Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме: уточнить признаки зимы, закрепить названия зимних месяцев.
- Расширить представления детей об агрегатных состояниях воды.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать конструктивное творчество, глазомер, мелкую моторику рук, воображение.
- Активизировать словарь детей по теме «Зима».
- Воспитывать у детей аккуратность выполнения работы, самостоятельность.
Материалы и оборудование: презентация «Здравствуй, гостья Зима»; мольберт, магниты; карточки «Признаки зимы»; карточки мнемотаблицы стихотворения; карточки «Образование снежинки»; соль, одноразовые тарелки, металлические ложки для каждого ребенка.
Конструирование: образец снежинки, салфетки, клей, дощечки для работы с клеем; А. Вивальди «Времена года. Зима».
Ход НОД
1. Оргмомент
Дети проходят в музыкальный зал, приветствуют гостей.
2. Введение в тему. Создание игровой ситуации
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыло серебром.
Дети: Это - зима.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Вот она, какая красавица! Полюбуйтесь.
Показ презентации. На экране слайд: зимний пейзаж, на фоне которого образ Зимы.
3. Основная часть
Воспитатель: - Вот и пришла к нам долгожданная Зима. Она передала нам подарок - волшебный сундучок.
Тук - тук - тук - открывайся сундук!
Воспитатель заглядывает в сундучок, достает картинку «Тройка белых коней», прикрепляет ее на мольберт.
Зимние месяцы
Воспитатель:
- Что же это за кони? Ребята, как вы думаете? - зимние месяцы.
- Сколько месяцев у зимы? - три месяца.
- Назовите первый месяц зимы? - декабрь.
- Как называется второй месяц зимы? - январь.
- Назовите третий зимний месяц? - февраль.
На экране слайд: Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.
Дидактическая игра: «Признаки зимы»
Воспитатель: - Ребята, заглянем вновь в сундучок. Смотрите, здесь открытка. Читаем: «Назовите признаки зимы. Вам помогут карточки. Карточек нет. А, зима спрятала карточки у вас под стульчиками. Достаем карточки, рассматриваем, какие признаки зимы на них показаны.
Работа с карточками. Дети рассматривают карточку, выходят к мольберту, прикрепляют ее и называют признак зимы.
- Солнце плохо греет, дает мало тепла.
- На улице стало очень холодно, начались морозы.
- День стал короче, а ночь - длиннее.
- Часто дуют холодные ветры, идет снег.
- Земля мерзлая, вся покрыта снегом.
- Реки скованы льдом.
- Перелетные птицы улетели в теплые края. Потому что им холодно и голодно.
- А тем птицам, которые остались с нами зимовать, мы должны помочь пережить зиму. Для зимующих птиц люди вывешивают кормушки.
- Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние.
- Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаливаются, пьют витамины.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: - Что же еще спрятала Зима в своем сундучке. Отгадайте загадку:
По снегу покатите,
Я подрасту.
На костре согрейте -
Я пропаду.
Дети: - Снежок.
Воспитатель достает из сундучка снежок и предлагает детям поиграть в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам с этим снежком поиграть в игру «Доскажи словечко». Становитесь в круг.
Дети встают в круг, воспитатель читает стихотворение, дети по кругу передают снежок и дают ответ.
Тихо, тихо как во сне падает на землю … - СНЕГ.
С неба всё скользят пушинки - серебристые … СНЕЖИНКИ.
Вот веселье для ребят - всё сильнее … - СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Словно в белый пуховик нарядился… СНЕГОВИК.
Рядом снежная фигурка - это девочка… СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… СНЕГИРИ.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… СНЕГ.
Воспитатель: - Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Какие интересные слова. Что общего у всех этих слов? - ответы детей. - Эти слова снежные.
Работа с мнемотаблицей по стихотворению «Снежинка»
- Ребята, а из чего состоит снег? - из снежинок.
- Мы с вами учили стихотворение о снежинке, я принесла вам таблицу этого стихотворения, да Метели да Вьюги - Зимы подруги все перепутали. Давайте выложим правильно таблицу стихотворения и прочитаем его.
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат карточки-слова. Дети выстраивают карточки по порядку на мольберте и читают стихотворение.
Белая, узорная звездочка - малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
«Как образуется снежинка»
Воспитатель: - Ребята, садитесь на стульчики. Я хочу рассказать вам, как в природе образуются снежинки.
