Развитие творческой личности на основе проблемного и экологического подходов в современном образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное образование, как известно, нацелено на формирование и развитие творческой личности, способной решать проблемы в нестандартных ситуациях, возникающих в современном обществе, ориентированном на создание нового. Все это связано с поиском аспектов интеграции подходов, гармонизации обновленных целей, содержания и процесса современного образования, что отражается в моделях формирования и развития творческой личности - личности XXI в.

Что такое современное образование?

Образование, по словарному определению, трактуется как «обучение, просвещение», «процесс и результат усвоения суммы знаний и умений», «совокупность знаний, полученных в результате обучения». Вместе с тем специфика современного образования состоит в том, что, с одной стороны, нарастающий объем информации в обществе приводит к увеличению объема усваиваемых знаний, что вызывает необходимость овладения не столько самими знаниями, сколько способами их получения; с другой стороны, нарастающая проблематизация в обществе и в образовании стимулируют разрешение этой ситуации на основе объединения подходов в современном образовании.

Проблемный подход, нацеленный на развитие творческой личности, раскрывается на основе систематизации его базовых понятий в форме «понятийной цепи»: проблемность - основное условие реализации цели развития мира и человека; проблемная ситуация - способ создания проблемности; проблемная задача - средство создания проблемной ситуации; проблема - единица содержания проблемного образования; проблематизация как механизм вскрытия проблемы в объекте субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах.

Возникает вопрос, можно ли перенести эту понятийную цепь в пространство экологического подхода?

Современное образование предполагает включение, то есть «вписывание» образа человека в образ современного проблемного мира, где с одной стороны, человек должен видеть и решать постоянно возникающие «проблемы», быть творческой личностью (творчество здесь понимается как процесс создания «нового» для себя и для других, для окружающего мира), что в образовательном процессе осуществляется на основе проблемного подхода; с другой стороны, человек должен видеть и решать постоянно возникающие «экологические проблемы» (человек, среда, отношения человека и среды), что в образовательном процессе реализуется на основе экологического подхода. Таким образом, экологический подход, также направленный на развитие творческой личности через постановку и решение экологических проблем может быть основан на «понятийной цепи»: «экологичность» как основное условие развития экологически ориентированной личности в мире; экологическая ситуация как способ создания «экологичности»; экологическая задача как средство создания экологической ситуации; экологическая проблема как единица содержания экологического образования; «экологизация» как механизм вскрытия экологической проблемы в объекте субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной деятельности.

Таким образом, проблемный и экологический подходы могут быть интегрированы в контексте понятийного аспекта.

Возможна ли интеграция проблемного и экологического подходов на основе категориального аспекта, определяющего соотношение этих подходов с такими общепедагогическими категориями, как цель, содержание, методы?

Так, целью проблемного подхода как образовательной стратегии является воспитание культуры мышления через развитие творческого мышления, культуры общения через развитие творческих межличностных отношений, культуры поведения через развитие творческой деятельности, культуры ценностного отношения к миру, через развитие самой творческой личности при постановке и решении проблем субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности. Если сопоставить цели проблемного и экологического подходов к образованию, то можно увидеть направления их интеграции. Во-первых, «познание как ценность» реализуется на основе творческого мышления (культура мышления); во-вторых, «другие люди как ценность» соотносится с развитием творческих межличностных отношений (культура общения); в-третьих, «социально значимая деятельность как ценность» связана с творческой деятельностью (культура поведения); в-четвертых, «я как ценность» и «природа как ценность» соотносятся с самой творческой личностью (культура ценностного отношения к миру)». Исходя из сказанного, на основании интеграции проблемного и экологического подходов по категории цели можно представить «зеркальное» определение экологического подхода. Экологический подход - это образовательная стратегия, нацеленная на формирование культуры экологического мышления, культуры экологического общения, культуры экологического поведения, культуры экологического ценностного отношения к миру в ходе постановки и решения экологических проблем субъектами проблемного взаимодействия (педагогом и обучающимся) в образовательной, а также социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности.

