Профилактика травматизма позвоночника на занятиях физической культуры в разных спортивных направлениях. Методические рекомендации

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Травматизм растет и в связи с массовым распространением и увеличением тренировочных нагрузок, его профилактика - научная организация тренировок, врачебный контроль.

В связи с этим привлечение к использованию данных наук таких, как анатомия, физиология, психология, расширяют возможности для совершенствования образования. В том числе для совершенствования и оптимизации педагогического процесса на уроках, что создаёт дополнительные предпосылки для повышения эффективности формирования осанки - основы физического воспитания, а, следовательно, создаёт предпосылки профилактики травматизма, в том числе травматизма позвоночника.

В нашей стране, где наблюдается мощное развитие разных спортивных направлений и видов спорта, под риск травм позвоночника очень часто попадает молодежь, необходимо очень внимательно относиться к этому виду травматизма. Только тщательное изучение причин травматизма позвоночника на занятиях на занятиях физической культуры в разных спортивных направлениях позволит добиться его снижения, это зависит от ряда причин, которые могут быть устранены.

Глава 1. Исследование проблемы травматизма позвоночника

1.1. Распространенные травмы позвоночника

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания на протяжении всего периода занятий. А это предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.

В осанке находит своё отражение состояние позвоночного столба, что во многом определяет возможности нормального функционирования внутренних органов человеческого организма. В некоторых исследованиях последних лет, проведенных различными специалистами, было отмечено, что нарушения осанки, кроме влияния на внутренние органы, часто приводят к формированию стойких деформаций других компонентов опорно-двигательного аппарата.

Позвоночный столб образует четыре кривизны: шейную-с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную - с выпуклостью сзади (грудной кифоз), поясничную-с выпуклостью впереди (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую - с выпуклостью сзади, на уровне четвёртого крестцового позвонка.

Для устойчивости корпуса важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы.

Хорошо поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков, а также при всех вращениях на полу и в воздухе.

Позвоночник, или позвоночный столб - костная система с очень сложным строением. Это биологический механизм, благодаря которому мы можем оставаться в вертикальном положении, наклоняться, поворачиваться и ходить. Скелет человека делится на осевой и периферический. Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Позвоночный столб - его основная часть. Позвоночник человека выполняет рекордное количество немаловажных функций, среди них:

  • опорная: поддерживает тело в прямом положении;
  • двигательная: позволяет туловищу быть гибким и подвижным;
  • амортизационная: позволяет снизить нагрузку при совершении резких движений, во время прыжков и при падениях;
  • защитная: защищает спинной мозг от повреждений, а также сосуды, по которым в мозг поступает кислород.

Подвижность отделов позвоночника наиболее выражена в направлении головы и наименее выражена в направлении копчика. Шейный отдел подвижен, грудной - малоподвижен, поясничный подвижен, крестцовый и копчиковый - неподвижны.

Такая функциональная активность шейного и поясничного отделов (помимо прочего) способствует более частому травмированию и поражению в них межпозвоночных дисков.

Грудной и пояснично-копчиковый отделы изогнуты назад. Это тоже закономерность. Считается, что эти изгибы рационально улучшают выполнение позвоночником его амортизационных задач, увеличивая сопротивление нагрузкам и смягчают толчки (сотрясения) при движении.

В поддержании такого состояния позвоночника важную роль играют мышцы. Они, подобно растяжкам телебашни удерживают позвоночный столб в вертикальном положении, передавая ему необходимый запас прочности.

Крестцовый отдел (крестец)

Крестцовый отдел (проще - крестец) является опорой верхних отделов позвоночника. У взрослого человека - это единое костное образование, состоящее из сросшихся позвонков. Тела этих позвонков более выражены, а отростки - менее. В крестце заметна тенденция уменьшения мощности позвонков (от первого к пятому).

Грудной отдел позвоночника

Грудной отдел позвоночника состоит из 12 позвонков. В нормальном состоянии он выглядит в виде буквы «С», обращенной выпуклой стороной назад (физиологический кифоз). Грудной отдел позвоночника участвует в формировании задней стенки грудной клетки.

К телам и поперечным отросткам грудных позвонков при помощи суставов прикрепляются ребра. В передних отделах ребра соединяются в единый жесткий каркас при помощи грудины, формируя грудную клетку.
Позвоночный канал в грудном отделе очень узкий, поэтому даже небольшие объёмные образования (грыжи, опухоли, остеофиты) приводят к развитию компрессии (сдавливание) нервных корешков и спинного мозга.

