Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ в разделе «Чтение»

Разделы: Иностранные языки


1. Теоретическая часть (краткое описание вида речевой деятельности - чтение)

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Невозможно себе представить жизнь современного человека без знания английского языка. Изучение иностранного языка - это процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении к всеобщей глобализации. Наличие таких специалистов на рынке труда приведет к укреплению позиций предприятий на мировом рынке. Владение английским языком повысит уровень жизни и откроет перед учащимися массу новых возможностей. Это и поиск новых друзей за границей в сети Интернет, и чтение интересных статей и произведений литературы на английском языке, и просмотр англоязычных фильмов без перевода языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров. Зная английский язык, вы сможете общаться с деловыми партнерами, принимать участие в международных конференциях, читать международные журналы и газеты о бизнесе. Существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне владения устной и письменной иноязычной речью.

Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи [1, с.15]. Поэтому мы и выбрали «чтение». Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации. Две функции чтения заключаются в том, что, с одной стороны - это цель обучения, а с другой стороны - это средство обучения другим видам речевой деятельности.

Умение читать предполагает владение всеми видами чтения, а также легкость перехода от одного его вида в другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. В чтении выделяется содержание и (о чем текст) и процессуальная составляющая - как его прочитать и озвучить. В первом случае, результатом деятельности преподавателя, является понимание прочитанного учащимся; во втором случае - сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами и т.д.

Чтобы научить школьников читать, писать и разговаривать на английском языке, преподавателю английского языка необходимо владеть определенными педагогическими методиками, использовать в работе современные подходы. Как правило, с начальной школы необходимо закладывать фонетическую базу, уделять внимание формированию навыков владения адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка. В дальнейшем, необходимо учить ребят делить предложения на смысловые группы, соблюдать правильную интонацию в различных типах предложений. Уже по тому, как учащийся читает, можно определить его уровень владения языком и степень понимания им текста.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Таким образом, начиная с начальной школы, вовлекая учащихся в единый процесс обучения по новым ФГОС, постепенно развивая УУД школьников, можно добиться положительных результатов на экзаменах.

Предметными результатами в выбранном нами разделе, т.е. «чтении» для сдачи ОГЭ, являются:

  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной/ интересующей информации.

Время на выполнение раздела "Чтение" - 30 минут.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за этот раздел - 15 баллов.

Состав раздела - задания двух типов: 9 и 10-17.

Итак, раздел "Чтение" в экзамене ОГЭ (ГИА) по английскому языку - это вторая часть письменной работы, в которой оценивается способность понимать основную идею отрывков текста (задание 9) и способность учеников находить специфичную информацию в целом тексте (задания 10-17).

Спецификации, кодификаторы (с перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания) и демоверсии заданий ОГЭ (ГИА), ЕГЭ по английскому языку можно посмотреть на сайте ФИПИ (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений")

2. Аналитическая часть (краткое описание способов контроля и типов тестовых заданий в выбранном разделе в ОГЭ

В разделе «Чтение», согласно документу «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по иностранному языку», экзамену на «чтение» отводится 2 раздел. На экзамене используются тексты прагматического, научно-популярного, публицистического и художественного стилей.

Объем текстов для чтения - 200-600 слов в зависимости от проверяемых умений и навыков и характера задания. Языковая сложность текстов для чтения соответствует заявленному уровню сложности экзаменационной работы (А2 по общеевропейской шкале).

Тематическое содержание текстов для чтения определяется предметным содержанием речи, представленным в стандарте основного общего образования по иностранному языку и Примерных программах по иностранным языкам.

Раздел «Чтение» в письменной части ОГЭ по английскому языку считается средним по сложности и включает в себя девять заданий (9, 10-17). Выполнить все задания рекомендуется за 30 минут. Разберем их подробнее.

