Урок изобразительное искусство «Я так вижу!». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Здравствуйте, ребята! Люди в целом устроены одинаково. Каждый человек имеет два глаза, но мы видим мир по-разному. И это прекрасно. Было б очень скучно, если мы видели все плоско и беспристрастно, как глаз видеокамеры. Человеческий мозг - не просто машина, у каждого из нас есть способность к фантазии и творчеству. У каждого есть свой опыт, свои впечатления, свои склонности, мы любим разные цвета, разные времена года, любим по-разному двигаться. Все эти наши особенности и привычки влияют и на наше восприятие мира. Кроме того, мы умеем играть. Делать что-то для чистого удовольствия. Без пользы или выгоды. Мы - творцы.

В древнегреческом языке Бога Творца называли словом «ποιητής» Пойэтэс. Поэт. Глядя на разнообразие всего, что есть на земле, в воде, в воздухе и в бескрайнем космосе, на красоту нашего мира, можно понять, почему людей, которые умеют играть рифмами и словами называют поэтами. Послушайте одно стихотворение Александра Аронова, посвящённое памяти другого замечательного детского поэта Даниила Хармса. Называется оно «Школа поэтов».

ШКОЛА ПОЭТОВ. Памяти Д.Хармса.

Учитель: «Расскажи нам стихотворение». (Зачитывается произведение).

Первый:

Я видел, как мылся
Над тёплой водой
Усатый,
к тому же он был
С бородой.
А мальчик с собакой
Стерёг у реки
Усатого вещи:
Берет и очки.

Учитель: Теперь ты.

Второй:

Я видел:
Купалась в холодной воде
Собака с усами
И при бороде.
А мальчик стерёг
На песке у реки
Собакины вещи:
Берет и очки.

Учитель: Хорошо, теперь ты.

Третий:

Я видел...
Ах, вспомнил!
В песке у реки
Собака
Стирала
Берет и очки.
И в трусиках
Мальчик купался в воде
В собакиных усиках
И в бороде.

Учитель: Молодец! А ты?

Четвёртый:

Я видел, я видел -
Усы с бородой
Купались вдвоём,
Обливались водой.
Лежали
Берет и очки
На песке,
А мальчик -
Собака! -
Купался в реке.

Учитель: Всем «5». Садитесь.

Это было небольшое шуточное литературное вдохновение. А теперь обратимся к рисункам. Они принадлежат кисточке известного художника Брендана Венцеля. Его родители были художниками, и все они очень любили животных. Поэтому Брендан их с детства рисовал. Когда он вырос, сначала иллюстрировал чужие книги. Но та, с которой мы познакомимся сейчас полностью придумана, написана и нарисована самим Бренданом. За оригинальную идею и исполнение эта книга получила высшую награду "Медаль Кальдекотта" - это значимая премия в области иллюстрированных детских книг.

Итак «Они все видели кота».

Просмотр иллюстраций презентации.

  • Слайд 1. Мальчик видит кота.
  • Слайд 2. Собака видит кота.
  • Слайд 3. Лиса видит кота.
  • Слайд 4. Рыбка видит кота.
  • Слайд 5. Мышь видит кота.
  • Слайд 6. Пчела видит кота.
  • Слайд 7. Птица видит кота.
  • Слайд 8. Блоха видит кота.
  • Слайд 9. Змея видит кота.
  • Слайд. 10 Скунс видит кота.
  • Слайд 11. Летучая мышь видит кота.
  • Слайд 12. Червяк видит кота.
  • Слайд 13. Они все видят кота.
  • Слайд 14. Кот подходит к воде. И что он там видит?

Ребята, как вам понравилась книга? Скажите, что использовал художник, когда придумывал такие необычные портреты кота?

Варианты ответов:

  1. Эмоциональное восприятие: презрение (собака), страх (мышь), охотничий интерес (лиса), мальчик -?
  2. Необычный ракурс: птица (видит сверху, с большой высоты), блоха (маленькая, кот - это ландшафт скорее, шерсть как лес или травы), рыбка
  3. Особенности зрения: пчела (сетчатое зрение), змея (тепловизор), скунс (черно-белый), червяк (вибрации), летучая мышь («видит» ультразвуком, у художника получились звездочки, так как летучая мышь - ночное животное).

А как видит себя сам кот? В отражении воды, круги по воде искажают картинку.

Задание для вас: найдите свой взгляд. Чьими глазами, через какую эмоцию, с какого ракурса вы сейчас будете рисовать?

Темы для рисунков:

  • «Я сам глазами моего любимого животного» (как оно на вас смотрит: снизу вверху? Сверху вниз? Из-под стола. Со шкафа. Из-за дивана. Через прутики клетки. Через стекло аквариума.)
  • «Наш класс глазами мухи»
  • «Как я вижу свою школу» (спросонья сквозь ресницы, широко открытыми глазами)
  • «Мир глазами (бабочки, ребёнка, птицы из гнезда, пассажира и,т.д).

Ребята увлечённо работают. В завершение урока выставка работ, обсуждение, оценивание.