На основе интеграции этих уровней проблемности выявлены четыре основных уровня проблемности в зависимости от степени активности педагога и обучающегося в постановке и решении проблем: проблемное изложение педагогом учебного содержания, постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы. Эти уровни проблемности могут быть перенесены и в сферу экологического подхода: проблемное изложение педагогом экологического содержания, постановка педагогом экологической проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом экологической проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся экологической проблемы. Таким образом, интеграция проблемного и экологического подходов в категориальном аспекте по категории цели, возможна.

Возможна ли интеграция этих подходов по категории содержания образования?

Для содержания современного образования характерно видение в контексте культуры. При этом не только образование может рассматриваться в контексте культуры, но и культура может раскрываться в контексте образования. Так, культура в обобщенном виде определяется теоретиком проблемного обучения И. Я. Лернером «как социальный опыт, накопленный человечеством и включающий знания, способы репродуктивной и творческой деятельности, систему эмоционально-ценностных отношений к миру, окружающей действительности». Здесь же И. Я. Лернер пишет, что на всех ступенях обучения необходимо содержание образования, «включающее систему взаимосвязанных и постоянно усложняющихся знаний, в том числе глобальных проблем человечества; способы применения знаний на широко понимаемой, то есть теоретической и прикладной (технологической) практике; структура творческой деятельности на основе приобретенных знаний и умений; эмоционально-ценностное отношение как к процессу усвоения содержания образования, так и к объектам усвоения, к познаваемому миру и его проблемам». Также в содержание образования наряду с «готовыми» знаниями и опытом деятельности «по образцу» В. В. Краевский включает как опыт творческой деятельности, так и эмоционально-ценностные отношения. И именно поэтому культура как социальный опыт творческой деятельности поколений может быть присвоена личностью через освоение содержания образования в совокупности вышеперечисленных компонентов в контексте проблемного подхода: система знаний, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и его проблемам. В контексте экологического подхода мы можем рассмотреть «зеркальные» компоненты содержания экологического образования: система экологических знаний, умения и навыки применения экологических знаний, опыт творческой экологической деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и экологическим проблемам. Все это позволяет определить современное образование в целом и экологическое образование в частности как «процесс и результат овладения системой знаний, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностным отношением к миру и его проблемам на основе овладения способами их добывания в контексте культуры личности и общества».

Итак, была показана возможность интеграции проблемного и экологического подходов в контексте их сопоставления по категории содержания образования.

Возможна ли интеграция проблемного и экологического подходов в контексте категории метода?

Как известно, в качестве главного метода проблемного образования выступает процесс вскрытия педагогом и обучающимся в учебном содержании проблем, на основе которых формулируются проблемные задачи, стимулирующие различные модели проблемной ситуации. На основе концепции А. М. Матюшкина о существовании четырех моделей проблемной ситуации можно предположить, что если существует не одна, а четыре модели проблемной ситуации, то должны существовать не один, а четыре типа проблемных заданий, каждое их которых как средство создания проблемной ситуации может стимулировать «определенную модель проблемной ситуации». Таким образом, четыре модели проблемной ситуации, которые были систематизированы А. М. Матюшкиным, могут быть соотнесены с четырьмя типами проблемных заданий, которые стимулируют определенную модель проблемной ситуации. Вышеназванные четыре типа проблемных заданий являются средством создания четырех моделей проблемной ситуации, которые могут переходить одна в другую. На материале обучения экологии был зафиксирован пятый тип проблемных заданий пространственно-графического типа.

Таким образом была доказана возможность интеграции проблемного и экологического подходов на основе их сопоставления по категориальному аспекту.

Как строится модель развития творческой личности на основе интеграции проблемного и экологического подходов?

Модель может трактоваться как схема или образец объектов, процессов и явлений, а также характеризоваться как функциональная, фиксирующая нацеленность модели; содержательная, раскрывающая ее содержание; процессуальная, демонстрирующая процесс ее реализации.