ЧТЕНИЕ В ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ - ЗАДАНИЕ 9

Вам предлагается прочитать семь коротких текстов, отмеченных буквами А-Н и восемь заголовков, отмеченных цифрами 1-7. Нужно установить соответствие между заголовками (темой или кратким утверждением) и текстами. Один заголовок лишний.

Как выполнять:

  1. Прочитать заголовки, перевести их, попытаться определить, что их объединяет (тема, проблема, ситуация, ключевое слово и т.д.) и чем они отличаются друг от друга (разные аспекты темы, проблемой, отношением к проблеме и т.д.);
  2. Попытаться предугадать, о чем пойдет речь в тексте, его основное содержание, подобрать слова/словосочетания, которые необходимы для раскрытия данной темы;
  3. Внимательно прочитать каждый из предложенных текстов, не обращая внимания на незнакомые слова и выражения, т.е. не углубляясь в детальное понимание;
  4. Попытаться сформулировать основную идею текста самостоятельно, затем выбрать наиболее близкий по содержанию из предложенных вариантов ответ и отметить его. Если сразу сложно определить какой заголовок подходит тексту, можно пропустить его и прочитать следующий отрывок, затем вернуться к тому месту;
  5. Проверьте, обоснован ли выбор того или иного соответствия, правильно ли установлены другие соответствия. Удостоверьтесь, правильно ли выбран (точнее, не выбран) лишний заголовок. Какие навыки проверяются?

Понимание основной идеи (содержания) текста, умение отделять главное от второстепенного, игнорировать лишнюю информацию и незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания.

В разделе ОГЭ (английский язык), чтение текста, задания 10-17, нужно прочитать научно-познавательный текст объемом в полстраницы или чуть больше, после которого предлагаются восемь тестовых заданий (10-17), а именно - утверждений, так или иначе относящихся к содержанию текста. Прочитав текст, нужно будет сделать вывод, какое из суждений верное (1 - TRUE), какое неверное (2 - FALSE), и о каком речь вообще не шла (3 - NOT STATED), т.е. на основании текста нельзя дать ни положительный, ни отрицательный ответ.

Что нужно сделать? Прочитать и полностью понять текст, при этом особое внимание обратить на определенные детали. Запомните: выбор ответа в заданиях на полное понимание текста должен быть основан только на той информации, которая в тексте содержится, а не на том, что вы думаете или знаете по предложенному вопросу. Если в тексте прямо говорится об этом, то ответ - TRUE, если в тексте утверждается обратное данному высказыванию и/или отличное от него, тогда ответ - FALSE. Если в тексте ничего не сказано относительно утверждения или его главного «акцента», тогда ответ - NOT STATED.

Как выполнять:

- Внимательно, не торопясь прочитайте весь текст, поймите его основное содержание. Если какие-то отдельные слова непонятны, постарайтесь догадаться об их значении исходя из контекста.

- Прочитайте последовательно каждое утверждение (помните, что они, как правило, даются в том порядке, в котором развивается сюжет текста). Определите суть вопроса, т.е. что должно быть подтверждением или опровержением предложенного утверждения: слово, словосочетание, предложение, абзац и или весь текст. Найдите место (абзац) в тексте, к которому относится данное утверждение, перечитайте его и найдите подтверждение своему варианту. Если сделать выбор сразу не получается, отбросьте очевидно неверные варианты и определите наиболее вероятный ответ, методом исключения. Убедитесь, что остальные варианты не подходят.

- Если возник ступор и вы не можете выбрать ни один из вариантов, или не понимаете сути вопроса, то все равно не оставляйте задание без ответа - лучше написать какой-нибудь вариант, опираясь на интуицию.

Какие навыки проверяются?

Полное понимание текста, умение отделять главную информацию от второстепенной, умение аргументированно отвечать на вопросы и/или логически приходить к правильному ответу.

