Театральные чудеса и волшебство

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: кукольный театр, театральные проекты


«Театр - это волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познает мир
С.И.Мерзлякова

Гипотеза проекта

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С.Станиславского, театр, — это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.

Эстетическое развитие личности обучающихся будет осуществляться эффективнее: если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем личностного развития, умении ориентироваться в окружающем пространстве, формировании эмоциональной сферы.

Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное средство социализации детей.

В наше время - время стрессов - все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность, и, конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого педагогические задачи направлены на достижение конечной цели.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка, гармонизация отношений ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
  • Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Задачи ОО в интеграции:

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
  • Содействовать развитию творческой активности детей.
  • Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
  • Приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
  • Заинтересовать родителей в посещении театра вместе с детьми;
  • Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей;
  • Закрепить правила безопасного поведения по дороге в театр;
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности.

Задачи ОО в интеграции:

«Речевое развитие»:

  • Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
  • Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.

Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»:

  • способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики.

Ожидаемые результаты:

  • Расширится интерес воспитанников к театральной культуре.
  • Обогатятся знания воспитанников об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
  • Раскроются творческие способности воспитанников.
  • Расширится кругозор и обогатится словарь воспитанников.
  • Появится интерес родителей к посещению театра вместе с воспитанниками.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

Основные этапы проекта

I. Подготовительный этап

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для его реализации.
  • Изучить и создать информационную базу по проекту.
  • Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта, вызвать у воспитанников интерес к теме проекта.
  • Заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности воспитанников, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
  • Пополнение театрального уголка в группе, изготовление атрибутов героев к сказкам.
  • Создание картотеки игр для театрализованной деятельности: пальчиковые игры, игры-драматизации.
  • Подбор этюдов, образовательных ситуаций, сценариев сказок.
  • Планирование мероприятий по реализации проекта.
  • Подготовительная работа с воспитанниками:
      рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, беседы, игровые ситуации;
    • прослушивание в аудиозаписи сказок, просмотр мультфильмов.

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности воспитанников.

Формы взаимодействия работы с родителями

  • опрос родителей: «Любите ли вы театр?»
  • устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
  • индивидуальные беседы;
  • наглядная информация: папка «Волшебный мир театра»

II. Основной этап

Задачи:

  • Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности воспитанников)
  • Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказки (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
  • Подбор информации, литературы, дополнительного материала (Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности).
  • Организовать экскурсию по Альметьевскому драматическому театру (привлечь родителей к сотрудничеству).

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

1. Познавательно-речевое направление

Коммуникация

  • Беседы с воспитанниками о семье: «Что такое театр», «С чего начинается театр»;
  • Рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции;
  • Свободное общение: «Театр», «Правила поведения в театре»;
  • Творчество воспитанников (рисунки, аппликации и т.д.)
  • Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Я артист»;
  • Составление рассказа из личного опыта «Мы в театре»;
  • Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Театр»,
  • Викторина «Любимые сказки»;
  • Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов, обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, драматизация сказок с использованием различных видов театра.
  • Чтение и пересказ сказок

Познание

  • Рассказ воспитателя: «Как создается кукольный спектакль»;
  • Беседа-диалог с воспитанниками: «Театральные профессии»;
  • Рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
  • Пословицы и поговорки и загадки о театре.
  • Строительные игры «Театр».
  • Фотовыставка «Мы артисты».
  • Викторина "Знатоки театра".

Чтение художественной литературы

  • Чтение художественной литературы.
  • Разучивание стихотворений.
  • Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.

2. Социально-личностное направление

  • Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральное кафе (буфет)».
  • Импровизация игр-драматизаций, знакомых произведений.
  • Дидактическая игра «Театральная шкатулка» (знакомство с видами театров, театральные профессии), «Зеркало», «Продолжи фразу и покажи», «Превращение предмета».
  • Этюды на выражение основных эмоций: «Заинька», «Плачет котик» (П.Синявский).
  • Игра с имитацией движений “Кто как ходит?”
  • Пантомимы: “Рыбак и рыбки”, «Загадка», «Если бы…».
  • Сценка «Великан и мышь», «Ёж».
  • Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото. Беседа-игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре».
  • Игровые, проблемные ситуации.

3. Художественно-эстетическое направление

  • рисование: «Что такое театр», «Как я с мамой (папой) иду в театр», «Сказочный герой».
    аппликация «Афиша к любимой сказке».
    лепка «Слепи своего любимого героя сказки».
  • Пение, игры с пением.
    Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.
    Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.

4. Физическое развитие

  • Упражнения над дыханием «Задуй свечу», «Сдуем пылинку», «Шепот и шорох».
  • Подвижная игра «Смелые мышки», «Где мы были, мы не, скажем», «Пойми меня», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

5. Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «В костюмерной»;
  • Театрализованные игры: «Зеркало», «Загадки без слов», «Веселый Старичок-Лесовичок».

Просмотр презентаций об истории театра и театрального костюма «Как возник театр», «История театрального костюма» (Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности)

Изготовление атрибутов, костюмов, масок для театрализованной деятельности по русским народным сказкам (Приобщение воспитанников и родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.)

Обыгрывание сказок с использованием различных видов театра (Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть)

Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья», «Артисты готовятся к спектаклю» (Расширять представления воспитанников об окружающей действительности)

Беседы: «Каким должен быть актер?», «Кто помогает актерам?», «Как нужно вести себя в театре» (Расширять представления воспитанников об окружающей действительности. Повторить правила поведения в театре)

Беседа «Для чего нужен театральный реквизит?» «Что такое декорации?» (Планирование деятельности воспитанников по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр»)

Беседы с актерами театра о профессии, мастер-классы для

Изготовление реквизита, афиши, билеты для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Колобок» (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской)

Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Инсценирование сказок (поощрять проявление самостоятельности и творческих способностей в решении игровых ситуаций; воспитывать дружеские отношения между воспитанниками)

Игры-драматизации (Формировать у воспитанников эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов, развивать воображение; развивать эмоциональную выразительность речи)

Игры на выражение эмоций, на развитие мимики (развивать мимические движения, способность показывать эмоциональное состояние мимикой, жестами)

Слушание аудиосказок в исполнении заслуженных артистов (Развивать умение внимательно слушать сказки, улавливать различные интонации голосов актеров, узнавать на слух героев сказок)

Творческая мастерская по изготовлению поделок по сказкам, рисунков, аппликаций

Экскурсия в реквизитную комнату Альметьевскомого драматического театра (Познакомить воспитанников с театральным закулисьем, профессиями людей, работающих в театре; знакомить с правилами поведения в общественных местах)

Посещение выездных театров в детском саду (формирование интереса к театральному искусству)

III. Заключительный этап

  • инсценировка сказок;
  • развлечение: «Волшебный мир театра».

Задачи: Подготовить к показу театрализованное представление по мотивам сказок (Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности.)

IV. Итоги проекта

В результате работы над проектом «Волшебный мир театра»:

  • У дошкольников сформировался интерес к миру театра, театрально-игровой деятельности. (Они, с желанием участвуют в театрализованных постановках: выступают перед родителями, артистами театра, малышами из других групп)
  • Обновлена предметно-развивающая среда в группе (театральный уголок пополнен костюмами, масками, атрибутами, обновлены кукольный, настольный театры)
  • Родители принимают активное участие в жизни ДОУ: организуют выходы в театр на спектакли, экскурсии, участвуют в подготовке к театрализованным представлениям.

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
(Е.Кожанова)

Фотоприложение