Русская народная сказка как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Ключевые слова: русские народные сказки, сказка «Лиса и журавль», сказка «Колосок»


В детском саду Первой Московской гимназии проведение литературных гостиных по русским народным сказкам стало хорошей традицией.

Сказка - это один из видов знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка учит: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, знакомят его с народными традициями.

Через знакомство с русскими народными сказками на литературных гостиных ведется работа по приобщению детей к традициям русского народа. Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

На литературной гостиной наши ребята знакомятся с художественным замыслом сказки, учатся вдумываться в прочитанное, искать ответы на вопросы, знакомиться с глубиной и мощью русского языка. Теплая, дружеская атмосфера располагает к душевному разговору. И мы, педагоги, рады, когда наши малыши высказывают свое мнение, рассуждают о смыслах, заложенных в сказке, описывают характеры и поступки героев, делают выводы, стараясь понять какую главную мысль.

На литературной гостиной мы всегда читаем по ролям. В начале учебного года роли героев читают дети, у которых навык чтения уже сформировался, и педагоги. В дальнейшем, совершенствуя навык чтения, все дети сами становятся читателями: учатся читать по ролям, следить за чтением друг друга, обращать внимание на малознакомые слова в тексте. Читающий ребенок и взрослый обязательно надевает костюм в соответствии с ролью.

Для ребят мы всегда готовим «свои» книги. В них увеличен шрифт, а слова героев выделены цветом. На первых порах это очень помогает чтецам, и дети чувствуют себя более уверенными и успешными. В каждой книге всегда присутствуют яркие и красочные иллюстрации. А в конце книги мы оставляем страницу пустой для того, чтобы ребенок нарисовал полюбившегося героя или понравившийся эпизод сказки. Так книга становится по-настоящему «своей».

Каждый раз, при чтении нового произведения, дети встречаются со словами, значение которых они еще не знают. Эти слова ребята изучают, запоминают и «отправляют» в «Копилку новых слов».

Дети очень любят после прочтения произведения «поиграть» в сказку». Через такие игры-драматизации мы даем возможность детям лучше понять и почувствовать героев произведений. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения.

Неотъемлемой частью литературных гостиных являются физкультминутки в стихах. При этом мы стараемся подобрать тему физкультминутки в соответствии с произведением, которое читаем и его главными героями.

На литературной гостиной ребята знакомятся с пословицами и поговорками. Дети дошкольного возраста чаще всего дословно понимают пословицы. А сказки и рассказы становятся помощниками в постижении заложенной в пословицы мудрости. Постигая смысл пословиц и поговорок, ребенок развивает мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.

Предлагаем несколько конспектов литературных гостиных, которые проводились в подготовительных группах детского сада.

Конспект литературной гостиной по сказке «Колосок» (подготовительная группа)

Цель: формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения сказки, расширение кругозора и представлений о мире, развитие связной речи, обогащение словаря по лексической теме «Хлеб», развитие диалогической и монологической речи, приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору, развитие творческих способностей через драматизацию, воспитание трудолюбия, справедливости, взаимопомощи.

Оборудование: книги для чтения по ролям, шапочки героев сказки, иллюстрации по лексической теме «Хлеб», мнемотаблица «Хлеб», иллюстрации к сказке «Колосок», атрибуты: веник, колосок, зерно, мука, пироги, муляжи овощей, фруктов, продуктов питания и хлебных изделий.

Ход занятия

1. Интеллектуальная разминка

Педагоги по ролям загадку.

Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и Верть.
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу ходил?
Намолол муки мешок?
Это Петя - петушок.
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
«Что вы делали мышата
От рассвета до заката?
Веселились целый день,
Вам работать было лень.
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет, сначала потрудитесь
И прочтите …» (Колосок)

2. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас литературная гостиная.

- Что такое гостиная? (Это главная комната в доме, где все собираются, куда приглашаются гости).

В нашем детском саду музыкальный зал - это главная комнат, где мы можем собраться все вместе, как в гостиной.

- А что значит литературная гостиная? (Это место, где люди собираются все вместе и вслух читают стихи, рассказы, литературные произведения. А потом обсуждают прочитанное, делятся своими впечатлениями о прочитанном.)

Открываем нашу литературную гостиную.

3. Сообщение цели занятия. Чтение сказки по ролям

Сегодня мы будем читать сказку по ролям.

