Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Разделы: Профессия — педагог


В соответствии с действующими федеральными государственными стандартами (Приказ №1155 от 17 октября 200913 г. «Об утверждении ФГОС ДО») в основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 11», разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное воспитание», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, считаю, что значение сенсорного развития в этот период жизни трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому, я считаю, что необходима организация систематической работы с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрении их в практику.

Выдающиеся зарубежные учёные (Ф.Фребель, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и является целенаправленным воздействием, обеспечивающим формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Начиная работу в данном направлении, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
  • Создать предметно-развивающую среду в группе;
  • Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
  • Подобрать варианты игр - занятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста;
  • Добиться положительных результатов по сенсорному воспитанию детей;
  • Обобщить и систематизировать полученные знания по сенсорному воспитанию и познакомить коллег и родителей своих воспитанников.

Свою работу проводила в несколько этапов. В первую очередь, обратилась за помощью к исследованиям отечественных и зарубежных деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Я.А.Каменский, Ф.Фребель, И.Песталоцци, М.Монтессори, Е.И.Тихеева). Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями.

Одна из систем сенсорного развития детей - система Ф.Фребеля. Он считал, что каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Ф.Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Ф.Фребель настаивал на необходимости познания окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира».

Иной характер носила система М.Монтессори, «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Центральный метод М.Монтессори - свободная работа детей «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка...».

Богатый интересный материал по данной теме я нашла на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», таких авторов как Е.И.Тихеевой « Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности», Усовой А.П., «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», Сакулиной Н.П., Поддьякова Н.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду», Никитина Н.И. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Щелованова Н.М. «Учим детей играть», «Этот удивительный ранний возраст».

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей среды. Проанализировав состояние предметно-развивающей среды в своей группе, я решила привести ее в соответствие с современными гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположила на открытых, доступных детям полочках-шкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребенок без труда мог достать и положить необходимые ему предметы. Для обогащения смыслового содержания действий с предметами я изготовила сенсорную доску. Изучив литературу С.Л.Новоселовой, Э.Г.Пилюгиной, а также книгу Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой «Материалы и оборудование для детского сада», пополнила игровую среду группы следующими материалами: рамки-вкладыши с геометрическими формами, набор разноцветных шумовых коробок, рамки с различными видами застежек, набор для забивания: молоточек с втулками, объемные вкладыши, разные виды пирамидок. Оформила «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития воспириятия цвета, формы, величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрешки, кубы коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объемные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); для развития мелкой моторики рук (шнуровки, мозаики, бусины, пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.); шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития изготовила дидактические игры: «Шнурочки», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Подбери колпачок». При оформлении группы старалась, чтобы все предметы были яркими, красочными, привлекающими внимание детей и вызывающими у них положительные эмоции. А каждому успешному действию малыша восхищаюсь, высказываю одобрение, хвалю за самостоятельность.

Следующее направление в моей работе заключалось в разработке перспективного планирования. В него вошли игры, рекомендованные Э.Г.Пилюгиной, Е.А.Янушко, Г.А.Широковой. Также был разработан план игр и упражнений по развитию восприятия, которые я использовала в течение всего дня в разных видах детской деятельности.

Игры-занятия проводила 1 раз в неделю. Занималась с подгруппой детей и индивидуально. При проведении игры-занятия пользовала краткую речевую инструкцию, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Например, при проведении занятия «Геометрическая мозайка», предлагаю детям сделать, скажем, гусеницу, показать им, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить свое. Можно, например, складывать домик, меняя его размер, форму, цвет, или добавляя детали. В игре «Веселые краски» знакомлю детей с основными и составными цветами.

Для развития восприятия цвета проводила игры-занятия: «Цветные кубики», я учу детей сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Для этого используются пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие). Детям предлагаю разложить на ковре кубики. Затем беру один кубик и показываю его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментирую свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Для развития восприятия формы проводила следующие игры-занятия: «Разложи фигуры по местам», «Найди такую же фигуру» и другие. Сначала знакомила детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, применяя приём сравнения. Затем давала понятия о треугольнике, прямоугольнике, овале. Также давала представления об объёмных геометрических телах: шаре и кубе.

