Формирование навыков самоконтроля над произносительной стороной речи как средство повышения внятности речи детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с нарушением слуха


Одной из главных задач коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование устной речи. От успешного решения этой задачи во многом зависит достижение глухими определенного общеобразовательного и профессионального уровня, их социальная реабилитация.

При нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Она развивается при помощи слухового анализатора, взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.

У детей с нарушенной слуховой функцией возникают отклонения в формировании и развитии речевой деятельности. Обучение их произношению осуществляется благодаря компенсаторной деятельности сохранных анализаторов с использованием остаточного слуха. При этом важнейшим условием правильного формирования произношения является самоконтроль.

Под самоконтролем понимается целенаправленная деятельность, необходимая для усвоения образца действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и корректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.

Формирование самоконтроля оказывает влияние на внятность речи, способствует повышению качества устной речи неслышащих учащихся, их речевому развитию, а, следовательно, и социальной адаптации в общество слышащих.

Наблюдения за речью детей показывают, что они говорят правильно только при наличии контроля со стороны педагогов. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным, дети не реализуют свои фонетические возможности. Несформированность навыка самоконтроля за речью приводит к распаду нестойких произносительных навыков, вследствие чего происходит длительная работа над устранением одних и тех же дефектов.

Таким образом, фонетическое оформление и внятность речи глухих детей зависят от сформированности самоконтроля над произношением.

Сущность самоконтроля заключается в «соотнесении» выполняемых действий с «образцом» (эталоном). Необходимым условием служит наличие в памяти глухого ребенка образов, соответствующих данному действию и отдельным движениям, из которых оно складывается. При обучении приемам самоконтроля необходимо использовать различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык», схемы, изображение языка при помощи рук, фонетическую ритмику, компьютерные технологии.

Важным является использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, а также современных аудиовизуальных средств, позволяющих сформировать зрительно-слуховую основу самоконтроля над различными компонентами произношения. Это позволяет повысить мотивацию детей к занятиям произношением, сократить время формирования и автоматизации ряда речевых навыков, облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля над произношением, сделать видимым для ребенка его уровень достижений в произношении, предоставить возможность самому сопоставлять свое произношение с эталоном внятной речи.

Большое внимание уделяется формированию специфического словаря: язык широкий, язык узкий, язык «чашечкой», губы в «улыбке», губы «трубочкой», язык внизу, язык вверху, голос есть, голоса нет, воздух идет через рот, воздух идет через нос. Овладение словарем способствует осознанию материала при формировании навыков произношения и самоконтроля. Использование на уроке по формированию произношения графических изображений для закрепления физиологического образа звука способствует формированию осознанного самоконтроля.

Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). Но роль различных анализаторов на разных этапах формирования самоконтроля над произношением различна и варьируется. На начальном этапе используется полимодальный самоконтроль как комплексное использование слухозрительно-кинестетического, тактильно-вибрационного, двигательного анализаторов; на этапе закрепления - слухо-кинестетический самоконтроль.

Важное значение для формирования навыков самоконтроля имеет использование методических приемов, предусматривающих переход от заданий подражательно-исполнительного характера к самостоятельным, переход от внешних видов самоконтроля к внутреннему, произвольному.

Формирования самоконтроля строится последовательно: от знаний к умениям, от умений к навыку. В связи с этим, в содержание включается формирование у глухих учащихся различных видов воспроизведения речи: сопряженное и отраженное проговаривание, самостоятельная речь (называние, сообщение, ответы на вопросы, обращение); формирование умения воспринимать речь сурдопедагога в качестве образца или показ таблички как сигнал к деятельности (выучи, скажи, прочитай, послушай, выполни поручение и т.д.); формирование навыков правильного использования звукоусиливающей аппаратуры.

В процессе обучения предусматривается выполнение детьми различных видов заданий. Это воспроизводящие задания и творческие (более самостоятельные).

К воспроизводящим относятся такие, например, как: повтори слово, звук, говори правильно, проверь себя так (дается образец самоконтроля).

К творческим заданиям относятся те, которые для своего выполнения требуют не только знания определенного материала, но и включают элементы творчества. Например, найди общее и отличное, сравнив звуки [Ш] и [Ж]. Скажи, чем они отличаются, чем похожи.

Можно предложить такие задания:

  • Посмотри и скажи, где язык при звуке [З]? Какие губы? Голос есть или нет?
  • Научись говорить звук [С]в слогах и словах. Скажи звук долго. Проверь себя так … (даются образцы самоконтроля данного звука на фотографиях или картинках). Скажи слоги, слова в микрофон. Слушай себя.
  • Сравни звуки [С]и [З]. Скажи, чем они похожи, чем отличаются. Произнеси звуки в микрофон. Проверь себя.
  • Расскажи все о звуке (Ш). Покажи руками положение языка.
  • Говори правильно звук [Р]. Перед зеркалом посмотри, где у тебя язык, проверь голос.

При определении приемов самоконтроля нужно учитывать особенности произношения конкретного ребенка.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод о том, что благодаря систематической работе по формированию навыков осознанного самоконтроля над произносительной стороной устной речи повышается внятность речи у учащихся с нарушением слуха и эффективность коррекционно-педагогического процесса в целом.

Список использованной литературы

  1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.
  2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением // Вопросы сурдопедагогики / М., 1972. С. 85-98.
  3. Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей // Развитие устной речи у глухих дошкольников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П.Кузьмичева, Е.З.Яхнина. М., 2001. Ч. 1.
  4. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1978. С. 38-59. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001.
  5. Николаева Л.В. Уточнение приближенного произношения слов и речи глухих школьников. М., 1975.
  6. Щепилова Е.А. Проблема обеспечения обратной связи в процессе обучения школьников с дефицитарностью слуховой функции / Отв. ред. Д.И.Ильясов. М.; Челябинск, 2003. Ч. 4. С. 177-181.