- Снежинки образуются из водяных паров. Водяные пары, поднимаясь высоко над землей, где очень холодно, в тучах превращаются в крошечные кристаллы. Кристаллик начинает расти, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку - снежинку.
- Ребята, давайте с помощью карточек покажем, как образуются снежинки.
- Что происходит сначала?
- Что потом?
У мольберта лежат карточки для выстраивания алгоритма «Образование снежинки». Дети выходят и выкладывают их на мольберте по порядку, проговаривая последовательность.
- Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья».
Звучит аудиозапись «Звук шагов на снегу».
- Ой, ребята, что это? Кто догадался? - Это так хрустит снег под ногами.
Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: - Ребята, кто знает, почему снег хрустит под ногами? - пауза.
- Что-то мне подсказывает, что нам нужно заглянуть в волшебный сундучок зимы. Может Зимушка-зима нам поможет.
Воспитатель достает из сундучка контейнер с материалом для опыта.
- Это соль и металлическая ложка. Предлагаю провести опыт. Давайте пройдем в нашу снежную лабораторию.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам для проведения опыта. На столах для каждого ребенка стоит одноразовая тарелка, металлическая ложка.
- Возьмем крупную соль. Соль - это кристаллики, которые очень напоминают снежинки.
- Насыпаем соль в тарелку.
- Берем столовую ложку и надавливаем ею на соль (несколько раз).
- Что вы слышите? - Слышен скрипящий или хрустящий звук. Это ломаются кристаллики соли.
- Такой же звук слышен, когда мы идем по снегу в морозный день.
Воспитатель: - Какой же вывод мы можем сделать из нашего опыта?
Дети: - Снег состоит из снежинок. Когда кристаллики снежинок ломаются, слышен треск.
Воспитатель: - Конечно, когда ломается одна снежинка, звук услышать невозможно. Но когда мы идем в морозный день по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Как замечательно вы отвечаете на вопросы Зимы.
- Ребята, мы складывали с вами из квадратов бумаги необычные детали, но я не говорила вам, что это. Сегодня мы превратимся в волшебников и соберем… Открываем вновь волшебный сундучок Зимы. Вот такую снежинку.
Воспитатель вместе с детьми достает из сундучка образец поделки - снежинку.
Воспитатель: - Предлагаю вам пройти в нашу волшебную мастерскую.
Дети вместе с воспитателем переходят в учебный класс. На столах тарелочки с заготовками деталей - лучиков снежинки, кружочки - середина.
Оборудование: салфетки, клей, дощечки для работы с клеем.
На экране показ слайдов: формы снежинок.
Конструирование снежинки
Воспитатель: - Посмотрите, снежинки - одно из прекрасных созданий природы. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них мы не встретим двух одинаковых. И форма снежинок тоже разная. Но у всех снежинок всегда 6 лучиков.
- Для снежинок мы с вами уже изготовили лучики.
- Сколько лучиков снежинки вы собрали? - пять.
- А сколько лучиков у снежинок? - шесть.
- Нам нужно собрать еще один лучик.
- Давайте вспомним, как сложить лучик снежинки.
- Нужно сложить из квадратика базовую форму «воздушный змей». Для этого квадрат сложить по диагонали (превращаем квадрат в треугольник), затем загнуть углы квадрата к середине.
- Соединить 2 детали вместе: накладываем одну деталь на другую. Подклеиваем уголки детали.
Дети самостоятельно собирают последний лучик снежинки с опорой на фотографии. Затем воспитатель объясняет последовательность сборки снежинки. - Приклеить к белой стороне кружочка 2 луча - один сверху и один снизу, затем поочередно слева и справа - по 2 луча, располагая их на одном расстоянии.
- Приклеить сверху в центр снежинки синий кружок.
- Снежинка готова.
Дети самостоятельно собирают снежинку. По необходимости воспитатель оказывает детям помощь.
Во время работы звучит музыка - А.Вивальди «Времена года. Зима».
По окончании работы воспитатель предлагает детям разместить свои снежинки на доске. Дети рассматривают снежинки и любуются своей работой.
4. Заключительная часть. Рефлексия
- Какие чудесные снежинки у вас получились.
- Ребята, а как можно использовать такие снежинки, которые мы с вами сконструировали? - ответы детей.
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что больше всего запомнилось?
- Кому было трудно?
- Что бы хотели повторить?
- Сегодня вы были учеными-исследователями и волшебниками. Выполнили все задания Зимушки-зимы. Научились еще одному способу конструирования снежинки. Молодцы, ребята!