безопасности и ценности, знакомятся с традициями и обычаями своего народа. А еще учителя - это те, кто умело создает условия для того, чтобы их ученики стали творцами - творцами саморазвития.

Более того, сам Альберт Эйнштейн сказал. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умнее, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им больше сказок".

Приложение