Для формирования представлений о величине использовала такие игры как:

  • «Геометрическое лото». В игре принимают участие 5 детей. Рассматриваю вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по моему указанию дети подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы, помогая детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
  • «Какие бывают фигуры». В этой игре кукла приносит фигуры. Я показываю детям квадрат и треугольник, спрашиваю, как называется первая фигура. Получив ответ, говорю, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирую внимание детей на том, что у треугольника только три угла. Предлагаю детям подобрать треугольники и сложить их вместе.
  • «Широкое - узкое». Игра проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т.е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

Изучение пространства и расположение объектов в нём происходило на таких занятиях, как «Где спрятался зайчик?», «Поиграем с листом бумаги». Также объектами изучения являлись знакомые помещения, территория площадки, различные предметы. Детям давала такие понятия, как: далеко, близко, рядом, справа, слева, сверху, снизу, впереди, сзади.

Сенсорное воспитание тесно связано с другими образовательными областями такими, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи». Так, например, при расширении ориентировки в окружающем и развитие речи использовала серию игр с куклами. В гости к детям приходили куклы Катя и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причем нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточнялись цвета: «Какого цвета кружка у Кати?», «Что еще есть синего цвета?». По такому же типу строила занятия: «Уложим кукол спать», «Куклы собираются на прогулку» (подбор одежды по размеру), «Купание кукол». Ближе к концу учебного года проводила подобное занятие по сказке «Три медведя». Дети с удовольствием подбирали для медвежьей семьи стулья, посуду, кроватки. При этом они легко и без ошибок называли размер предметов: большой - поменьше (средний) - самый маленький; маленький - побольше (средний) - самый большой.

При прохождении темы «Овощи» и «Фрукты» проводила занятия «Наш урожай», «Во саду ли в огороде». Например, детям предлагала взять две корзины, разные по величине, и отправиться собирать урожай. В большую корзину клали большие овощи, а в маленькую - маленькие. Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер. В конце занятия пробовали овощи на вкус. После сна, во второй половине дня, еще раз потрогали овощи руками, а затем я провела дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяли, какой взяли овощ. Аналогично проводится занятие с фруктами.

В процессе конструктивной деятельности совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Во время выполнения построек продолжала знакомить с объемными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. У детей закрепляла знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны. Например, во время постройки заборчика обращала внимание на то, как поставлен кирпичик. Если кирпичик поставить на длинную узкую грань, то он получится низкий. А если на короткую узкую грань - то высокий. На занятиях по конструированию строили башни, дорожки, ворота, скамейки и другое, развивая конструктивные навыки и осуществляя сенсорное развитие детей. Например, при постройке ворот обращала внимание на размер - эти ворота высокие, а эти узкие. При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит. При постройке башни обращала внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Предлагала детям построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета.

Развитие восприятия тесно связано с образовательной областью «Художественно-эстетического развития». В рисунке малыши учились передавать красочность окружающего мира, совершенствовались знания о цвете, расположении на листе бумаги, развивалась мелкая моторика. С детьми провела следующие занятия по рисованию «Солнышко», «Рисуем дождик», «Цветочки на лугу». Во время рисования красками цветочков учила детей выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета, выбирать краски двух заданных цветов из четырех предложенных. Для этого перед каждым ребёнком разместила по четыре розетки с красками, предложила вспомнить и показать, какого цвета одуванчики на лугу и показать краски такого же цвета, затем показать какого цвета видели жука. При выполнении с детьми аппликации на тему «Украсим кукле платье» продолжала знакомить своих воспитанников с геометрическими фигурами, учила ритмично располагать на листе бумаги части рисунка закрепляла названия основных цветов. Показала детям вырезанные из цветной бумаги треугольники, кружочки, квадраты и предложила свой образец. Объяснила последовательность выполнения работы, обращая внимание на форму, цвет, расположение фигур. Если ребёнок затруднялся назвать какую-либо фигуру, то я называла её сама. В конце занятия хвалила всех детей, говорила что коврики получились яркими и разными, потому что мы использовали разные фигурки: треугольники и круги, и квадраты.