Данная модель основана на интеграции проблемного и экологического подходов и определяется как схема развития творческой личности, включает 3 основания - основание цели современного (экологического) образования, соотносимое с интеграцией проблемного и экологического подходов, которое включает следующие компоненты: культура мышления, культура общения, культура поведения, культура ценностного отношения к миру; основание содержания современного образования, соотносимое с экологическом подходом, которое включает следующие компоненты: система знаний (экологических); умения и навыки (применения экологических знаний); опыт творческой (экологической) деятельности; ценностное отношение к миру и его проблемам (экологическим); основание процесса проблематизации содержания современного (экологического) образования, которое включает следующие компоненты: возникновение/преодоление преграды; нарушение/восстановление структуры; наличие/решение альтернативы; исключение/нахождение информации.

Какие примеры заданий для реализации данной модели можно привести?

1. Непроблемное задание: «Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время». Проблемное задание: «Найдите противоречие. Как решить проблему? Как остановить вымирание животных из-за уменьшения их численности и сокращения биологического разнообразия? Как быть? Ваши действия?».

2. Непроблемное задание: «Дайте определение загрязнения окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы». Проблемное задание: «Восстановите информацию в правильной последовательности и выберите правильный вариант. Можете ли вы сравнить последствия единовременного извержения вулкана, работы угольной котельной в течение года, и 3000 автомобилей за три месяца? В чем сходства и отличия этих видов загрязнения окружающей среды? Как можно определить загрязнение окружающей среды? Каковы его виды, объекты и масштабы?»

3. Непроблемное задание: «Назовите главные загрязнители атмосферного воздуха». Проблемное задание: «Выберите из предложенных лучшее определение загрязнения, загрязняющих компонентов (предлагается несколько определений). Какие загрязняющие компоненты более опасны? Каков состав воздуха без их учета? Какие загрязняющие компоненты попадают в атмосферу антропогенным путем, а какие - естественным? Возможно ли полное прекращение антропогенного загрязнения воздуха? Какие изменения произойдут при этом? Можете ли вы проанализировать последствия попадания загрязнителей в воздух? Будет ли отличаться структура очищенного воздуха от его структуры до загрязнения?»

4. Непроблемное задание: «Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы». Проблемное задание: «Найдите информацию. Догадайтесь, что понимается под экологическим процессом? Какие виды экологических процессов вы знаете, а какие вам не известны? Какую роль играет человек в экологических процессах? Какие виды вмешательства человека в экологические процессы наиболее опасны, и почему?»

5. Непроблемное задание: «Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ?» Проблемное задание: «Представьте информацию графически в пространстве. Какую схему поступления загрязняющих веществ в окружающую среду вашего населенного пункта вы можете графически представить? Какие могут быть способы решения проблем загрязнения вашего населенного пункта? По итогам исследования подготовьте презентацию и сделайте доклад.»

Таким образом, разработанная модель способствует развитию творческой личности: во-первых, нацеленной на воспитание культуры мышления, культуры общения, культуры поведения, культуры ценностного отношения к миру и его проблемам; во-вторых, владеющей системой знаний, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, ценностным отношением к миру и его проблемам; в-третьих, умеющей ставить и решать проблемы на основе преодоления преграды, восстановления структуры, решения альтернативы, нахождения информации.

Используемая литература

  1. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - 4-е изд. доп. - М.: Азбуковник, 2001. - 944 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд. доп., испр. и пер. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
  3. Ковалевская Е.В. Аспекты интеграции проблемного, экологического и проектного подходов в современном образовании // Проблемный и экологический подходы в современном образовании: материалы IX Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (19-20 марта 2009 г.): сб. ст. / отв. ред. Е.В.Ковалевская. - М.: Спутник+, 2009. - С. 19-22.
  4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
  5. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. - М.: РОУ, 1995. - 128с.
  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
  7. Ковалевская Е.В. Проблемный и ноосферный подходы в реализации средств современного образования (лингво-педагогическая модель) // Проблемный и ноосферный подходы к реализации средств современного образования в условиях устойчивого развития цивилизации: материалы XVI Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» (17 марта 2016 г.): сб. ст. / отв. ред. Е.В.Ковалевская. - М.: Спутник+, 2017. - С. 24-29.