Необходимо знать, как переносить ответы в бланк. В задании 9 записываются 7 цифр без пробелов. За каждое правильно установленное соответствие дается 1 балл, максимально - 7 баллов. В заданиях 10-17 ставится по одной цифре в каждом пункте бланка. За каждый правильно выбранный ответ дается 1 балл; максимально - 8 баллов. Итого в разделе «Чтение» 9 заданий, на выполнение которых рекомендуется отвести 30 минут. Максимальное количество баллов за этот раздел - 15.

Как подготовиться к чтению? Прежде всего, регулярно выполнять типовые задания по чтению. При этом не ленитесь смотреть незнакомые слова в словаре, подписывать/выписывать их перевод. Чем больше вы практикуетесь, тем больший словарный запас приобретаете, и, соответственно, тем больше вероятность понять все тексты без труда. Также вы приобретаете навык угадывания слов из контекста, что крайне важно. Помимо самоподготовки, можно и нужно обращаться к учителю в школе, задавать вопросы, если что-то непонятно. Не стоит пренебрегать дополнительными занятиями - будь то занятия в школе, в каком-либо учебном центре или частные уроки с репетитором. Способов подготовиться много, необходимо лишь выбрать наиболее подходящий для самого учащегося.

3. Практическая часть (Предлагаемый слушателем приемы, технологии, стратегии подготовки к данному разделу ОГЭ (ЕГЭ) с примерами конкретных заданий и упражнений, сопровождаемые методическим комментарием)

Существует множество приемов и технологий для подготовки к сдаче экзаменов. Каждый учитель вправе выбирать для себя то, что ему больше по душе и, что лучше получается и дает видимый результат.

Каждый сборник типовых тестов в формате ОГЭ содержит в себе тексты для подготовки к разделу «Чтение». Также существуют пособия, где упор делается именно на задания по чтению. Помимо этого, можно брать тесты из открытого банка заданий ФИПИ (английский язык, раздел «Чтение»), а также с сайта «РЕШУ ОГЭ», где даны не только ответы, но и комментарии к текстам.

«Практикуйтесь, и тогда при должной подготовке выполнить раздел «Чтение» в ОГЭ по английскому языку не составит труда!», - можно так сказать учащимся. Это все замечательно! Какова же роль учителя во всей этой подготовке?

Системно-деятельностный подход подразумевает самостоятельность учащихся в принятии решений при чутком руководстве учителя. Руководство учителя - это система приемов и методов при разумном распределении времени и хорошей организации. Кроме того, хороший урок - это цепочка уроков, объединенных одной целью. На уроке, как правило приходиться учить всем видам коммуникативной компетенции. Если говорить об уроке использования технологии Критического мышления, то здесь чтение плавно перетекает в говорение и письмо.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны обучающихся.Практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у обучающихся очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для обучающихся средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Большую роль я уделяю отбору содержания текстов. Часто содержание учебников далеко от совершенства. Я придерживаюсь текстов, которые одновременно могут формировать и личностные УУД. Например, притчи, адаптированные тексты английских писателей. Например, О.Генри, С.Моэм. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Пример заданий, которые составляют содержание урока

  1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
  2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
  3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

Грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности.

Аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления речевых высказываний по образцу.

Хочу привести пример текста на тему «Путешествие» с последующими упражнениями. Я предлагаю его в 6 классе, когда мы проходим The Past Tenses. Можно использовать этот текст в сочетании с технологией критического мышления, убрав название и перейти к стадии «Вызов». Через просмотровое чтение, дать тексту название из трех предложенных. Затем определить тему урока. Т.е. провести урок неподготовленного чтения. Затем, через ознакомительное чтение, постараться ответить на вопросы True, False, Not Stated. После текста даны упражнения на понимание лексики текста. Для тех, кто не справился с заданием, необходимо будет поработать с текстом дополнительно. А те, кто справился, получают здание на ранг выше: пересказать текст, придумать свою историю и т.д. Упражнения 1 выполняется с целью повторения фонетики, а упражнение 4 - на лексическую сочетаемость слов (book, reserve, solve, decide - слова - синонимы, которые вызывают затруднения при их использовании).

См. продолжение статьи