Помимо специально организованных игр-занятий, сенсорное развитие детей старалась совершенствовать и в повседневной жизни: на прогулках, во время труда в природе. Каждый день, выходя на прогулку обращала внимание детей на то какого цвета небо, трава, листья на деревьях. Сравнивала кусты и деревья по величине, обращала внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Вместе с моими воспитанниками сравнивали деревья по объёму: «Давайте обнимем рябину». Посмотрите, какая она тонкая. А теперь обнимем тополь. Посмотрите, он такой толстый, мы все вместе еле-еле его обхватили". Также рассматривая цветы на клумбе, выясняли и уточняли их цвет. При рассматривании насекомых обращали внимание на их окраску, форму: божья коровка красная и круглая, жучок овальный, а червячки длинные и толстые. В утренние часы, во время приёма детей всегда обращала внимание детей на цвет их одежды и обуви. Когда в группе ещё мало детей проводила индивидуальную работу, предлагая разный дидактический материал для игр: «Мозаика», «Цветные вкладыши», «Геометрические вкладыши», «Найди, чей домик». Во время режимных моментов обращала внимание на цвет полотенец, салфеток, посуды. В сюжетных играх так же обращала внимание на величину, цвет и форму предметов. «В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?», «Какого цвета кубик?», «По какой дороге поедем - длинной или короткой?» и т.д.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. Для выявления знаний и представлений родителей о значении сенсорного воспитания проведён опрос «Сенсорное развитие и воспитание дошкольников». В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. В связи с этим организовала семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к развитию у детей восприятия. На стенде постоянно помещала консультации для родителей: «Роль мелкой моторики в развитии ребенка?», «Сенсорное воспитание детей», «Дидактические игры по сенсорике». Таким образом, мною была организована систематическая работа совместно с родителями.

Также поделилась своими разработками с педагогами - коллегами. Провела мастер-класс «Как научить ребенка младшего возраста различать форму предметов», консультации «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Восприятие цвета детьми младшего дошкольного возраста. Разноцветные игры», «Знакомство с геометрическими фигурами через игру», «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка». Познакомила с исследованиями ведущих педагогических деятелей Ф.Фребеля, М.Мантессори, Е.И.Тихеевой, Т.Е.Николаевой.

С целью подтверждения необходимости своевременного и планомерного сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста провела практическое исследование детей своей группы. При проведении педагогической диагностики использовала методику Николаевой Т.В. «Развитие ребенка младшего дошкольного возраста». Опираясь на основные показатели познавательного развития данной методики, подобрала диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей. Все задания представлены в форме игры. Предлагала детям вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамидку; раскрыть матрешку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождались естественными жестами. При затруднении выполнения ребенком задания, я демонстрировала соответствующее действие, а затем он самостоятельно воспроизводил его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то я использовала метод совместных действий. Например, руками ребенка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учетом величины колец; складывалась разрезная картинка. Затем предлагала действовать самостоятельно. Особое внимание обращала на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и мной. Результаты тестирования в начале года показали, что высокого уровня сенсорного развития у детей нет. Средний уровень показали 43,75% (7 детей из 16), а у 56,25% (9 детей из 16) детей обнаружила низкий уровень. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития. Не все дети владеют сенсорными эталонами. Дети легче различают предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и слуховое и зрительное восприятие.

Данные диагностики на конец года показали, что высоким уровнем сенсорного развития обладают 37,5% от общего количества детей. Сравнение данных на начало года с данными полученными на конец года показывает, что в группе количество детей с низким уровнем сенсорного развития уменьшилось до 0, на 6,25% увеличилось количество детей, имевших средний уровень развития. В целом, это доказывает, что содержание и приемы моей работы были выбраны правильно и оказались эффективными. Проделанная работа помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия, научила детей различать цвет, сравнивать предметы по величине, способствовала развитию у детей слухового восприятия, помогла в совершенствовании мелкой моторики рук. Реализованная мною система дала положительный результат: у детей повысился интерес к освоению сенсорных понятий, повысился сам уровень знаний по данному разделу.

Таким образом, с помощью системы работы по сенсорному воспитанию, я получила организацию содержательной эмоционально окрашенной деятельности детей с видимым результатом.