- Что значит чтение по ролям? (Роль героя читает один человек)

- Какие герои есть в нашей сказке? (Петушок, мышонок Верть, мышонок Круть)

- В каждой сказке есть слова рассказчика (автора).

Главные герои надевают шапочки мышат и петушка.

4. Словарная работа «Копилка слов»

В этой сказке вам услышите незнакомое для вас слово. Добавим это слово в нашу «Копилку слов».

- Молотить - выбивать зёрна из колосьев

(демонстрационная картинка)

А в каком стихотворении вы уже встречались с этим словом? (Сентябрь. С.Маршака)

Давайте вспомним это стихотворение.

Ранним утром сентября
Хлеб молотят села.
Птицы мчаться за моря
И открылись школы.

5. Чтение сказки по ролям

(для чтения используются брошюры, в которых текст героев и автора напечатаны разным цветом)

6. Физкультминутка. Подвижная игра «Смелые мышата»

Вышли мыши как-то раз

идут на месте

Посмотреть, который час.

подносят ладонь ко лбу, смотрят вдаль

Раз - два - три - четыре,

маршируют на месте

Мыши дернули за гири.

вытянутые вперед руки опускают вниз по очереди

Вдруг раздался страшный звон!
Бом - бом - бом - бом!

закрыли уши руками

Убежали мыши вон!

садятся на стульчики

7. Беседа по содержанию сказки

  1. Чем занимались мышата? (отдыхали, играли, пели, плясали)
  2. Чем занимался Петушок? (молотил зерно, отнес на мельницу, перемолол его в муку, замесил тесто, испек пироги)
  3. Помогли ли петушку мышата? (нет)
  4. Почему они не помогали? (не хотели трудиться)
  5. Какой был петушок? (трудолюбивый, справедливый)
  6. В начале сказки мышата были веселые, радостные, а какие в конце? (веселый, в конце сказки тихие, еле слышно говорили)
  7. Почему изменилось настроение мышат? (стало стыдно)
  8. Чему учит эта сказка? (Не будь ленивым, а будь трудолюбивым)

8. Игра «Будь внимательным»

Выставляются картинки с изображением продуктов питания: молоко, хлеб, конфеты, масло, булочки, батон, ватрушка, пирожки, яйца, сметана, мясо, пряники. Дети подходят по одному и выбирают только те картинки, на которых изображены продукты, изготовленные из муки.

Как назвать продукты одним словом? Какие это продукты? (Мучные или хлебные)

9. Повторение стихотворения «Хлеб» С.Погореловского с использованием мнемотаблицы

10. Инсценировка сказки «Колосок»

Педагоги распределяют роли, надевают костюмы, шапочки.

Жили-были мышата, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Дети около стульчиков крутятся и вертятся. А потом ложились спать.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
Дети сидят на стульчиках и делают вид, что спят. Петушок будит. И берет веник и начинает подметать.
А мышата стали играть в ладушки. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: - Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
А мышата тем временем затеяли хоровод. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! А и да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.

Около планшета с иллюстрацией молотит зерно (на черном коврике лежит зерно, а петушок палкой по нему стучит)
Мышата играют в ладушки.

Берет тарелочку с зерном и показывает мышатам.

Переходит к планшету с иллюстрацией мельницы. Достает из - за него тарелку с мукой.
Мышата водят хоровод.

Мышата отдыхают.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
Мышата садятся на стульчики и смотрят, как петушок тесто месит, потом дрова кладет в печку, ставит туда пироги, а потом вытаскивает их нас тол.
- Ты нашёл! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты, всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Мыши подходят к столу и встают полукругом.
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Постепенно отходят от стола.

11. Игра «Если надо, потружусь, я работы не боюсь!»

Правильно, мы должны быть трудолюбивыми во всем, чтобы любое дело у нас получалось.

Дети продолжают фразу.

  • Чтобы хорошо считать, нужно …. (трудиться на математике, выполнять задания)
  • Чтобы выиграть в соревнованиях или турнире, нужно … (трудиться, тренироваться)
  • Чтобы прочитать интересную книгу, нужно …. (трудиться, учиться читать)
  • Чтобы участвовать в концерте, нужно … (трудиться, репетировать)
  • Чтобы подарить мамочке красивую поделку, нужно ….. (потрудиться ее сделать).

12. Подведение итогов

- Ребята, вам понравилась литературная гостиная?

- Что понравилось больше всего?

Текст сказки "Колосок"

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Лиса и журавль» в рамках проекта «Литературная гостиная»