Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ. Тема урока: "Разнообразие растений". 3-й класс (общеобразовательная школа и дети ОВЗ)

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Экология, Инклюзивное образование, Краеведение

Класс: 3

Ключевые слова: ОВЗ, окружающий мир, растения, УМК «Школа России»


Тип урока: обобщение ранее полученных знаний.

УМК: «Школа России». Автор А.А.Плешаков.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • обобщить знания учащихся о растении как живом организме;
  • повторить классификации растений по различным признакам;
  • расширить представления об особенностях приспособления растений к различным природным условиям и функциях частей растения через включение учащихся в учебно-исследовательскую и практическую деятельность;
  • в процессе выполнения поисковых заданий, опираясь на личный опыт учащихся, подвести их к осознанию значения растений для жизнедеятельности человека;
  • формировать обобщённые способы мыслительной деятельности: синтез, обобщение, классификацию, систематизацию, моделирование; развивать способности к контролю и самоконтролю, планированию и рефлексии познавательной деятельности;
  • способствовать духовному росту школьников через экологическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

2. Регулятивные:

  • называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • осуществлять самопроверку ответов и взаимопроверку работ;
  • оценивать правильность выполненного задания;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • ориентироваться в системе знаний (тема «РАСТЕНИЯ»), отличать полученные знания от новых;
  • работать с информационным материалом - учебником, тетрадью, дополнительной литературой (самостоятельно находить материал и задания);

б) логические:

  • анализировать, сравнивать растения, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне), выделять их характерные особенности;

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать

4. Коммуникативные:

  • читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;
  • умение высказать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);
  • соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция зрительной памяти и внимания;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитание навыков самообслуживания.
  • расширение кругозора учащихся
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
  • развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей

Здоровьесберегающие:

  • закреплять навык правильной посадки при работе, при письме;
  • коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук;
  • учить приёмам релаксации.

Технологии обучения:

  • Личностно-ориентированная;
  • здоровьесберегающие (психологизация, медитация, массаж биологически активных зон, физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика Стрельниковой, хатха-йога, ароматерапия, фиточай);
  • информационно-коммуникационная;
  • проблемно-исследовательская.

Место проведения занятия: 3 класс.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер, гербарии, карточки для групповой работы, презентация, выполненная в программе PowerPoint, учебник «Окружающий мир. 3 класс».

Ход урока

Специфика применения педагогических технологий в инклюзивном классе.

Планирование урока в инклюзивном классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи, предусматривает в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке практически все задания демонстрирую на экран с помощью проектора.

На уроке использованы здоровьесберегающие технологии (Физкультминутка составлена с учетом упражнений для детей с ОВЗ).

Для детей с ОВЗ подобраны дифференцированные задания.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму: Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) - обучающиеся проговаривают задание после учителя.

На уроке применяются следующие коррекционные методы:

  • информационные методы (беседа, консультирование).
  • практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
  • оценочные методы (поощрение).

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.