В детском саду Первой Московской гимназии проведение литературных гостиных по русским народным сказкам стало хорошей традицией.
Сказка - это один из видов знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка учит: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, знакомят его с народными традициями.
Через знакомство с русскими народными сказками на литературных гостиных ведется работа по приобщению детей к традициям русского народа. Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
На литературной гостиной наши ребята знакомятся с художественным замыслом сказки, учатся вдумываться в прочитанное, искать ответы на вопросы, знакомиться с глубиной и мощью русского языка. Теплая, дружеская атмосфера располагает к душевному разговору. И мы, педагоги, рады, когда наши малыши высказывают свое мнение, рассуждают о смыслах, заложенных в сказке, описывают характеры и поступки героев, делают выводы, стараясь понять какую главную мысль.
На литературной гостиной мы всегда читаем по ролям. В начале учебного года роли героев читают дети, у которых навык чтения уже сформировался, и педагоги. В дальнейшем, совершенствуя навык чтения, все дети сами становятся читателями: учатся читать по ролям, следить за чтением друг друга, обращать внимание на малознакомые слова в тексте. Читающий ребенок и взрослый обязательно надевает костюм в соответствии с ролью.
Для ребят мы всегда готовим «свои» книги. В них увеличен шрифт, а слова героев выделены цветом. На первых порах это очень помогает чтецам, и дети чувствуют себя более уверенными и успешными. В каждой книге всегда присутствуют яркие и красочные иллюстрации. А в конце книги мы оставляем страницу пустой для того, чтобы ребенок нарисовал полюбившегося героя или понравившийся эпизод сказки. Так книга становится по-настоящему «своей».
Каждый раз, при чтении нового произведения, дети встречаются со словами, значение которых они еще не знают. Эти слова ребята изучают, запоминают и «отправляют» в «Копилку новых слов».
Дети очень любят после прочтения произведения «поиграть» в сказку». Через такие игры-драматизации мы даем возможность детям лучше понять и почувствовать героев произведений. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения.
Неотъемлемой частью литературных гостиных являются физкультминутки в стихах. При этом мы стараемся подобрать тему физкультминутки в соответствии с произведением, которое читаем и его главными героями.
На литературной гостиной ребята знакомятся с пословицами и поговорками. Дети дошкольного возраста чаще всего дословно понимают пословицы. А сказки и рассказы становятся помощниками в постижении заложенной в пословицы мудрости. Постигая смысл пословиц и поговорок, ребенок развивает мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.
Предлагаем несколько конспектов литературных гостиных, которые проводились в подготовительных группах детского сада.
Конспект литературной гостиной по сказке «Колосок» (подготовительная группа)
Цель: формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказки, расширение кругозора и представлений о мире, развитие связной речи, обогащение словаря по лексической теме «Хлеб», развитие диалогической и монологической речи, приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору, развитие творческих способностей через драматизацию, воспитание трудолюбия, справедливости, взаимопомощи.
Оборудование: книги для чтения по ролям, шапочки героев сказки, иллюстрации по лексической теме «Хлеб», мнемотаблица «Хлеб», иллюстрации к сказке «Колосок», атрибуты: веник, колосок, зерно, мука, пироги, муляжи овощей, фруктов, продуктов питания и хлебных изделий.
Ход занятия
1. Интеллектуальная разминка
Педагоги по ролям загадку.
Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и Верть.
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу ходил?
Намолол муки мешок?
Это Петя - петушок.
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
«Что вы делали мышата
От рассвета до заката?
Веселились целый день,
Вам работать было лень.
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет, сначала потрудитесь
И прочтите …» (Колосок)
2. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас литературная гостиная.
- Что такое гостиная? (Это главная комната в доме, где все собираются, куда приглашаются гости).
В нашем детском саду музыкальный зал - это главная комнат, где мы можем собраться все вместе, как в гостиной.
- А что значит литературная гостиная? (Это место, где люди собираются все вместе и вслух читают стихи, рассказы, литературные произведения. А потом обсуждают прочитанное, делятся своими впечатлениями о прочитанном.)
Открываем нашу литературную гостиную.
3. Сообщение цели занятия. Чтение сказки по ролям
Сегодня мы будем читать сказку по ролям.
- Что значит чтение по ролям? (Роль героя читает один человек)
- Какие герои есть в нашей сказке? (Петушок, мышонок Верть, мышонок Круть)
- В каждой сказке есть слова рассказчика (автора).
Главные герои надевают шапочки мышат и петушка.