Поясничный отдел позвоночника

Поясничный отдел позвоночника состоит из 5 самых крупных позвонков. У некоторых людей в поясничном отделе насчитывается 6 позвонков (люмбализация), однако в большинстве случаев такая аномалия развития не имеет клинического значения.

В нормальном состоянии поясничный отдел имеет легкий плавный изгиб вперед (физиологический лордоз), также как и шейный отдел позвоночника.

Поясничный отдел позвоночника соединяет малоподвижный грудной отдел и неподвижный крестец.

Структуры поясничного отдела испытывают значительное давление со стороны верхней половины тела. При наклонах, подъеме чего-либо в наклоне и переносе тяжестей, давление, воздействующее на структуры поясничного отдела позвоночника, может возрастать во много раз, а нагрузка на поясничные межпозвоночные диски увеличивается почти в 10 раз!

Всё это является причиной наиболее частого изнашивания межпозвоночных дисков в поясничном отделе.

Шейный отдел позвоночника

Шейный отдел позвоночника является самым верхним отделом позвоночного столба. Он состоит из 7 позвонков.

Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы «С», обращенной выпуклой стороной вперед.

Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.

Два верхних шейных позвонка - Атлант и Аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы.

Говоря об анатомическом строении отделов позвоночника, о наиболее уязвимых его частях, является возможным выделить основные и самые распространенные травмы позвоночника.

  • Сколиоз - фиксированное отклонение позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Сколиоз, эта проблема решается правильным распределением нагрузок на место искривления.
  • Грыжа (межпозвоночная, меж дисковая) - выхождение органов из полости, занимаемой ими в норме, через нормально существующее или патологически сформированное отверстие. Успех лечения заболевания зависит от того, в какой стадии оно начато. Еще эффективнее ранняя профилактика. Грыжа меньше 10 мм предотвращается у обучающихся правильной закачкой спины.
  • Остеохондроз, спондилез - это заболевание позвоночника, сопровождающееся деформацией позвонков. Активно развивается у людей, которые приходят в зрелом возрасте, с уже сформировавшимся позвоночным столбом. Таким людям требуется специальная подготовка, она должна быть как физической, так и моральной, и психологической.

1.2. Возрастные особенности травм позвоночника

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

  • от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст
  • от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст
  • от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый),
  • от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский)

Дошкольный возраст

Основой проведения занятий в дошкольном возрасте являются ритмические упражнения в сочетании с танцевальными элементами и элементами гимнастики, построенных в игровой форме.

При организации занятий с детьми данного возраста особое внимание надо обращать на санитарно-гигиенические условия. Занятия проводятся в зале, отвечающем всем гигиеническим нормам, с хорошей вентиляцией и акустикой. Примером можно привести занятия ритмикой.

Занятия подобного рода закладывают надёжный фундамент для физического развития ребёнка, способствует укреплению детского организма. Упражнения на уроках ритмики совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. помогают успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений.

Музыкально-танцевальное занятие для малышей в игровой форме длится всего 30-40 минут. Основными особенностями развития этого периода у воспитанников является:

  • относительное равномерное развитие опорно-двигательного аппарата
  • большая подвижность суставов
  • высокая эластичность связочного аппарата
  • наличие большого количества хрящевой ткани в скелете
  • эластичность мышц в результате значительного содержания белковых неорганических солей и воды
  • достаточная естественная гибкость позвоночного столба
  • незавершённый процесс окостенения.

Большую роль при профилактике травматизма так же играют и физиологические особенности данного возраста. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому педагоги должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок методически грамотно исполнял упражнения на занятиях в зале. В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. В этом возрасте проще всего исправить деформацию с помощью несложных гимнастических и ритмических упражнений.

Для детей младшего школьного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании.

Для детей младшего школьного возраста длительность занятия должна быть не более 60 минут.

Нельзя забывать, что дети в этом возрасте отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными, свободными, выразительными. Их усвоение осуществляется поверхностно и непрочно, и дети получают не пользу, а вред от занятий. Стоит ограничиться гимнастическим разогревом, так как мышцы и суставы подвижны. Стоит это делать по правилам и заранее разработанному методическому материалу.

В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела.

Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах.

В 15-16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесию на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется.

В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации увеличивается способность к управлению не только отдельными мышцами, но даже отдельными двигательными единицами. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности.

На старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большой части скелета. Темп роста тела замедляется. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Увеличивается и интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем, увеличивается мышечная масса и растет сила.

Занятия в этом возрасте по-прежнему являются действенным средством предупреждения нарушений физического развития школьников: сутулости, сколиозов, лордозов, кифозов. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела детей, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

См. продолжение статьи