Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это способ организации учебного процесса, при котором цели, задачи и содержание, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и учебных программах, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к учению.
ФГОС нацелен на формирование такой личности ученика, которая готова к саморазвитию и самоопределению. Кроме того, он ориентирован на развитие осознанной мотивации ребенка к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, становление системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в его деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность опираться на полученный жизненный опыт.
Личностно-ориентированный подход также называют личностно-деятельностным. Он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, который рассматривается как личность со свойственными только ему чертами, интересами, склонностями и возможностями. Подобная направленность в обучении ставит личность обучающегося на первый план, позволяет модифицировать цели и результаты обучения, создать необходимые условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей ученика.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе предполагает:
- самостоятельность обучающихся - в процессе обучения педагог предоставляет детям возможность самим определить учебные цели и задачи, выбрать наиболее предпочтительные приемы их достижения и решения;
- опору на опыт - применение уже имеющихся знаний, умений и навыков в различных областях;
- целенаправленное формирование учебных умений и навыков в соответствии с индивидуальными стратегиями обучения каждого учащегося;
- учет социокультурных особенностей ученика и его образа жизни, поощрение желания быть самим собой;
- контроль эмоционального состояния ребенка, его морально-этических и нравственных ценностей;
- перераспределение ролей учителя и ученика - в процессе обучения педагог ограничивает свою ведущую роль и выполняет функцию помощника, советника, консультанта.
Основные принципы личностно-ориентированного обучения
Динамическое развитие общества требует формирования ярких и независимых личностей, способных хорошо ориентироваться в социуме. Современные педагоги считают личностно-ориентированное обучение ключевым стратегическим направлением и ведущей тенденцией развития школьной системы образования всего мира.
Любая педагогическая технология обучения, основанная на личностно-ориентированном подходе, способствует выявлению характерных особенностей каждого ребенка как субъекта, признает и учитывает самобытность и самоценность личного опыта ученика, на основе этого багажа знаний, умений, навыков выстраивает педагогическое воздействие.
Личностно-ориентированный подход в современных условиях образовательной системы - базовая ориентация педагога. Именно она определяет его позицию во взаимоотношениях с детским коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащимся в осознании себя личностью. Также он способствует выявлению и раскрытию возможностей каждого ученика, становлению его самосознания, осуществлению самоопределения, самореализации, самоутверждения. Таким образом, между учителем и учениками создаются гуманистические взаимоотношения, благодаря которым ребёнок осознает себя личностью и начинает видеть личность в окружающих.
Личностно-ориентированное образование предполагает содействие раскрытию каждой личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) как личности неповторимой и уникальной, ее потребностей и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности. Результаты подобного образования на личностно-ориентированном основании, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания, практической деятельности человека.
Суть современной личностно-ориентированной образовательной системы заключается в отказе от системы, при которой основным показателем образованности человека считался объем его знаний, и усилении внимания к личности каждого ученика, которая в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания выполняет приоритетную роль.
Построенное на принципах личностно-ориентированного подхода образование самого учителя начальных классов способствует развитию и саморазвитию, так как опирается и на выявление его собственных индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный подход характеризуется направленностью на осуществление выбора человеком, то есть выбора потребностей, осознания смысла его бытия и личностного существования, свободный выбор своего мировоззрения, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие, самореализация и самоопределение. Задачей учителя в современных условиях становится помощь каждому ученику в выстраивании собственной личности: выбор значимых для себя ценностей, овладение системой знаний, выявление круга интересующих вопросов, освоение способов их решения, открытие собственного мира.
Реализация обучения, основанного на личностно-ориентированном подходе, оптимальна при использовании личностно-ориентированных педагогических технологий, а также при новом осмыслении профессиональных принципов педагога.
Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе, я использую следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Слова Конфуция: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь".
Эта технология привлекательна новыми возможностями построения любого урока, где учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.
Технологию проблемного обучения больше подходит, на мой взгляд, в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
Использование этой технологии на уроке математики в 1 классе
Тема урока: Образование и запись чисел второго десятка.
На доске:
- 6 + 3 =
- 9-8 =
- 10+1 =
Дети сталкиваются с трудностью при решении последнего примера.
- В чем трудность? (Не решали такие примеры, т.к. не изучали числа второго десятка)
- Какая цель нашего урока? (Научиться образованию и записи чисел второго десятка)
- Значит, какая тема сегодня на уроке? (Образование и запись чисел второго десятка.)
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением - это яркий пример еще и здоровье сбережения;
- повысить самооценку учащихся, т.к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
2. Здоровьесберегающие технологии
Данная технология включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз на переменах, беседы на родительских собраниях на темы: «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок»
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем ребята могли уже самостоятельно их применять на практике.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
1) Математика
Решите задачу: Маша съела 5 конфет, а Лиза на 2 меньше. Сколько конфет съели обе девочки вместе?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
- Можно съедать так много конфет? Почему?
- Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
2) Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного материала с выводами о здоровом образе жизни, правильном питании.
Дети 1 класса любят читать сказки, многие из которых позволяют делать выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать воду из водоёмов? (Нет, для питья используется только чистая вода. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.)
- Если вода прозрачная, красивая, она обязательно чистая? (Нет. В ней могут быть невидимые живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.)
На уроках дети устают, снижается внимание, и чтобы это предотвратить, применяю различные упражнения. На письменных уроках провожу пальчиковую разминку с массажными шариками. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, ИКТ.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость.
В известной степени неудовлетворённость собой является врождённой категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Технологию групповой работы я применяю уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 3-4 человека по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, - но всем вместе.
Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема "10 наливных яблок". Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
На уроке математики ученикам предлагаю карточки с различными заданиями
Например,
- 1 группе: дополнить задачу и решить её.
- 2 группе: начертить прямоугольник, провести внутри его отрезок и разделить тем самым на два треугольника
- 3 группе: составить задачу по краткой записи и решить её.
На уроке русского языка работа в парах:
Детям предлагаются задания:
Рука - ручонка, ручонка - ручей.
Ножонка - нож, ножонка - нога.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло и помощника. Главная цель работы в группе - приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микро коллективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
4. Игровые технологии
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок - спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры - соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. Сначала чтоб этот звук был в начале, потом в середине и в конце. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв, данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:
ЛИС УБЬ
МЕТ ЖКА
ГОЛ ТВА
КРУ ДЫШ
ЛАН ЕЛЬ
(Ответ: листва, метель, голубь, кружка, ландыш)
2) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
- Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)
Например, еще можно использовать на уроке математике эстафету с примерами.
Команды делятся по рядам.
- 1 ряд это команда лисичек
- 2 ряд команда зайчиков
- 3 ряд команда белочек
На доске выражения: каждый ребенок выбегает со своего ряда и решает примеры чей ряд быстрее решит, тот ряд и выигрывает.
4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться, о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения.
Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах - более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
5. Технологии уровневой дифференциации обучения
На своих уроках я также применяю технологии уровневой дифференциации обучения. Все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.
6. Информационно-коммуникативные технологии
С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использую информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяем, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
В заключении хотелось бы сказать, что педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создает условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, что позволяет говорить о личностно-ориентированном обучении.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья - умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.