4. Словарная работа «Копилка слов»
В этой сказке вам услышите незнакомое для вас слово. Добавим это слово в нашу «Копилку слов».
- Молотить - выбивать зёрна из колосьев
(демонстрационная картинка)
А в каком стихотворении вы уже встречались с этим словом? (Сентябрь. С.Маршака)
Давайте вспомним это стихотворение.
Ранним утром сентября
Хлеб молотят села.
Птицы мчаться за моря
И открылись школы.
5. Чтение сказки по ролям
(для чтения используются брошюры, в которых текст героев и автора напечатаны разным цветом)
6. Физкультминутка. Подвижная игра «Смелые мышата»
Вышли мыши как-то раз |
идут на месте |
Посмотреть, который час. |
подносят ладонь ко лбу, смотрят вдаль |
Раз - два - три - четыре, |
маршируют на месте |
Мыши дернули за гири. |
вытянутые вперед руки опускают вниз по очереди |
Вдруг раздался страшный звон!
|
закрыли уши руками |
Убежали мыши вон! |
садятся на стульчики |
7. Беседа по содержанию сказки
- Чем занимались мышата? (отдыхали, играли, пели, плясали)
- Чем занимался Петушок? (молотил зерно, отнес на мельницу, перемолол его в муку, замесил тесто, испек пироги)
- Помогли ли петушку мышата? (нет)
- Почему они не помогали? (не хотели трудиться)
- Какой был петушок? (трудолюбивый, справедливый)
- В начале сказки мышата были веселые, радостные, а какие в конце? (веселый, в конце сказки тихие, еле слышно говорили)
- Почему изменилось настроение мышат? (стало стыдно)
- Чему учит эта сказка? (Не будь ленивым, а будь трудолюбивым)
8. Игра «Будь внимательным»
Выставляются картинки с изображением продуктов питания: молоко, хлеб, конфеты, масло, булочки, батон, ватрушка, пирожки, яйца, сметана, мясо, пряники. Дети подходят по одному и выбирают только те картинки, на которых изображены продукты, изготовленные из муки.
Как назвать продукты одним словом? Какие это продукты? (Мучные или хлебные)
9. Повторение стихотворения «Хлеб» С.Погореловского с использованием мнемотаблицы
10. Инсценировка сказки «Колосок»
Педагоги распределяют роли, надевают костюмы, шапочки.
Жили-были мышата, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. |
Дети около стульчиков крутятся и вертятся. А потом ложились спать. |
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить? - спросил петушок. - Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой. - Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу. |
Дети сидят на стульчиках и делают вид, что спят. Петушок будит. И берет веник и начинает подметать. |
А мышата стали играть в ладушки. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: - Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть. - А кто понесёт? - спросил петушок. - Только не я! - закричал Круть. - Только не я! - закричал Верть. - Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. А мышата тем временем затеяли хоровод. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: - Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: - Ай да петушок! А и да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. - Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё: - Только не я! - запищал Круть. - Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: - Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги. |
Около планшета с иллюстрацией молотит зерно (на черном коврике лежит зерно, а петушок палкой по нему стучит)
Берет тарелочку с зерном и показывает мышатам.
Переходит к планшету с иллюстрацией мельницы. Достает из - за него тарелку с мукой.
|
Мышата отдыхают.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. - Ох и проголодался я! - пищит Круть. - Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит: - Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок? |
Мышата садятся на стульчики и смотрят, как петушок тесто месит, потом дрова кладет в печку, ставит туда пироги, а потом вытаскивает их нас тол. |
- Ты нашёл! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок. - Ты обмолотил! - потише сказали оба. - А кто зерно на мельницу носил? - Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть. - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? - Всё ты, всё ты, - чуть слышно пропищали мышата. - А вы что делали? |
Мыши подходят к столу и встают полукругом. |
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать! |
Постепенно отходят от стола. |
11. Игра «Если надо, потружусь, я работы не боюсь!»
Правильно, мы должны быть трудолюбивыми во всем, чтобы любое дело у нас получалось.
Дети продолжают фразу.
- Чтобы хорошо считать, нужно …. (трудиться на математике, выполнять задания)
- Чтобы выиграть в соревнованиях или турнире, нужно … (трудиться, тренироваться)
- Чтобы прочитать интересную книгу, нужно …. (трудиться, учиться читать)
- Чтобы участвовать в концерте, нужно … (трудиться, репетировать)
- Чтобы подарить мамочке красивую поделку, нужно ….. (потрудиться ее сделать).
12. Подведение итогов
- Ребята, вам понравилась литературная гостиная?
- Что понравилось больше всего?